26 декабря в возрасте 98 лет ушел из жизни Джордж Блейк — легендарный советский разведчик, бывший офицер британской MI6. В годы Второй мировой войны он участвовал в движении Сопротивления в Нидерландах, был узником немецкого концлагеря, а вернувшись в Англию, поступил на службу в разведку. Блейку всегда были близки коммунистические идеи и в 50-х годах он перешел на сторону СССР, став агентом КГБ. Блейк передавал советской разведке бесценную информацию о секретных проектах НАТО и иностранной агентуре в СССР. Блейка выдал британцам польский перебежчик. За госизмену он получил 42 года тюрьмы, но сумел бежать и перебрался в Москву, где продолжил работу в разведке. Захватывающую историю легендарного советского шпиона и разведчика вспомнила «Лента.ру».
Джордж Блейк родился 11 ноября 1922 года в голландском Роттердаме. Отец будущего разведчика Альберт Бехар, владелец завода по изготовлению кожаных рукавиц для судоверфи, был евреем родом из Константинополя (ныне Стамбул).
В свое время Бехар поступил в Сорбонну, но бросил университет, когда началась Первая мировая война, и отправился служить во Французский легион. Потом в Месопотамии он перешел в английскую армию и получил британское гражданство. Своего первенца он назвал Джорджем — в честь короля Георга.
В школьные годы Джордж Блейк увлекался историей и религией, много читал и считался одним из лучших учеников в классе. Любимым развлечением будущего разведчика было наблюдение за судами, которые курсировали в расположенной недалеко от дома гавани.
В 12 лет Блейк лишился отца — Альберт скончался от рака легких. Семье пришлось экономить, и тогда мать Джорджа связалась с сестрой покойного мужа, которая жила в Каире и была замужем за местным банкиром. Дядя Блейка ослеп в младенчестве, что не помешало ему добиться больших успехов в бизнесе и сколотить приличный капитал.
Рассудив, что таким образом сын получит хорошее образование и будет жить в достатке, мать согласилась. В Египте Джордж учился сначала во французском лицее, а затем в английском колледже. Будущий разведчик увлекся политикой и стал готовиться к поступлению в Лондонский университет.
Но планам не суждено было реализоваться — в 1939 году во время каникул, которые Блейк проводил в родном Роттердаме, началась Вторая мировая война. На семейном совете было решено, что возвращаться в Египет небезопасно, и Джордж закончит среднее образование в голландской школе.
Он жил с бабушкой — его мать и сестры к тому времени перебрались в Гаагу. Начало активных военных действий в Голландии Блейк встретил спокойно — его, как и других школьников, радовало упразднение уроков немецкого языка в школе — в знак протеста против фашистов. Ему удалось пережить массированную бомбардировку 14 мая 1940 года, которая застала их с бабушкой за завтраком.
Поскольку Блейк, как и его отец, был британским подданным, по требованию немецких оккупантов его надлежало выдворить из Голландии в Англию.
В течение месяца Джордж ожидал депортации в концлагере, который охраняли войска СС. Однако после капитуляции Франции немцы рассудили, что война близится к концу, и приняли решение отпустить всех несовершеннолетних узников, в числе которых был и Блейк — он вернулся домой, к бабушке, и остался в Голландии.
Чтобы избежать выселения по достижении совершеннолетия, для Джорджа оформили поддельные документы и до лучших времен поселили в небольшой голландской деревушке. В этот период будущий разведчик даже подумывал окончить семинарию и стать священником.
На участников движения Блейк вышел благодаря одному из священников, с которым поделился своими планами, и стал курьером — в его задачи входила передача и доставка писем и посылок. Единомышленникам играла на руку внешность Джорджа — тот вполне мог сойти за школьника с портфелем, вместо учебников в котором была запрещенная фашистами литература, листовки и газеты.
Работа была рискованной: однажды, торопясь на поезд, Блейк рассыпал на платформе несколько экземпляров подпольной газеты. Свидетелем этого стал пожилой немецкий офицер, который помог юноше собрать газеты, но, к счастью для Джорджа, не обратил внимания на их содержание.
Несмотря на риск оказаться в руках гестапо, от своей новой деятельности Блейк был в восторге.
После смерти бабушки в 1942 году Блейк собрался в Англию, куда к этому времени перебрались его мать и сестры. Там он планировал учиться на разведчика и, вернувшись в Голландию, стать агентом. До Туманного Альбиона Джордж добирался через Бельгию, Францию и Испанию, а свой британский паспорт прятал в буханке хлеба.
Однако после перехода границы между Францией и Испанией Блейка схватили испанские пограничники. Вместе с другими задержанными Джорджа доставили в тюрьму города Памплоны.
