Из жизни
00:08, 29 декабря 2020

«Карнавала нет, и это надолго» Как уехавшие за границу россияне пережили 2020 год

Подготовила Екатерина Лобанова

В рамках цикла материалов о соотечественниках за границей «Лента.ру» публикует рассказы россиян о жизни в разных странах. Мы поговорили с героями наших самых интересных историй и узнали, как они жили в условиях ограничений из-за пандемии новой коронавирусной инфекции. Их откровенные ответы — в нашем материале.

Виктория (Италия, Падуя)

Я живу в Падуе на севере Италии. В конце февраля буквально за несколько дней мы оказались в самом эпицентре распространения COVID-19. Мало кто мог представить, насколько молниеносно всех накроет опасность.

За неделю до того я была на карнавале в Венеции. В дрожь бросает, когда вспоминаю: никакой дезинфекции рук, никакой дистанции, и маски на лице только карнавальные. Но уже через несколько дней стали вводить первые ограничения, и все узнали, что теперь карнавала не будет, карнавала нет, и это надолго.

В середине марта надо было лететь по работе в один московский вуз, и я беспомощно объясняла работодателям, что, наверное, отъезд стоит отложить, так как и в Москве скоро случится то же самое. Четкий сценарий со всеми подробностями уже был перед глазами.

После карантина по прибытии я перешла в режим полной самоизоляции примерно до лета, пока не вернулась назад в Италию. С карантина на карантин я и провела всю пандемию, так что идею пожить на две страны пришлось серьезно перекраивать, а всю профессиональную деятельность с семинарами, уроками и конференциями перенести в онлайн.

К счастью, мое окружение в Италии серьезно относится к мерам предосторожности, да и в принципе сейчас невозможно выйти из дома без маски. Никто и не выходит: этому способствуют здравый смысл местных и высокие штрафы. В Москве я чувствовала себя некомфортно: спускаться в метро во время пандемии сродни экстремальному спорту, в закрытых помещениях кто-то всегда норовит стянуть маску, так что приспособление к новой реальности происходит медленнее, чем хотелось бы.

Предрождественская суета, впрочем, и в Италии напоминает о прошлой жизни. От каких-то традиций отказаться оказалось слишком сложно, и очень хочется праздника перед комендантским часом, когда улицы снова опустеют.

О своей жизни в Италии Виктория рассказывает в Instagram.

Мария (Индонезия, Бали)

Большую часть года я живу на Бали, но мой бренд одежды находится в Москве, так что я контролирую все процессы удаленно и приезжаю только иногда.

На Бали карантин был условный. Индонезия — классная страна, но немного абсурдная. Например, государство обязало всех держать социальную дистанцию. Какие же меры безопасности ввели? Разрешили ходить в фитнес-клубы в масках, а на пляжи и к океану — нет. Хотя там держать дистанцию гораздо легче. Многие рестораны сократили свои рабочие часы — и только.

Просят носить маску при езде на мотоциклах, скутерах и мопедах. Штраф забавный: 20 приседаний для девушек, а для мужчин — 10 отжиманий. Можно отдать деньгами, стоить это будет 100 тысяч индонезийских рупий (около 500 рублей).

С какими осложнениями столкнулась я лично? Так как лекала делаю сама на бумаге, а почта приостановила сообщение, гораздо сложнее было передавать новые модели в Москву. Несмотря на все сложности, я платила зарплату всем сотрудникам и оплачивала аренду шоурума и офиса. Мы оформили все документы и делали доставку вещей на дом. Конечно, продажи снизились, но меньше, чем я ожидала. Благодаря интернет-магазину мой бизнес пережил локдаун без серьезного ущерба.

Что же произошло с балийцами? 80 процентов населения Бали работает в области туризма. Люди потеряли работу, и правительство не выдало им никакой помощи. Поэтому многие экспаты организовали благотворительные сборы: закупали еду и привозили в деревни и детские дома.

Фотографиями и историями о Бали Мария делится в Instagram.

Ольга (Германия, Мюнхен)

Мы жили в Мюнхене уже полтора года к тому моменту, когда я почувствовала, что могу оформить свои впечатления в какую-то определенную историю. А сейчас нам остается полтора года до возвращения в Италию.

