Прямое регулирование цен государством доказало свою неэффективность. Однако в сложных экономических ситуациях отстранение правительств от контроля за ценами также чрезвычайно опасно. О том, что на самом деле представляют нынешние меры премьер-министра Михаила Мишустина по обузданию цен на социально значимые продукты «Ленте.ру» рассказал профессор НИУ Высшая школа экономики Алексей Макаркин.
Правительство Михаила Мишустина приняло срочные решения по противодействию росту цен на сахар и подсолнечное масло. Владимир Путин подверг критике этот рост 9 декабря, поручив правительству разработать необходимые меры в недельный срок. Поручение выполнено досрочно — это соответствует стилю Мишустина, требующему от подчиненных продуманных, но при этом быстрых решений. Вспомним, что такой куда более масштабный проект, как реформа системы госуправления, будет реализован также быстрыми темпами — в течение первого квартала будущего года.
Правительственные меры по борьбе с ростом цен носят рыночный характер. Еще со времен императора Диоклетиана известно, что прямое регулирование цен неэффективно и приводит к дефициту соответствующих продуктов — а карательные меры, вплоть до смертной казни, не могут изменить экономических законов. Другой хорошо известный и более актуальный для нас пример: одной из причин краха советской экономики была негибкая система цен, плодившая дефицит. Поэтому российский кабинет министров использует механизмы косвенного регулирования, которые апробированы во многих странах с современной рыночной экономикой и направлены как на сохранение социальной стабильности, так и на поддержку производителей.
Так, в США государственное регулирование цен аграрных производителей действует со времен «Нового курса» Франклина Рузвельта, когда в 1933 году был принят Закон о регулировании сельского хозяйства. В аграрной сфере США государство регулирует от 5 до 10 процентов цен. И правительства, проводившие либеральную экономическую политику (например, при Рональде Рейгане), не посягали на основные положения этого закона, а лишь корректировали их, приводя в соответствие с современными вызовами. Во Франции, где дирижистские традиции значительно сильнее, государством регулируются около 20 процентов цен.
Таким образом речь идет о балансе между социальным запросом и конкурентоспособностью экономики. Кроме того, важен и другой баланс интересов — между различными участниками рынка — как производителями, так и торговыми сетями. С тем, чтобы нагрузка была распределена на справедливой основе. Легче всего указать на конкретного «виновника» и возложить на него ответственность — и, соответственно, нагрузку. И значительно сложнее, но и разумнее – как и делает правительство — постараться найти компромиссы, которые позволят развиваться и тем, и другим.
В частности, правительство Мишустина инициирует соглашения между производителями сахара и подсолнечного масла и розничными сетями, которые должны быть заключены до 20 декабря. Предусматривается снижение цены этих продуктов при поставке для розничных сетей и ограничение розничной цены на них федеральными и региональными торговыми сетями. Эти соглашения будут действовать до конца первого квартала следующего года.
Для стабилизации ситуации на внутреннем рынке начиная с января 2021 года на семена подсолнечника вводится вывозная таможенная пошлина в размере 30 процентов, но не менее 165 евро за тонну. Аналогичные предложения подготовлены по подсолнечному маслу, но они вступят в силу в случае нарушения соглашения. В Масложировом союзе России заявили, что цены на подсолнечное масло уже стали падать — рынок реагирует на принятые меры. Также с 16 января вводятся квоты и пошлины на экспорт зерновых.
Наконец, Минэкономразвития предложило установить планку колебаний цен на социально значимые товары, при превышении которой появляется право напрямую регулировать их цены, в 10 процентов вместо текущих 30.
В то же время принимаются меры по поддержке производителей — они смогут получать льготные кредиты по ставке от 1 до 5 процентов на закупку сахарной свеклы для переработки. Общий объем поддержки отрасли составит в 2021 году около 2 миллиардов рублей. Для поддержки производителей муки и хлебопекарной продукции предусмотрено предоставление соответствующих субсидий (первым — 4,2 миллиарда рублей, вторым — 3 миллиарда). Все это потребует корректировок бюджетных расходов, но значимость вопроса в данном случае «перекрывает» привычные — и во многих случаях разумные — аргументы о необходимости экономии.
Еще один компонент мишустинского стиля — контроль. Предусмотрено, что мониторить исполнение соглашений будет Федеральная налоговая служба — структура, Мишустину хорошо известная. Контролировать исполнение поручений премьера будет его заместитель Дмитрий Григоренко — ему предписано делать это «буквально ежечасно». Отчитываться о проделанной работе надо будет еженедельно.
Перед правительством Мишустина сейчас стоит еще одна проблема — на этот раз не требующая реакции в течение нескольких дней. Принятые срочные меры носят реактивный характер, ответом на уже вскрывшуюся и ставшую социально острой проблему. Однако куда более эффективной является комплексная политика, направленная на превентивное и системное реагирование на подобные ситуации. Премьер Мишустин говорит о том, что у правительства есть инструменты для создания такой системы — видимо, эта работа станет одним из критериев эффективности кабинета министров. Очень быстрых (когда счет идет на недели или месяцы) результатов здесь ожидать было бы неразумно, но в обозримом будущем такая система вполне может начать работать.
Также принимаются и стратегические меры по поддержке производителей. Более 6,5 миллиарда рублей направляется для возмещения части затрат на создание новых или модернизацию уже действующих объектов агропромышленного комплекса. Всего таких инвестиционных проектов более сотни, включая фермы по производству мяса, молочные комплексы, селекционно-семеноводческие центры и ряд других объектов. Трансферты поступят в бюджеты 34 регионов. Сиюминутного эффекта такие меры дать, конечно, не могут — но также в среднесрочной перспективе они способны дать импульс современному развитию сельскохозяйственной сферы. Важно, что речь идет о софинансировании в соответствии с рыночными принципами – государство не раздает деньги, а поддерживает тех, кто сам инвестирует и демонстрирует не только благие намерения, но и реальную эффективность.
профессор НИУ Высшая школа экономики Алексей Макаркин