Там, в холоде и голоде, будущий разведчик провел около месяца, после чего его отправили в лагерь для нелегалов в Миранда-де-Эбро. Проведя в заключении около двух месяцев, Блейк стал участником массовой недельной голодовки, которую начали польские беженцы в знак протеста, чтобы улучшить условия содержания и ускорить освобождение.
Голодовка достигла цели: Джорджа освободили в числе самых юных узников. Вскоре он наконец пересек английскую границу и после ряда допросов воссоединился с матерью и сестрами. Немного освоившись на новом месте, Блейк решил не дожидаться повестки в армию и отправился добровольцем в Британский военно-морской флот.
После обучения Джорджа, уже в звании младшего лейтенанта, вызвали на службу в Портсмутский штаб подводных лодок. Впрочем, подводником Блейк так и не стал — при испытании глубиной потерял сознание и был отчислен.
Неудача с подлодками на деле обернулась успехом: неожиданно для себя после очередного собеседования Блейк стал сотрудником П-8 — голландского отдела британской разведки MИ-6 (СИС).
Впрочем, о желанном возвращении в Голландию речи не шло — Блейк по документам был англичанином, а по правилам того времени действующий на территории Голландии агент не мог быть британцем. Поэтому Джордж начал сопровождать готовящихся к отбытию агентов на учениях, предотвращал контакты отдельных групп разведчиков, следил за снабжением своих подопечных всем необходимым и провожал их на аэродром.
Еще одной задачей Блейка было принимать от агентов срочные телеграммы, которые могли прийти как днем, так и ночью. После войны Блейк наконец отправился в Голландию в ранге сотрудника новой британской резидентуры, расположенной в Гааге, но, едва успев повидаться с родственниками, был отозван в Лондон.
В 1946 году Джордж по долгу службы отбыл в Гамбург. В связи с тем, что новым противником западных стран в рамках развернувшейся холодной войны стал СССР, бывшие враги Великобритании стали союзниками: Джорджу приходилось сотрудничать с ненавистными ему немецкими офицерами.
Итогом работы Блейка стало создание в 1947 году двух разведывательных сетей на территории ГДР, состоящих из экс-офицеров немецкого флота и вермахта. Перелом в отношении к сложившейся ситуации произошел у Блейка во время учебы в Кембриджском университете, где он постигал азы русского языка на курсах для офицеров вооруженных сил.
После окончания университета Джордж оправился в Сеул. Главной его задачей была разведка на близлежащих территориях Дальнего Востока, принадлежавших Советскому Союзу. Однако планы провалились: пробиться через железный занавес оказалось весьма непростым делом — между Кореей и СССР не существовало никакого сообщения.
А спустя полтора года после прибытия Блейка в Корее началась война. При осаде города северокорейскими войсками разведчик попал в плен. Он пару раз пытался бежать, чтобы добраться до американцев, но обе попытки не увенчались успехом. Джордж прошел так называемый «марш смерти», проходивший по реке Ялуцзян, — тяжелый зимний перегон узников к месту заключения.
Пленники умирали один за другим — Блейку и другим заключенным приходилось их хоронить, выкапывая могилы в промерзшей земле. Джордж заболел дизентерией, вылечить которую, к счастью, удалось уколами пенициллина. Северокорейские солдаты изощренно издевались над узником, заставляя его до изнеможения носить воду из колодца.
Когда Блейк не смог принести очередное ведро из-за того, что обморозил руки, его избили прикладом ружья, поставили на колени и заставили несколько часов стоять на морозе. Единственной отдушиной для него тогда стали книги, которые неожиданно прислало в лагерь советское посольство.
Блейк несколько раз перечитал «Остров сокровищ», «Капитал» Маркса и Энгельса и «Государство и революция» Ленина. Последние два произведения оказали большое влияние на мировоззрение Блейка — идеи равенства народов оказались ему очень близки.
Для себя он решил, что после освобождения станет тайно работать на советскую разведку. Разведчик рискнул обсудить это с главным надзирателем — и вскоре майор организовал Блейку встречу с представителем КГБ.
В целях конспирации каждого из знавших Джорджа пленников по очереди вызвали в советское посольство в Пхеньяне — с ними обсуждали общеполитические вопросы.
Обсудив нюансы, они сошлись на том, что Джордж будет предоставлять информацию, касающуюся исключительно действий Англии и союзников против СССР.
Несмотря на возможность освобождения, разведчик оставался в плену вплоть до окончания войны — он опасался, что неожиданно обретенной свободой привлечет к себе внимание английских спецслужб.
Блейк освободился в апреле 1953 года. Он вернулся в Англию и благодаря хорошему знанию русского языка попал на службу в новый отдел «Y», занимавшийся высокотехнологичным шпионажем в отношении сотрудников советских учреждений в Австрии.
