2020 год еще не закончился, но уже успел нарушить всевозможные планы и предсказания специалистов. Авторитетные издания называют его худшим в истории и, наученные горьким опытом, опасаются загадывать что-либо на будущее. Тем не менее даже в такой ситуации находятся смельчаки, выступающие с прогнозами. Один из них — главный экономист датского Saxo Bank Стин Якобсен. Каждый год он выбирает десять невероятных, на первый взгляд, событий (по большей части связанных с экономикой) и предлагает представить, что будет, если они случатся в действительности. В 2020-м датчанин не стал изменять традиции: Россия, как и прежде, одной из первых услышала его безумные (они так официально и называются) предсказания, с одним лишь изменением — впервые в формате видеосвязи. Буйство экономической фантазии — в материале «Ленты.ру».
Прогнозы Якобсена сбываются нечасто, но финансист не расстраивается, ведь его главная цель — выйти за рамки привычного и посмотреть на мир под новым углом. В прежние годы он допускал переход Tesla под контроль Apple, крах телевизионного гиганта Netflix и британского фунта, выход Венгрии из Евросоюза, появление в мире новой резервной валюты родом из Азии и, наконец, первую в истории победу на президентских выборах в США женщины — Элизабет Уоррен. Предсказания оказались слишком смелыми, чтобы обернуться правдой, зато реальность превзошла все ожидания. Теперь Якобсен вынужден учитывать ее при составлении свежей порции пророчеств.
В конце 2020 года весь мир ждет появления вакцины от коронавируса. С ней связывают надежды на восстановление экономики, а новостей об успешном клиническом испытании препарата (которое отнюдь не означает скорого запуска производства) достаточно для резкого роста фондовых индексов. Однако появление вакцины может обмануть всеобщие ожидания и сыграть злую шутку, предупреждает аналитик Saxo Bank.
Вскоре после того как удастся привить большую часть населения, выяснится, что финансовые власти в разных странах переусердствовали с мерами поддержки пострадавших отраслей. Субсидии и закачка ликвидности в банковские системы в конечном итоге приведут к перегреву национальных экономик: искусственно завышенный спрос и перекредитование ускорят инфляцию (следом обычно наступает фаза перепроизводства, а за ней — новый спад).
После того как безработица в развитых странах в рекордно короткие сроки вернется к докризисному уровню, правительствам придется повышать ставки. Необходимое финансирование окажется неподъемным для многих ослабленных компаний, многие из них разорятся. В проигрыше окажутся и вложившиеся в их бумаги инвесторы. Тяжелее всех придется торговым сетям: долговая нагрузка у них повышена даже в обычное время.
Главную сделку 2021 года, по версии Якобсена, провернет компания богатейшего человека Земли Джеффа Безоса Amazon. На этот раз она «купит» целую страну, а именно Кипр. Тот десятилетиями привлекал иностранный капитал низкими налогами, из-за чего справедливо заработал репутацию офшора, в начале 2000-х вынужден был сдаться под давлением Брюсселя при вступлении в Евросоюз, но не потерял надежду вернуть былые времена. Теперь у Никосии есть все поводы для оптимизма, ведь перед глазами пример Ирландии.
Формально у двух государств одинаковая ставка налога на прибыль — 12,5 процента, но ирландские власти негласно уже давно предоставляют крупнейшим мировым компаниям особые условия. Самый громкий пример — 0,005 процента для Apple, ставшие возможными благодаря секретному соглашению с правительством и схеме с фиктивными (существовавшими лишь на бумаге) головными офисами местных подразделений Apple. Консультанты Amazon готовы разработать аналогичный налоговый режим для Кипра, а местные правительство и жители будут только рады получить долю, пусть и незначительную, от гигантских прибылей компании Безоса, к тому же приютить у себя ее штаб-квартиру.
Взаимовыгодное сотрудничество продлится недолго, уверен Якобсен. Оно вряд ли понравится европейским и американским регуляторам, и те пойдут в решительное наступление не только на Amazon, но и на другие технологические корпорации. Так может разрешиться один из главных споров в мировой экономике последних лет — соперничество между Брюсселем и Вашингтоном за налог на прибыль цифровых компаний, доходы которых крайне сложно отследить и привязать к какой-либо стране. Тем, кто торгует на бирже, главный экономист Saxo советует продавать акции Amazon и его основных конкурентов в расчете на будущее падение их стоимости.
Пока Кипр будет соглашаться на условия крупнейшего в мире интернет-магазина, куда более благополучная европейская страна, Франция, вплотную приблизится к угрозе дефолта — невозможности рассчитаться по обязательствам перед кредиторами. Россиянам такая ситуация хорошо знакома, ведь именно с отказа платить по долгам начался кризис 1998 года. Еще до начала пандемии коронавируса французский госдолг был одним из самых больших в Евросоюзе, уступая только итальянскому и греческому. Ожидается, что в 2021-м его величина достигнет 120 процентов ВВП, что повлечет за собой волну банкротств крупных компаний — даже государственная поддержка и гарантии не помогут обслуживать слишком дорогие из-за низкого рейтинга кредиты.
