Путешествия
00:01, 8 декабря 2020

Грешным делом Инцест, больные дети и кладбище во дворце: как жил владелец главного замка Испании

Вероника Гудкова (Редактор отдела «Ценности»)
Кадр: фильм «Заговор в Эскориале»

Испанского короля Филиппа II можно без всяких оговорок назвать человеком долга. Он заботился о подданных и ревностно следовал церковным правилам. Однако это не помешало ему обзавестись любовницами и выстроить себе роскошный замок Эскориал. О том, как жил «король-монах» в своей резиденции-монастыре, — в новом материале «Ленты.ру» из цикла о знаменитых дворцах.

Юный Габсбург

XVI век был одним из самых сложных и захватывающих в европейской (да и не только европейской) истории: споры и войны за престолонаследие, религиозные распри, кровавые короли (в числе которых и русский царь Иван Грозный), огнем и мечом объединявшие свои земли и заложившие основы абсолютизма. Одним из важных персонажей этой сложной и тяжелой эпохи был Филипп II — сын императора Священной Римской империи Карла V и его жены Изабеллы Португальской.

Отец-король постоянно разъезжал по своим владениям, и в испанских городах Толедо и Вальядолиде, где практически безвыездно жили его жена и дети (сын Филипп и дочери Мария и Хуана) бывал наездами. Тем не менее Карл активно готовил Филиппа в наследники и учил правилам государственного управления, отправляя ему длинные письма — целые образовательные рефераты.

Когда Филиппу было всего 12 лет, умерла его мать, королева Изабелла. Мальчика воспитывали многочисленные придворные, учителя и священники, которые привили ему искреннюю и глубокую религиозность. Кроме Библии использовались самые свежие философские концепции того времени, вроде трактата Эразма Роттердамского «Воспитание христианских принцев». Филипп всю жизнь оставался очень набожным человеком. Во взрослой жизни главным развлечением и способом отдохнуть от государственных дел для него были рыбалка и охота.

Путь к власти

В 1548 году, когда Филиппу не было и 20 лет, его отец решил, что сыну пора познать королевскую власть на практике. В Европе было неспокойно, и Карл V хотел, чтобы его наследник лично познакомился с теми, кем ему, возможно, предстоит управлять. Во время этой поездки, кроме практических навыков верховной власти, будущий испанский король оценил нидерландскую архитектуру и живопись.

Картины голландцев настолько понравились Филиппу, что он стал покупать их. Особенно наследник восхищался Босхом: он собрал четыре десятка его полотен, которые по сей день украшают музей Прадо в Мадриде. Нидерландская архитектура же подарила будущему королю идеи, которые он впоследствии воплотил при строительстве собственной резиденции — Эскориала, а также других дворцов и парков.

В 1554 году, благодаря настойчивым политическим усилиям Карла V, Филипп женился на своей двоюродной тетке, королеве Англии Марии I Тюдор по прозвищу Кровавая, дочери печально известного короля Генриха VIII, и получил звание короля Англии и Ирландии (хотя так и не был коронован, наследником жены не был, детей с ней не имел и после смерти Марии в 1559 году вернулся в Испанию).

После свадьбы с Марией Кровавой (которой, кстати, жених в честь бракосочетания подарил легендарную жемчужину La Peregrina, позже принадлежавшую Элизабет Тейлор) Филипп II получил нидерландский, а после отречения отца (Карл V умер в 1558 году) и испанский престол.

Новый король получил пышный титул, который в сокращенном виде выглядел так: «Филипп, Божией милостию король Кастилии, Арагона, Наварры, Англии, Франции, Иерусалима, обеих Сицилий и Ирландии, Хранитель Веры, эрцгерцог Австрии, герцог Бургундии, Милана и Брабанта, граф Габсбургский, Фландрский и Тирольский».

Франция и Иерусалим попали в этот перечень сугубо символически: английские короли таким образом выражали свои претензии на французский престол и Иерусалимское королевство, которое к XVI веку было занято мусульманами. Тем не менее владения были внушительные.

Основание Эскориала

В 1557 году Филипп II совместно с герцогом Савойским разбил французские войска во Фландрии, под Сен-Кантеном. Во время битвы 10 августа 1557 года испанцы разрушили местный монастырь Святого Лаврентия, испанца по происхождению. Чтобы компенсировать свою вину перед святым (которого, кстати, согласно его житию, заживо изжарили на решетке), Филипп II решил построить в его честь другой монастырь — на родине.

Религиозный монарх вознамерился объединить в одной гигантской для своего времени постройке монастырь, собственный дворец и пантеон — захоронение членов королевской семьи, задуманное еще Карлом V. Это было своеобразное олицетворение политической доктрины абсолютной власти испанского короля. Дворец-монастырь получил название Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориал.

По легенде, король отправил на поиски идеального места для возведения дворца двух зодчих, двух ученых мужей и двух каменотесов: в их задачу входило найти неподалеку от Мадрида, новой испанской столицы, подходящее место для постройки дворца-монастыря. Оно должно было находиться сравнительно недалеко от каменоломен, в удобном месте, прохладном летом и защищенном от зимних ветров. Опять же по легенде, поисковый отряд странствовал целый год, но нашел нужный участок у подножия гор Сьерра-де-Гвадаррама. Сейчас дорога от Мадрида до Эскориала занимает около часа.

