Силовые структуры
00:01, 7 декабря 2020

«Дядю никто не найдет, и все забудется» Российские школьницы оговорили мужчину, чтобы их не ругали за прогул. Он сел на 13 лет за педофилию

Мария Рубникович (Редактор отдела «Силовые структуры»)
Фото: Юрий Мартьянов / «Коммерсантъ»

Сергей Жалоба стал подозреваемым по делу о педофилии после того как московские пятиклассницы рассказали родителям, что незнакомый дядя мастурбировал перед ними в подъезде. По словам школьниц из-за этого они побоялись выйти из дома и пропустили занятия в школе. Более двух лет мужчина провел в СИЗО, а когда дело направили в суд, девочки признались, что выдумали историю с педофилом, чтобы их не ругали за прогул. Но суд проигнорировал эти признания и в октябре прошлого года отправил Жалобу в колонию на 13 лет. В уголовном деле, построенном на фантазиях 11-летних детей, разбиралась «Лента.ру».

«На лестничной площадке он залез себе в штаны»

13 сентября 2018 года в Москву из Молдавии на заработки приехали супруги Сергей и Галина Жалоба. Вскоре муж устроился частным ремонтником, а жена — продавцом на рынке. Как вспоминает Галина, ехать в Москву тогда почему-то не хотелось.

Утром 26 сентября Сергей отвез жену на работу, помог ей выгрузить товар и, как обычно, отправился разносить свои визитки по почтовым ящикам в подъездах, ожидая откликов от новых клиентов. Отклик Жалоба получил: в тот же день в их двери позвонили оперативники, а шесть дней спустя Сергей попал в СИЗО, где остается до сих пор.

Все, что Жалоба понял тогда со слов полицейских, — что в подъезде его видели две школьницы. Воспоминания девочек сильно отличались от версии ремонтника. Подруги Маша и Настя — ученицы пятого класса — 26 сентября должны были идти в школу, но сидеть на уроках им совсем не хотелось. Тем более родителей Маши дома не было, зато была собака.

В 9:54, нагулявшись и наигравшись в прятки, девочки пошли к Маше. Они заметили, что по району от дома к дому ходит мужчина. Если дверь подъезда была не заперта — он заходил. Вслед за девочками он зашел и в подъезд Маши. Настя придержала ему дверь.

«А вы чего не в школе?» — спросил Жалоба. «Нам к трем», — ответила Настя, и девочки пошли дальше. Они зашли домой, но не успели насладиться импровизированным выходным, как зазвонил мобильный Маши. Педагоги уже сообщили родителям, что их дочь не появилась на уроке, и прогульщицам пришлось идти на занятия.

День в школе прошел как обычно, но вечером родители сильно отругали Машу за прогул. В тот же вечер ее мама пришла в полицию и написала заявление, «чтобы проинформировать правоохранительные органы» о происках загадочного педофила.

Мать Маши сообщила, что прогулявшие уроки девочки заметили около дома незнакомого мужчину, который пытался войти в разные подъезды, дергая ручки, а потом зашел в подъезд вместе со школьницами.

Хотя в заявлении матери Маши не было ни состава преступления, ни просьбы разобраться с гражданином, полицейские были обязаны отреагировать на сообщение. Сначала вызвали Машу. В отделе полиции девочка повторила свой рассказ и добавила, что в подъезде с ними была свидетельница — пожилая соседка, которая спускалась с четвертого этажа.

Якобы Сергей Жалоба поднялся ей навстречу, дождался, пока она выйдет из подъезда, а затем спустился на второй этаж и, «приподняв куртку, одной рукой залез себе в штаны». После этого, уверяет школьница, они с подругой сидели в квартире и «боялись» выйти.

Правда, потом, как пояснила на допросе преподавательница девочек по русскому языку, они спокойно вернулись в школу к третьему или четвертому уроку. «Я провела с ними профилактическую беседу по поводу прогула. О том, что с ними что-то произошло, Маша и Настя не рассказывали», — уверяет педагог.