Чтобы не допустить краха второй экономики Европы, на помощь придется спешить первой — Германии. Как именно это произойдет, Якобсен не уточняет. Возможны несколько вариантов: Германия выкупит контрольные (или просто крупные) пакеты акций в главных французских компаниях и банках, то же самое сделает Евросоюз в лице Еврокомиссии. Наконец, местные корпоративные облигации могут быть включены в программу количественного смягчения, запущенную базирующимся во Франкфурте Европейским центробанком (ЕЦБ). И хотя формально он проводит независимую политику, многие видят за его действиями руку Берлина.
В Азии в это время случится валютная революция: Китай запустит принципиально новое платежное средство — основанную на блокчейне цифровую версию юаня. У Пекина просто нет другого выхода, ведь 80 процентов всех транзакций в стране уже проводятся в безналичной форме, преимущественно через платежную систему Alipay и мессенджер WeChat. Цифровое средство электронных платежей (DCEP) должно будет стать полноценной резервной валютой (что предполагает широкое использование в международных платежах) и конкурентом доллару.
В прошлом году Якобсен предрекал такую же участь другой гипотетической китайской валюте — азиатскому праву заимствования, или ADR, за единицу которой на биржах должны были давать два доллара. На деле же, несмотря на растущую роль китайской экономики, в мире по-прежнему совершается слишком мало платежей в юанях. В условиях продолжающейся торговой войны (которую отказался прекратить избранный президент США Джо Байден) переломить тенденцию будет очень трудно. Немного помочь должно открытие китайского рынка для иностранных инвесторов, надеется Якобсен.
На Западе блокчейн тоже сыграет важную роль. Масштабные вложения в технологию со стороны крупнейших технологических компаний и социальных сетей принесут плоды. Ведущие американские и европейские СМИ создадут общую блокчейн-сеть, которая будет проверять информацию на достоверность до публикации. Такой шаг позволит повысить доверие аудитории и пресечет многочисленные манипуляции со стороны политиков и активистов.
Еще одна революция произойдет в энергетике. Ученые благодаря технологиям искусственного интеллекта доработают проект термоядерного реактора SPARC с 20-кратным усилением мощности. Устройство станет самым большим прорывом в отрасли со времен создания первых ядерных реакторов и обеспечит человечество дешевой и безопасной энергией, необходимой для поддержания глобального роста.
К тому же доступ к ней решит проблему нехватки продовольствия — благодаря опреснению морской воды и развитию вертикального сельского хозяйства (на ограниченной территории специальных помещений). В течение нескольких лет большинство стран мира станут продовольственно и энергетически независимыми, уверен Якобсен.
Вместе с тем в 2021 году в мировой экономике начнут происходить коренные изменения. Развитие технологий и в особенности искусственного интеллекта оставит без работы множество людей по всему миру, что еще больше увеличит неравенство. Правительства начнут вводить безусловный базовый доход — регулярные выплаты жителям без дополнительных требований, но это не остановит криминализацию целых районов, особенно на окраинах. Массовый переход на удаленную работу и покупки в интернете оставят невостребованными офисы и торговые помещения. Строительные компании окажутся в тяжелом положении и заморозят проекты. В такой ситуации, считает Якобсен, жители мегаполисов начнут переезжать в сельскую местность, а города — пустеть.
Решать проблему расслоения общества предстоит по-новому. Самым действенным способом финансист считает создание специального фонда гражданских технологий, который станет безвозмездно выделять всем людям доли в крупнейших компаниях, в первую очередь цифровых. Такой подход Якобсен называет дивидендом на технический прогресс. Наиболее нуждающимся, например, безработным, полагается больше активов. В итоге жители разных стран освободятся от необходимости работать ради пропитания и смогут уделять больше сил и времени созиданию.
Аналитик Saxo Bank считает, что 2021-й станет поворотным годом для стран с развивающейся экономикой, и главным фактором их успеха окажется повсеместное распространение дешевого скоростного интернета. Оно обрушит цены на связь и обеспечит доступ к образованию, а заодно позволит легче и быстрее запускать бизнес.
Нынешний год показал, что мировая экономика развивается непредсказуемо и даже самые смелые и по-настоящему безумные предположения оказываются ошибочными, а реальные угрозы и возможности приходят, откуда не ждали. Тем не менее прогнозы наподобие тех, что ежегодно дает Стин Якобсен из Saxo Bank, дают шанс посмотреть на мир шире и обратить внимание на собственные слабые стороны.