Все, что произошло между этим, можно кратко описать как «корона и мы». Жизнь сжалась до необходимых ежедневных действий и банальных бытовых подробностей: магазин, дом, работа онлайн. С короткими перерывами на жизнь офлайн в конце лета — начале осени. К счастью, нам удалось провести целый месяц на море, поэтому все, наверное, сложилось не так уж плохо.

Именно во время карантина я, интроверт, поняла, что даже простую болтовню со знакомыми практически невозможно заменить вечеринками в Zoom. Поэтому, как ни странно, я, напротив, резко снизила свое присутствие в соцсетях, благодаря чему сильно подтянула немецкий.

И все равно немного обидно, что наше пребывание в Германии ограничено, а многие интересные места могут так и не открыться для публики вплоть до нашего отъезда.

Сложнее всего, пожалуй, приходится, детям. Где-то я слышала, что в вопросе дигитализации Германия отстает даже от Албании. Дочери приходится отправлять домашние задания по почте, причем не электронной, а обычной. На днях говорила по телефону с ее преподавательницей из гимназии, и та объяснила, что ей проще получить тетрадь так, чем загружать файлы на школьной платформе. Думаю, нетрудно догадаться, что окончания коронакризиса в Мюнхене с нетерпением ждут и стар и млад.

О культуре и эмиграции Ольга рассказывает в Instagram.

Тимофей (Чехия, Прага)

В начале 2020-го я читал новости о новом вирусе, но ни капли не предполагал, что произойдет дальше в Чехии. После инсульта отца, разрыва отношений с любовью всей жизни и стагнации в предпринимательстве ко мне заехал еще и коронавирус. Планы на 2020-й пришлось менять на ходу. Стало понятно, что ожидания — финансовые, рабочие, творческие — не воплотятся, потому что кризис и все закрыто.

Пришлось менять работу. Работы. Постоянно. С марта по декабрь я отбатрачил сначала в отельном бизнесе, потом в рекламе стоматологии, в бродкастинге и комментировании футбольных матчей на радио, параллельно продавая страховки и принимая заказы по сайтам и видео (которые даже не умею делать!). Не говоря уж о развозке пищи по вечерам в качестве подработки.

Но я вовсе не переживаю и не жалею, потому что стал сильнее. Кого-то коронавирус вовсе прибил: например, один мой приятель, владелец отеля, заканчивает год разводом с женой и многомиллионными штрафами. Кто-то стал маргиналом. Кого-то выгнали из страны. Огромное число чешских предпринимателей, связанных с туризмом и торговлей, погорели из-за ограничительных законов пражских властей. Многим теперь выбираться из такой задницы, которая мне и не снилась, поэтому ухожу в 2021-й на вдохновленной ниточке.

Все-таки за год я подтянул английский и стал многофункциональнее. Познакомился с другими людьми. Слетал на острова. Сходил на матч Лиги чемпионов в условиях, когда билеты не продаются. А главное, продолжил работу над своим YouTube-шоу. Если честно, совсем не хочу рекламировать стоматологию и составлять расписания для комментаторов. Хочу снимать познавательные документалки и развиваться в этом.

Тимофей ведет блог и Telegram-канал о миграции в Чехию, а также выпускает шоу на YouTube.

Марианна (США, Лос-Анджелес)

Я живу в Голливуде, Лос-Анджелес, и на 2020 год у меня было запланировано очень много разъездов с моим последним документальным фильмом «Женщины Гулага», который попал в шорт-лист премии «Оскар» год назад. Мы планировали более 30 лекций, выступлений и фестивалей по всему миру. А в феврале-марте я собиралась продолжить съемки моего нового фильма в Гонконге.

Естественно, все изменилось с началом пандемии. С закрытием университетов в США и Западной Европе все лекции, показы и кинофестивали сначала отменились, а потом перешли в онлайн. О съемках в Китае уже не могло быть и речи. Хотя два ящика специальных масок N95 в декабре не зря покупала. Думала раздать гонконгским друзьям — они еще в декабре просили, у них уже тогда был дефицит. Пригодились дома...

Я работаю ресечером в киноиндустрии, делаю исследования для кино и сериалов, ищу архивные данные, поэтому на моей работе и заработке пандемия не отразилась. Я раньше много лет пыталась доказать работодателям и клиентам, что вполне могу работать на удаленке. Но сейчас это стало правилом, понятным всем в Голливуде.