На посту замначальника отдела Блейку после тяжелых условий в Корее было трудно адаптироваться к цивилизованной жизни: привыкший к свободной обуви, в своем кабинете Джордж часто снимал тесные ботинки, что поначалу вызывало недоумение у других сотрудников отдела.
Впрочем, на работе Блейка эти странности никак не отразились. В 1954 году Джордж женился, его избранницей стала секретарь СИС Джиллиан Аллан.
В 1955 году его направили в Западный Берлин, где он попал в группу, которая занималась разведкой против СССР. Одной из задач Джорджа было установление связей с советскими служащими, работающими в Восточном Берлине.
Однако это оказалось непросто — советским гражданам было настоятельно рекомендовано не посещать западную часть города, да и сами они из-за дороговизны не стремились попасть в Западный Берлин. А английским разведчикам и вовсе было категорически запрещено пересекать границу с Восточным Берлином.
Ожидая наплыва советских граждан, английские разведчики готовили план вербовки: они собирались обещать посетителям в ближайшее время доставить понравившиеся им вещи на заказ, тем самым заманить в магазин повторно и попытаться склонить к сотрудничеству.
Однако операция закончилась провалом — единственной «русской», которая пошла на контакт с резидентурой, оказалась горничная офицера ЦРУ. А вскоре агент, который изображал из себя хозяина магазина, сбежал в Восточный Берлин и рассекретил истинное предназначение лавки. Магазин пришлось закрыть.
Англичане сумели установить прослушку на нескольких секретных линиях СССР — например, в ходе операции под кодовым названием «Конфликт» подключились к кабелю, через который шла связь советского штаба в Вене с одним из военных аэродромов.
Для этого из подвала, находящегося в непосредственной близости от секретной линии военного отдела полиции, к кабелю был прорыт тоннель, где оборудовали пункт прослушки. Две другие операции — «Сахар» и «Лорд» — велись из здания магазина бижутерии и виллы, где проживала семья одного из английских офицеров.
Кроме того, сотрудники отдела тайно устанавливали микрофоны в домах и кабинетах лиц, интересных MИ-6. Расшифровкой этого материала и занимался Блейк — однако, по его словам, ничего ценного в ходе таких операций английская разведка так и не получила.
Действовал Джордж на безвозмездной основе: единственной его просьбой была — позаботиться о его семье в случае, если с ним что-то случится. Между тем на одной из встреч с советским агентом он получил портативный фотоаппарат, который носил в заднем кармане брюк.
Использовать камеру Блейку приходилось в условиях повышенного риска — Джордж делил служебный кабинет с коллегой. Разведчику приходилось ловить момент, когда тот отлучался по делам, и быстро снимать нужные документы. Самым удобным временем для фотографирования были ночные дежурства, на которые Блейк заступал раз в шесть недель.
Следующей важной информацией, которую советская сторона получила от Блейка, был оформленный в виде бюллетеня секретный доклад о вооруженных силах СССР в Австрии.
Вскоре после этого советской резидентуре стали известны подробности дерзкой операции под кодовым названием «Золото», или «Золотой секундомер». Благодаря этой операции англичане в сотрудничестве с ЦРУ планировали получить доступ к секретным линиям связи советских войск в ГДР, при помощи которых шел обмен информацией между Восточным Берлином и Москвой.
Блейк оказался в курсе мельчайших деталей — по долгу службы он вел протоколы встреч сотрудников британской разведки с офицерами ЦРУ.
Непосредственно под ангарами планировали разместить снабженную высокой степенью защиты от посторонних проникновений станцию перехвата, оборудованную высококачественными техническими новинками. Общая стоимость шпионской базы составляла около семи миллионов долларов.
Действуя с исключительной осторожностью, руководство КГБ перевело все важные переговоры на другие каналы, оставив перехваченные линии для обсуждения иных вопросов — например, по ним ненавязчиво акцентировалось внимание на том, что СССР не готовится нанести удар по западным странам.
Прослушиваемые линии использовались и для дезинформации: через них передавали ложные данные, которые принимались англичанами и американцами за чистую монету.
Эта инсценировка оказалась идеальной и абсолютно безопасной для Блейка: «золотой» тоннель нашли во время проверки связистами якобы поврежденной дождем линии кабеля (ее для правдоподобности специально размыли). Для американцев это было неожиданностью: вначале они хотели даже взорвать шпионское логово, но позже от этой идеи отказались.
А легенда о «случайности» оказалась настолько правдоподобной, что в нее поверили и в МИ-6, и в ЦРУ. К слову, за весь срок сотрудничества с советскими спецслужбами Джордж рассекретил около 40 американских и английских агентов, действовавших против СССР.