Заключение мира с французами после победы у Сен-Кантена король Филипп II, дважды вдовец, скрепил браком с дочерью французского короля Генриха II Валуа — Елизаветой, на испанский лад Изабеллой Валуа. Юная королева родила мужу, который ее очень любил, сына, скончавшегося во младенчестве, и пять дочерей.

Две старшие — близнецы — умерли во время родов, две средние дочери прожили сравнительно долгую жизнь, вступив в браки с представителями королевских фамилий. Родами младшей дочери Хуаны в 1568 году Изабелла умерла.

Королевский долгострой

Когда королева скончалась, пантеон еще не был достроен. Первым королем, похороненным в нем, стал отец Филиппа II Карл V. Позже было решено, что в нем хоронят только тех королев, которые родили сыновей. Возведение дворца из местного светлого песчаника началось в 1563 году и продолжалось 21 год — до 13 декабря 1584 года. В плане квадратное, окруженное стенами сооружение должно было напоминать очертаниями решетку, на которой заживо сожгли святого Лаврентия.

Первым архитектором Эскориала, который строился в довольно строгом ренессансном стиле, был ученик Микеланджело Хуан Баутиста де Толедо. В 1569 году он умер, и для завершения проекта пригласили Хуана де Эрреру. Он занимался декоративной отделкой дворца, монастыря и усыпальницы.

В центре Эскориала богомольный король повелел заложить собор. Южную часть постройки занимал монастырь, северную — дворец-резиденция, оба с собственными внутренними двориками, соединенными галереями. На въезде прибывающих в Эскориал встречали бронзовые ворота, в центральном дворе — Дворике королей — были устроены мраморные бассейны и установлены статуи королей-праведников работы известных миланских скульпторов.

Филипп II активно участвовал в планировании и декорировании своего детища. По его настоянию королевские покои были украшены более чем скромно. Это подчеркивало бытовую аскезу монарха, который оказывал покровительство церкви и развивал инквизицию. В противовес его беленым комнатам с кирпичными полами, стены церкви украшали росписи Тибальдини и Камбьязо, лепнина, скульптуры.

Самое красивое место в церкви — 43 алтаря, украшенные яшмовыми и мраморными колоннами, золотом и цветными камнями. Декор из арасенского мрамора, резьба по дереву, выполненная мастерами Куэнки и Авилы, серебряные и бронзовые богослужебные предметы работы толедских, сарагосских и фландрских мастеров.

Увлечение короля голландской живописью переросло в передавшуюся по наследству его детям тягу к коллекционированию. Они собрали в Эскориале большую коллекцию картин. Помимо любимого Филиппом II Босха там есть полотна Тициана (придворного художника Карла V), Эль Греко, Коэльо, Риберы, Веронезе, Сурбарана, Ван Дейка, Тинторетто.

Сейчас эти сокровища доступны широкой публике. В дворцовой библиотеке, которая по величине уступала только ватиканской, книги ставились корешками внутрь, чтобы сохранить украшения переплетов. А роспись потолка примечательна тем, что ее создавала вместе с отцом дочь живописца Тибальди.

Дворец-монастырь знаменит помимо прочего тем, что Филипп II, любитель шахмат, в 1575 году устроил там состязание, которое ныне называют первым в истории международным шахматным чемпионатом. Среди игроков были лучше тогдашние гроссмейстеры — испанцы Руй Лопес де Сегура и Альфонсо Серон и итальянцы Джованни Леонардо Ди Бона и Паоло Бои. В конце XIX столетия это примечательное соревнование в подлинных интерьерах Эскориала написал художник Луиджи Муссини, назвав полотно «Шахматный турнир при дворе короля Испании».

Последние годы короля

После смерти королевы Изабеллы владельцу Эскориала пришлось вновь жениться, чтобы оставить наследника мужского пола. Его последней женой стала Анна Австрийская, дочь императора Максимилиана II. Она приходилась Филиппу II племянницей и была младше мужа на 22 года.

Молодая женщина родила мужу четырех сыновей и дочь. Все, кроме сына Филиппа, умерли в детстве. Филипп стал наследником престола. Королева Анна умерла в 30-летнем возрасте от лихорадки (предполагается, что это был вирус гриппа), которой заразилась от мужа. Король Филипп выздоровел и 18 оставшихся ему лет жизни провел вдовцом.

Последние годы жизни и правления, ознаменованные присоединением Португалии к Испании и омраченные разгромом высланной против Англии гигантской флотилии — «Непобедимой армады», король Филипп II провел в борьбе с мучительной болезнью — подагрой. Чувствуя приближение смерти, монарх повелел перевезти себя в Эскориал, где умер, был отпет в соборе и похоронен в усыпальнице.

С 1984 года Эскориал входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Во дворце устраивают экскурсии, а в зале и соборе проводятся концерты камерной и хоровой музыки.

< Назад в рубрику