Мы с другом сняли дом в Восточной Сьерре, недалеко от Национального парка Йосемит, и практически весь год, с марта по декабрь, жили там. Летом ходили на рыбалку и в многокилометровые походы, зимой — на лыжах. Проводили лекции и показы онлайн, интервью с героями будущего фильма делали по Zoom.

Помимо всего прочего, я работала над серией социальных реклам о жизни в пандемию для YouTube. Это небольшие видео о том, как простые американцы справлялись с жизнью во время пандемии: шили маски, стригли друг друга дома, брали из приютов животных, разносили еду старикам, пели в виртуальном хоре, пекли дома хлеб и даже разводили цыплят!

В следующем году, думаю, мало что изменится. В Лос-Анджелесе сейчас тяжелая ситуация с COVID-19, регион вышел чуть ли не на первое место по количеству заболевших по стране. Большинство университетов и студий в США не откроется до лета, но все, что я делаю, кроме съемок, можно делать и на удаленке.

Планирую и дальше работать, преподавать и радоваться загородной калифорнийской жизни в горах. За пандемию я научилась по интернет-курсам рисовать пастелью совсем с нуля. В основном виды природы. Это такой род медитации, рекомендую всем, у кого получается рисовать.

За жизнью и творчеством Марианны можно следить в Instagram.

Ольга (Сингапур)

Карантин накрыл Сингапур с 6 апреля. Резко закрыли все кафе, отменили мероприятия, прекратилось авиасообщение, всех перевели на работу из дома. Сингапур — страна очень ответственная, с самого начала были приняты четкие и эффективные меры по нераспространению заразы. Каждому случаю присваивали номер, отслеживали перемещение человека с положительным тестом, его контакты за последние дни, и всех сразу сажали на карантин. Таким образом власти узнавали обо всех зараженных и понимали, как распространяется вирус.

Всех обязали носить маски, нельзя было видеться ни с кем из друзей и членов семьи, живущих в других жилых комплексах. Везде в помещениях и общественном транспорте повесили санитайзеры и назначили штрафы за нарушение правил безопасности.

Сначала была паника, люди побежали закупать продукты впрок, боялись, что из-за закрытая границ будут перебои с поставками, поскольку 80 процентов продуктов в Сингапуре — это импорт. Но, конечно, ничего подобного не произошло, в магазинах, как и прежде, было полно товаров.

На карантине мы сидели до середины июня. Потом, когда случаев стало очень мало и все они были подконтрольные, власти приняли решение о постепенном возобновлении социальной жизни. Мы смогли встречаться в кафе, многие вышли на работу в офис.

Всех, кто возвращался в страну, на две недели отправляли в отель на карантин. Такое правило действует до сих пор. Если вы просто не успели вернуться до марта из-за отмены рейсов, то после прибытия карантин оплачивало государство. Если же вы улетали и возвращались с мая, за эти две недели надо было платить самому, примерно две тысячи сингапурских долларов (112,8 тысячи рублей).

На протяжении всего этого времени премьер-министр страны Ли Сянь Лун периодически обращался к гражданам Сингапура. Он подробно рассказывал о методах борьбы с вирусом, озвучивал планы правительства и очень подбадривал людей. Малому и среднему бизнесу, особенно сегменту общественного питания и услуг, пострадавшему из-за пандемии больше всего, государство оказало значительную финансовую поддержку. Несколько месяцев зарплаты сотрудникам выплачивали из бюджетных денег и временно отменили налоги.

Простым жителям тоже помогали. Нам раздавали маски и санитайзеры, а с ноября ввели в эксплуатацию специальные токены для отслеживания перемещения. С 28 декабря в Сингапуре разрешат мероприятия, встречи с большим количеством людей, начнется вакцинация. В страну прилетела первая партия вакцины, и к третьему кварталу 2021 года планируется вакцинировать всех жителей. Вакцинация добровольная и бесплатная. Сейчас в планах открытие границ для деловых поездок, про туризм пока тишина.

Ольга делится самым интересным о жизни в городе будущего в Instagram.

Елена (Ирландия, Дублин)

Ирландия — это остров, и само слово «локдаун» для нас звучит немного угрожающе. Сразу возникают вопросы: «Будут ли регулярные поставки продуктов?», «Закроют ли границы?», «Как будет предоставляться медицинская помощь?» — и так далее.