В начале 60-х годов Блейк отправился в Ливан. В Бейруте, помимо разведдеятельности, он занимался интенсивным изучением арабского языка. Разведчик и не подозревал, что над ним сгущаются тучи. Рассекретить Блейка англичанам помог перебежчик — заместитель шефа польской разведки Михаль (Михаил) Галиневский, в свое время сотрудничавший с советскими спецслужбами.
Получив от предателя информацию, руководство МИ-6 в срочном порядке отозвало Блейка в Лондон, где незамедлительно приступили к допросам. По версии начальников Джорджа, коммунисты принудили его к сотрудничеству еще в корейском плену. Блейк молчать не стал.
В апреле 1961 года Блейк был арестован. Приговор, вынесенный разведчику в Центральном уголовном суде Олд-Бейли, был крайне суров: лишение свободы на 42 года в тюрьме Уормвуд-Скрабс. Это было в три раза больше максимального срока, предусмотренного по статье о госизмене.
Услышав вердикт судьи, Блейк лишь улыбнулся. Джиллиан поначалу поддерживала мужа, но затем не выдержала общественного давления: подала на развод, повторно вышла замуж, сменила фамилию и посвятила себя воспитанию детей — троих сыновей разведчика и еще одного, рожденного от нового супруга.
В тюрьме Блейк продолжил изучение арабского языка и подружился с еще одним рассекреченным советским разведчиком — Кононом Молодым, работавшим под именем Гордон Лонсдейл (о нем «Лента.ру» уже рассказывала), который получил 25 лет, но в итоге был обменян на английского агента. Блейк тоже не собирался терпеливо ожидать окончания тюремного срока и задумал бежать.
На помощь ему пришел террорист Шон Берк, который был на хорошем счету у тюремного начальства, стал редактором местной газеты и готовился к переводу в тюремное общежитие. Это давало Берку возможность днем находиться на воле и возвращаться в тюрьму лишь на ночь.
Шон воспользовался привилегиями по своему усмотрению: связался с бывшими политическими заключенными, друзьями Блейка, которые помогли собрать необходимые для побега деньги.
Однажды разговор сообщников случайно услышал еще один заключенный — он ловил на своем приемнике полицейскую волну, но попал на канал связи Блейка и Берка. Однако сдавать их арестант не стал, а лишь предупредил Джорджа о небезопасном способе связи. Подобным образом поступил и другой заключенный, в чьи руки случайно попало адресованное Блейку послание от Берка: арестант передал письмо Джорджу, заверив, что сохранит его тайну.
Побег был намечен на вечер 22 октября 1966 года и увенчался успехом: легко справившись с ослабленной решеткой, Блейк вылез через окно и добежал до тюремной стены, где его ожидала переброшенная Берком веревочная лестница. Но, прыгая со стены на землю, Джордж разбил голову и сломал руку.
Впрочем, это не помешало разведчику: друзья быстро нашли ему врача, который прибыл в квартиру-убежище и оказал Блейку медицинскую помощь.
Помощники Джорджа даже раздобыли специальные таблетки, от которых темнеет цвет кожи, и ультрафиолетовую лампу, чтобы закрепить эффект. Но позже от этой идеи отказались — раздобыть фальшивый паспорт мог только Берк, а из-за того, что он находился в розыске, выходить на связь с преступным миром было опасно.
В итоге решили остановиться на другом варианте: вывезти Джорджа на машине в ФРГ, откуда он попал бы в ГДР, а затем — в Москву.
Дорога была долгой и включала переправу на пароме через Ла-Манш, но, к счастью для всех участников операции, все прошло удачно. На территории ГДР Блейк связался с советским посольством и наконец оказался в безопасности.
Добравшись до столицы СССР, Джордж Блейк превратился в Георгия Ивановича Бехтера — позже он сам признавался, что новое имя казалось ему гораздо благозвучнее старого. Он получил от советского государства звание полковника внешней разведки и просторную четырехкомнатную квартиру.
Некоторое время Блейк консультировал сотрудников КГБ и работал переводчиком. Чтобы привыкнуть к новой жизни, Джорджу потребовалось немало времени: на первых порах он был в шоке от неприветливости советских граждан и огромных очередей в магазинах и других учреждениях. Чтобы лишний раз не томиться в очередях, разведчик даже научился самостоятельно стричься.
Джордж снова женился, у него появился еще один сын. При этом он не терял связи с детьми от первого брака, которые часто навещали его в Москве.
Блейка не стало 26 декабря 2020 года — он умер от остановки сердца в возрасте 98 лет. Президент России Владимир Путин выразил соболезнования родным и близким советского разведчика — cоответствующее послание было опубликовано на сайте Кремля.
Президент России подчеркнул, что Блейк внес «неоценимый вклад в обеспечение стратегического паритета, сохранение мира на планете».