Экономика
10:07, 24 декабря 2020

«Нам удалось построить новую сеть в метро в рекордный срок» Как «Билайн» улучшил качество работы мобильной связи в столичной подземке

Константин Ляпунов (Редактор отдела «Бизнес»)
Фото: Глеб Щелкунов / «Коммерсантъ»

«Билайн» является лидером по стабильности сервиса в Московском метрополитене. Кроме того, 100 процентов всех станций покрыты связью 4G. Более 93 процентов клиентов оператора активно пользуются мобильным интернетом в подземке. О том, как «Билайн» расширяет услуги и собственную сеть 4G в столичном метро и о перспективах развития, «Ленте.ру» рассказал региональный директор компании «ВымпелКом» в Московском регионе Дмитрий Машин.

«Лента.ру»: «Билайн» недавно объявил о 100 процентах покрытия 4G всех станций метрополитена. Насколько нам известно, вы заходили туда последним из операторов. Почему?

Дмитрий Машин: К сожалению, долгие годы мы не уделяли должного внимания развитию сети в метрополитене — и это было нашей ошибкой. И поэтому в 2020 году этот проект стал приоритетным для всей компании. Чтобы за максимально короткий срок сократить отставание по покрытию от конкурентов — нам пришлось бежать гораздо быстрее остальных операторов. Фактически всего за 8 месяцев работы мы утроили свою инфраструктуру и обеспечили доступ к голосовой связи и мобильному интернету на всех станциях и большей части тоннелей. А полностью работы по покрытию 4G на всей территории планируем завершить в марте 2021 года.

Москва является единственным городом, где бесплатный Wi-Fi доступен пассажирам метро на станциях и внутри поезда во время движения. То есть все пассажиры обеспечены в подземке интернетом. Для чего «Билайну» расширять собственную сеть 4G в столичном метро?

Бесплатный Wi-Fi в метро обеспечивают непосредственно в вагонах поездов. Но в любом случае клиент голосует рублем и выбирает то, что подходит ему. Во-первых, людям всегда необходимо оставаться онлайн вне зависимости от места пребывания. И мы активно занимаемся развитием сети как на поверхности, так и под землей. Во-вторых, это действительно удобно, когда твой мобильный интернет стабильно работает, и тебе не нужно совершать дополнительные действия, искать доступный Wi-Fi, регистрироваться, смотреть рекламу и так далее.

В «Билайн» говорят, что 4G работает на всех станциях московского метрополитена. А что касается перегонов между станциями?

На сегодняшний день мы обеспечиваем стабильный сигнал в большей части тоннелей, но полностью завершить работы планируем в марте 2021 года. К этому времени мы сможем сказать, что непрерывная связь «Билайн» присутствует на всей территории метрополитена.

Дмитрий Машин

По результатам недавно опубликованного исследования качества связи в метро «Билайн» является лидером по стабильности сервиса, скорость тоже выросла по сравнению с прошлым годом в 3,5 раза и составляет 52,6 мегабита в секунду, но по-прежнему меньше, чем у лидеров, хотя разрыв вы сократили. Что-то планируете с этим делать?

В развитии сети в Москве мы определили для себя ключевую цель — это предоставление своим клиентам непрерывного доступа к мобильному интернету и голосовой связи на всем пути их следования в течение дня, и метро не может быть исключением. Именно стабильность сервиса является для нас приоритетным фактором развития сети, поэтому мы считаем такой результат достойным. А для большинства действий в сети — фильмы, музыка, социальные сети — скорости больше 20-30 мегабит более чем достаточно, а вот когда на самом важном обрывается связь — это раздражает.

Конечно, мы будем продолжать вести работы по оптимизации сети в метро для улучшения пользовательского опыта. Для того чтобы предоставить более стабильный сигнал, «Билайн» оптимизировал частотный ресурс в сети 4G. За счет агрегации частотных диапазонов LTE 1800, LTE 2100 и LTE 2600 на станциях и в тоннелях удалось добиться равномерного и качественного покрытия для непрерывного сервиса во время нахождения пассажиров в метро.

Насколько нам известно, пассажиропоток в метро в связи с пандемией коронавируса снижается, как это сказывается на мобильном трафике? Не получается ли так, что вы сейчас несете большие затраты по строительству сети, но ей не стали пользоваться больше?

Мы постоянно мониторим мобильный трафик в своей сети и сравниваем с аналогичными периодами прошлого года. И фиксируем увеличения трафика во всем метро до 4,5 раза и до 10 раз на самых загруженных ветках, таких как Таганско-Краснопресненская линия. А это говорит о востребованности мобильного интернета во время движения пассажиров. Также мы решили временно не тарифицировать интернет-трафик в метро, и наши клиенты могут пользоваться им безлимитно до 12 января 2021 года.

Какие мобильные сервисы наиболее востребованы у пассажиров метро по вашим данным?

На сегодняшний день более 93 процентов клиентов «Билайна» активно пользуются мобильным интернетом в метро. Наиболее востребованные сервисы — это мессенджеры и социальные сети, но по росту трафика лидирует категория видеосервисов. Это говорит о том, что технические параметры сети сегодня позволяют скачивать и загружать «тяжелые» файлы. Это стало возможным благодаря модернизации оборудования, строительству новых базовых станций и современным технологическим решениям, которые позволяют обеспечивать стабильность и высокую скорость передачи данных. Сеть в метро, как и в городе, построена на оборудовании, поддерживающем расширение до стандарта 5G. А это значит, что как только у нас будет возможность и необходимый ресурс, мы в достаточно короткие сроки сможем предоставить доступ к сети пятого поколения.

Насколько сложно и дорого провести мобильную связь и интернет в метро по сравнению, например, с обеспечением 4G какого-то поселка?

Не буду скрывать, сложно и дорого. Метрополитен — один из сложнейших объектов для развития сети. Это связано в первую очередь с системой допусков на объекты, технические специалисты могут работать только в строго отведенные часы и со специальным сопровождением. Техника безопасности также повышена, но все трудности преодолимы, когда есть цель. Благодаря тесному сотрудничеству с Московским метрополитеном, нам удалось построить, по сути, новую сеть в метро в рекордный для компании срок.

< Назад в рубрику