«Оголил свою письку и рукой стал гладить»

Как бы то ни было, в таком виде материал попал к следователю Кузьминского межрайонного следственного отдела. Стоит отметить: на этом этапе Сергею Жалобе грозили лишь неприятные вопросы от полицейских. Но ситуация очень быстро начала меняться.

1 октября 2018 года Машу вызвали к следователю. Под его контролем дело обросло новыми подробностями (орфография и пунктуация объяснений девочки сохранены).

Согласно протоколу, испуганные школьницы якобы закрылись на все замки в квартире Маши, взяли с кухни три ножа и в страхе стали ждать маму. В этой версии в деле появился очевидный состав преступления по статье 132 УК РФ («Насильственные действия сексуального характера»). Иными словами, у Жалобы был умысел и желание удовлетворить свои половые потребности.

Механизм был запущен. На очной ставке девочки опознали Жалобу как мужчину, который показал им свой половой орган. На это Сергей ответил, что даже лиц школьниц не может вспомнить — просто зашел за ними в подъезд, разложил визитки и вернулся домой.

Скоростное совращение

3 октября Жалобу арестовали. Но никаких следственных действий по делу, за которое грозит 20 лет лишения свободы, не проводилось почти год.

Спустя почти год отписок адвокаты заявили ходатайство о признании незаконным бездействие следователя по делу Жалобы. Защитники среди прочего указали, что следствие обязано устанавливать все значимые для уголовного дела обстоятельства, однако оно отказывается исследовать позицию двух сторон.

Более того, в материалах дела отсутствовал рапорт сотрудника полиции и заявление второй потерпевшей о преступлении. Следователи не допросили учителей, которые могли бы дать характеристику школьницам, и законных представителей девочек.

В мае 2019 года судья вынес следствию частное определение за бездействие — однако, как отмечают адвокаты, на эффективности работы это не отразилось.

По версии следствия, в 9:54 обвиняемый зашел за девочками в подъезд, а уже в 9:56 вышел на улицу. За это время, исходя из материалов дела, 61-летний на тот момент Сергей успел подняться на третий этаж, подождать, когда с четвертого этажа спустится соседка-пенсионерка и вернуться на пролет ниже.

Там Жалоба поднял куртку, приспустил штаны и трусы, занялся онанизмом, а потом оделся и ушел. Между тем Сергей упоминал о том, что, разложив визитки, даже обогнал пожилую женщину на выходе из подъезда.

«Нерусский — значит, будет сидеть»

Впрочем, все эти факторы не показались странными ни обвинению, ни суду. Как вспоминают адвокаты, судья заявила, что Жалоба просто «не довел дело до конца». По словам супруги осужденного, следователям было просто безразлично, чем закончится это дело.

Как говорит Галина, в объективном расследовании никто из следователей заинтересован не был. Как только Сергея задержали, вместо объяснений она услышала лишь: «Он нерусский — значит, все равно будет сидеть». Получив отказ на очередные ходатайства, защита Жалобы начала собственное расследование.

Адвокаты решили самостоятельно связаться с соседкой Маши и провести эксперимент. Детали рокового дня женщина не помнила, но повторить свой маршрут согласилась. Выяснилось: на то, чтобы спуститься вниз и выйти из подъезда, у нее уходит две минуты. Получалось, что пенсионерка находилась в подъезде все время, пока там был Сергей.

Предоставить записи с камер наблюдения следователи не смогли. По словам адвокатов, видео исчезли уже спустя несколько дней после ареста Жалобы. Вместо видеозаписи, на которой было бы видно, в какой момент выходила соседка, следователи приобщили к делу только скриншоты с нее. На кадрах видно, как Жалоба зашел в подъезд и как он ушел от дома.

И следствие, и суд сочли нестыковки во времени в деле Жалобы малозначительным фактором, никаких следственных действий за этим не последовало. Поэтому жена Сергея и его адвокаты решили поговорить с потерпевшими.

