В начале 2000-х канадцу Кайлу Макдональду удалось обменять красную пластиковую скрепку на двухэтажный дом с тремя спальными комнатами. Цепь обменов сложилась за год. Мужчина прославился на весь мир, но, как ни странно, желающих повторить его успех не нашлось — либо у них просто не получилось это сделать. Спустя 15 лет о странном способе улучшения жилищных условий вспомнил россиянин из Ангарска. Руслану Чистякову много раз отказывали в ипотеке, и он решил пойти канадским путем. О необычном эксперименте, жилищных реалиях Сибири и своих надеждах он рассказал «Ленте.ру».
Я обычный парень из Ангарска, мне 31 год. Здесь родился, работаю на туковом заводе слесарем по ремонту автомобилей. Есть жена, она не работает. У нас почти двое детей — одному 3,5 года, другой пока в проекте, супруга на пятом месяце беременности. Мы снимаем однокомнатную квартиру. Для меня было неожиданностью, что жена забеременела. Тогда я понял — надо что-то срочно делать. Снимать «однушку» — не вариант.
Стоимость аренды у нас в городе — 10-15 тысяч рублей в месяц, это для однокомнатных квартир. На работе жилье не предоставляют. Есть такой вариант — работнику дают ипотеку, и завод потом оплачивает проценты. Но мне в ипотеке несколько раз отказывали. Причем причину отказа никто не называет — может, какие-то просрочки были. Ну или просто я мало, по банковским меркам, зарабатываю. На заводе платят обычную зарплату, а у меня на иждивении два человека, жена и ребенок. Плюс еще за аренду приходится платить. Я обращался в разные банки — Газпромбанк, Почта-банк, ВТБ, Сбербанк, Совкомбанк, другие. Восемь раз мне отказывали.
Идею со скрепкой подсказал друг Виктор. Он мне снимает видео, сам все монтирует. Специально из Иркутска ко мне приехал. Я про Кайла Макдональда и раньше слышал, многие люди пытались такой обмен повторить. Но у них все это как-то скучно, пресно делалось. А мы решили делать с юмором, чтобы было весело, а не просто обмен ради квартиры.
Жена моя к этому спокойно отнеслась. Она уже привыкла ко мне, знает меня, знает, как я себя веду. Просто добавилась камера в нашу жизнь. Друзья и знакомые по-разному отреагировали. Но чувствую, что некоторые в меня не верят. Хотя напрямую никто не говорил, что моя идея провальная, что ничего не получится. И хочется доказать им, что все выйдет именно так, как я задумал. У меня нет никаких сомнений.
Жизнь моя за месяц поменялась полностью, радикально. Столько событий произошло, сколько не было за все предыдущие годы. Это мне нравится, я мечтал об этом. Никакой «Газпром» не помог мне осуществить мои мечты. Они сбываются сами по себе. Ну и прекрасный человек Виктор помогает. Нам нравится весь этот съемочный процесс, нам это по душе.
Меня спрашивают — почему я просто не попросил через социальные сети квартиру или денег на ее приобретение. Мне такое даже в голову не приходило. Зачем просить? Нужно что-то самому делать. То, чем я сейчас занимаюсь, куда интереснее, чем клянчить что-либо у людей.
Скрепку мы купили в Иркутске, когда я был у Вити в гостях. Денег не было совсем. Витя купил, причем не одну скрепку, а набор. Их почему-то по одной не продают. 45 рублей стоил набор. И поехали в Ангарск. Выбрал красную скрепку и три первых обмена совершил со своими коллегами по работе. Сначала получил набор цветных карандашей, потом внешний аккумулятор, его обменял на станцию с четырьмя радиомикрофонами.
А дальше все закрутилось, понеслось. Потом получил Sony PlayStation с майкой бывшего игрока хоккейного клуба «Ермак» — Дмитрия Майданюка. Он сейчас живет в другом городе. Расписался на майке и отправил мне — через службу доставки. Обычной почтой она, наверное, не дошла бы. Предложений мне поступает много, особенно после того, как мы публикуем свои видео в Instagram и TikTok. Мы с Витей вместе решаем, как поступить. У него, кстати, тоже нет квартиры. Приходится снимать.