В момент объявления даты локдауна в Ирландии я находилась в Москве и фактически последним самолетом должна была вернуться в Дублин. Мне удалось на контрасте оценить отношение людей к пандемии в этих странах. В то время как в Москве люди обсуждали теорию всемирного заговора, а рестораны и магазины оставались открытыми, Дублин встретил меня пустым аэропортом. Каждому пассажиру сотрудники охраны и волонтеры выдавали листовки с телефоном горячей линии, правилами поведения и мерами предосторожности после перелета.

В первую неделю локдауна полки в магазинах Дублина заметно опустели, были введены ограничения на количество посетителей и электронные счетчики на входе. На несколько месяцев закрыто было все, кроме магазинов продуктов питания. Пассажирские перелеты тоже были приостановлены.

Ирландцы очень общительная нация, поэтому закрытие пабов и социальная дистанция стали самыми неприятными аспектами локдауна. Приятно удивил высокий уровень социальной ответственности населения. Несмотря на прекрасную погоду, люди буквально заперли себя в четырех стенах.

Активизировались группы в социальных сетях, где жители Дублина организовывали помощь друг другу и пожилому населению, делились продуктами и пекли хлеб. Самые изобретательные все равно находили возможность общаться с соседями: ставили стулья для гостей в круг напротив дома на большом расстоянии.

Страна выходила из первого локдауна в несколько этапов, правительство постоянно следило за динамикой заболевших, и в октябре-ноябре мы пережили второй локдаун. Неизвестно, сколько еще их будет, но, даже учитывая все меры ограничений, нам удалось сохранить позитивный настрой и научиться радоваться мелочам: возможности выйти в кафе или увидеться лично с друзьями.

Появилось достаточно много ирландских шуток на эту тему, например: «Мой прадед спасал страну с оружием, а я — сидя на диване перед телевизором». Мы все выработали новые привычки: всегда и везде носить с собой маску и санитайзер, терпеливо ждать в очереди на вход в магазин; не подниматься на лестницу, если на ней уже кто-то есть, и при встрече здороваться ступнями или локтями.

Елена фиксирует моменты жизни на зеленом острове в своем Instagram-аккаунте.

Светлана (США, Новый Орлеан)

Дорогой Санта! Пишу тебе на рулоне туалетной бумаги — запасы с марта надо использовать. Пока ты спал, мы все уронили! Честно, прям все. 2020-й выдался как мем «ожидание — реальность»: мы заказывали смех и радость, а получили COVID-19, Black Lives Matter и выборы президента.

Весь год мы были хорошими девочками и мальчиками, просто трудно быть плохими на самоизоляции. Хотя алкомаркеты и точки продаж марихуаны не закрывались, приравнены к товарам первой необходимости. Другим повезло меньше.

Из-за ограничений нервы рестораторов натянулись как шпагат Волочковой, и столы теперь выдвигают на парковку, а блюдо за 50 долларов приносят на пластиковой тарелке. Загрязнение окружающей среды тоннами одноразовых стаканов больше никого не беспокоит, ведь вода в каналах Венеции стала такая чистая, что в нее вернулись дельфины.

Улыбчивые американцы по-прежнему улыбаются, но этого теперь за масками никто не видит. Правда, носят их не все и не везде, поэтому у тебя, дорогой Санта, есть шанс вручить презенты правильным получателям.

Государство тоже сделало населению подарок — единовременная выплата 1,2 тысячи долларов на взрослого и 500 долларов на ребенка. Спасибо, но родители готовы сами заплатить 500 долларов за ребенка, лишь бы его снова забрали в школу.

Дорогой Санта! Можешь смело прилетать в США. Мы не закрывали границы. Совсем. Карантин соблюдать рекомендуют, но это никем по факту не отслеживается. Передвижения между штатами тоже без проблем. Только прилетай на своем транспорте, а то с авиакомпаниями непонятно — недавно был скандальный случай, когда выгнали с рейса семью, где двухлетний ребенок был без маски.

Дорогой Санта, несмотря на то, что ты в группе риска, мы все тебя очень ждем, подари миру, пожалуйста, немножко чуда. Потому что TikTok мы уже поставили и депрессией обзавелись.

О своей истории переезда из Сибири в США Светлана рассказывает в Instagram.

< Назад в рубрику