«Дядю никто не найдет, и все быстро забудется»

Защитник Александр Чернов и жена обвиняемого Галина Жалоба первой посетили мать Насти. Адвокат спросил, сколько, по мнению представительницы потерпевшей, времени заняло преступление. Та предположила, что десять минут, а узнав про две, заявленные следствием, пообещала разобраться. Тогда визитеры направились к матери Маши.

По словам Насти, половой орган они с Машей не видели. Жалоба просто стоял на площадке между первым и вторым этажами. Чем он занимался — Настя не знает. На мужчину девочки даже не обратили внимания — вспомнили о нем лишь тогда, когда поняли, что об их прогуле стало известно родителям.

Тут есть важный момент: в 2018 году полиция в Москве активно искала двух эксгибиционистов, совершавших преступления против школьниц в подъездах жилых домов. Об этом много говорили в школьных чатах, учителя проводили беседы с ученицами — скорее всего, именно эти предостережения и стали основой для версии, сочиненной Машей и Настей.

Как рассказала Настя, Маша, которую в школе характеризовали как прилежную хорошистку, испугалась, что ей достанется от матери, и решила переключить ее внимание на «страшную новость». Настя наказания не боялась, но легенду подруги поддержала. Девочки считали, что «дядю никто не найдет, и все быстро забудется».

Узнав, что из-за дочери в СИЗО больше года сидит невиновный человек, мать Насти написала заявление в Следственный комитет России (СКР), где изложила новую версию событий.

В скором времени в СКР оказалось и второе заявление — от матери Маши. По словам женщины, к ней пришла дочь Сергея Жалобы и попросила посмотреть копию заявления Насти. Прочитав признание школьницы, мать Маши решила серьезно поговорить и со своей дочерью.

Маша убедила мать, что сама на «дядю не смотрела», а вот Настя затолкнула ее в квартиру и сказала, что он «дрочил». Материал приобщили к делу. В течение нескольких месяцев проводились проверки, а школьниц вновь вызвали на допрос.

«Мне так сказал говорить следователь»

В СКР Настя вновь повторила, что не видела, как Жалоба засовывает руку в штаны, а вся их с Машей история — выдумка.

Вскоре от версии с подмигиваниями и улыбками Жалобы отказалась и Маша. Исчезли из ее показаний и утверждения, что от страха девочки до вечера оставались в квартире и ждали, когда мать Маши придет с работы. Однако полностью от пугающей истории школьница не отказалась.

Она утверждала, что видела, как мужчина мастурбировал — просто не снимая штаны, трусы и не оголяя половой орган. Соврать, по словам Маши, ее подговорила Настя, которая испугалась, что «дядю не посадят, и он нас найдет». На допрос вызывали и следователя, который вел дело Жалобы.

Тот подчеркнул, что весомыми являются лишь первые показания школьниц. Оснований не доверять этим показаниям у следствия нет, поскольку они были получены в присутствии законных представителей девочек и психолога.

В СКР подчеркивали, что доказательств вины Жалобы достаточно. Речь, в частности, шла о показаниях потерпевших, протоколе опознания подозреваемого, показаниях самого Сергея и «иных материалах» уголовного дела. При этом следователь не пояснил, какие именно показания Жалобы доказывают его вину.

Не стали в СКР раскрывать и то, что такое «иные материалы» уголовного дела. Возможно, речь шла о нескольких экспертизах, проведенных в рамках расследования. Одна из них показала, что у подсудимого нет расстройств сексуальных предпочтений в виде педофилии, а вторая — что потерпевшие девочки не склонны к излишнему фантазированию.

По словам адвоката Фомичева, следователи предпочли заострить внимание именно на второй.

***

23 октября 2020 года на закрытом заседании в Кузьминском районном суде Москвы судья по фамилии Суздаль приговорила Сергея Жалобу к 13 годам лишения свободы, признав его виновным по статье 132 УК РФ («Насильственные действия сексуального характера»).

За комментариями по делу осужденного «Лента.ру» обратилась в СКР. Официальный представитель столичного главка ведомства Юлия Иванова предпочла не комментировать работу своих коллег и подчеркнула, что приговор Жалобе еще не вступил в законную силу.

< Назад в рубрику