Самое смешное предложение — часовой урок жонглирования булыжниками. То есть я должен был лететь несколько часов в Санкт-Петербург, чтобы потом учиться жонглировать. Я до сих пор не могу понять, как это — жонглировать булыжниками. А потом поехал бы обратно в Ангарск. Еще тещу предлагали, жен своих, дверь входную. Много было смешного.
Когда мне удастся закрыть цепь обмена, я не знаю. Не ставлю сроков. Даже боюсь, что все слишком быстро закончится. Хочется и дальше снимать видео, получать эти эмоции. Людям нравится то, что я делаю, и это клево. Вот представьте — у вас 285 подписчиков, а через неделю — 3 тысячи, через две недели — уже 5 тысяч. И почти все, то есть 99 процентов, пишут что-то положительное. Верят в меня.
Хейтеры тоже есть, особенно в TikTok. Советуют найти «нормальную работу», не верят, что ипотеку мне не дают, корят за то, что якобы «страдаю фигней». А я все делаю от души, поэтому и получается хорошо.
В целом с жильем у нас в городе плохо. И наверное, не только у нас, а везде. Я не аналитик, не специалист, но вижу, что молодым семьям сложно. Нельзя просто взять и купить квартиру, с ипотекой тоже беда. Я не один здесь такой. Про государственные программы, субсидии мы тоже узнавали. Но все они рассчитаны на покупателей жилья в новостройках.
У нас есть строящиеся дома, но как одновременно и квартиру снимать, и ипотеку платить, и ремонт делать? Нужно готовое жилье. Тем более, что скоро родится ребенок. Вообще я мечтаю о своем доме — чтобы была своя студия звукозаписи, мастерская, гараж. Всю жизнь мечтал и буду мечтать.
На момент публикации материала Руслан Чистяков совершил пятый обмен, получив за PlayStation земельный участок площадью 9 соток, расположенный неподалеку от Иркутска. Его стоимость оценивается в 150 тысяч рублей. «Я просто не ожидал такого поворота событий, — прокомментировал он сделку в очередной публикации в Instagram. — Оказалось, что самое важное в этом эксперименте — это люди».
Одна красная скрепка
Канадец Кайл Макдональд (Kyle MacDonald) в 2006 году в результате череды обменов через интернет, начав с большой красной скрепки, получил двухэтажный дом с тремя спальными комнатами, расположенный в городе Киплинг, провинция Саскачеван. На это у мужчины ушел один год. Идея возникла, когда он вспомнил детскую игру, цель которой — получить как можно больше, меняя ненужные вещи на все более дорогие. Кайл создал сайт, на котором объявил, что намерен поменять скрепку на дом или даже на остров.
В первый раз ему предложили шариковую ручку в виде рыбы. Ее он смог обменять на сувенир, якобы приносящий счастье, — дверную ручку в виде улыбающегося человечка. Сувенир удалось поменять на мангал для барбекю, за который ему предложили генератор. За генератор канадец выручил бочку пива.
Впоследствии Кайл решил, что в масштабах Канады он вряд ли сможет осуществить свой проект, и написал на своем сайте, что готов выехать в любую точку США. Канадец устроился на работу к собственному отцу, товары которого он начал возить на торговые выставки по всей Америке. По пути Кайл встречался с людьми, которые предлагали ему разные варианты обмена. В итоге бочку пива ему удалось обменять на снегокат.
В этот момент его сайт получил довольно широкую известность, он даже выступил в ток-шоу на канадском телевидении. Вскоре Кайлу достался грузовик, а потом 30 часов бесплатной работы в студии звукозаписи в Торонто. Это время он обменял на год бесплатного проживания в доме начинающей певицы, а его в свою очередь на вечер с рок-певцом Элисом Купером. Встречу канадец отдал в обмен на стеклянный шар с фигурками внутри. Актер Корбин Бренсен, коллекционирующий такие шары, предложил за игрушку роль в своем фильме. За право сыграть в новом фильме Кайлу и предложили целый дом.
Особняк он впоследствии подарил местным властям, они открыли в нем кафе. Макдональд написал книгу «Одна красная скрепка», ее перевели более чем на десяток языков, в том числе на русский. Канадец стал интернет-легендой. Его до сих пор так и называют — «парень с красной скрепкой» (the red paperclip guy).