В России вот уже больше недели продолжается самое беззаботное время в году — длинные новогодние каникулы. А это значит, что большая часть населения уже не только съела все салаты, но и исчерпала варианты застольных радостей. Как же в таком случае провести остаток праздничных дней — и попытаться получить максимум новых эмоций и впечатлений? Ответ прост — сходить всей семьей в кино, тем более, что прокат на этих каникулах может похвастать на редкость сбалансированным репертуаром, где найдется фильм для зрителей абсолютно любых предпочтений и возрастных групп. «Лента.ру» рассказывает о том, какие картины идут в кино в эти новогодние и рождественские дни — и заодно добавляет, какие еще новшества приготовили для россиян кинотеатры.
Самой стабильной традицией новогоднего российского кинопроката остается выход новых фильмов мультипликационной франшизы «Три богатыря» — история которой насчитывает уже 16 лет и 10 картин. Десятой из них в эти каникулы стала сказка «Конь Юлий и большие скачки», первый спин-офф, посвященный похождениям, возможно, самого смешного из персонажей «Богатырей» — коня Юлия. Причем похождениям романтическим: поклонников франшизы ждет история о том, как Юлий с присущей ему фирменной наивностью влюбился в породистую арабскую кобылку — и ради завоевания ее лошадиного сердца отправился в опасное путешествие в аравийские пустыни. В компании похищенного им (с благородной целью) князя Киевского.
Еще со времен троих из Простоквашина пространством для самых насыщенных приключений героев отечественной мультипликации служит дача — вот и персонажи популярного мультсериала «Барбоскины», семья очаровательных разношерстных песиков, именно там проводят первый полнометражный фильм со своим участием. Есть только одна загвоздка — в месте летнего отдыха Барбоскиных прочно обосновались коты. Заметим также, что юных зрителей как «Барбоскиных на даче», так и «Коня Юлия» перед каждым сеансом мультфильма ждет специальный новогодний сюрприз — интерактивное Zoom-поздравление от Деда Мороза.
Главной сенсацией новогоднего проката России в этом году уже официально можно считать новую сказку отечественного производства от Disney «Последний богатырь: Корень зла» — каникулы еще продолжаются, а она уже собрала более одного миллиарда рублей. Зрителей по всей стране можно понять: сиквел приключенческого хита четырехлетней давности элегантно и остроумно совмещает мышление и юмор обитателей современной Москвы с фантазийными реалиями мира русских былин и народных сказок: от ненасытного Колобка до избушки на куриных ножках, от богатырских игр до заточенного в Стране мертвых Кощея.
Семь лет назад оригинальная «Семейка Крудс» преобразовала в современную комедийную анимацию быт пещерных людей. Долгожданный сиквел не только уже сюжетом подталкивает героев, первобытную семейку Крудс, к вынужденному прогрессу (изменения климата подталкивают персонажей сняться с места и в итоге встретить обитающих парой эволюционных ступеней выше фермеров Беттерманов), но и несколько меняет сам принцип: если в первом фильме создатели делали ставку на шутки и воспитательную мораль, то в новой картине основным средством развития истории становится экшен, причем с участием таких созданий, как волко-пауки (или пауко-волки?) и владеющие кунг-фу мартышки. Резко возросла и красочность происходящего, достигающая порой почти психоделических оттенков.
Обычно, когда отечественное кино, особенно с большим бюджетом, берется за исторический сюжет, то почему-то исключительно с целью либо выстругать злободневную политическую мораль (как в прошлогоднем «Союзе спасения»), либо прославить забытые победы русского оружия. Что ж, тем неожиданнее смотрятся «Серебряные коньки», отправляющийся в праздничный дореволюционный Санкт-Петербург, чтобы рассказать настоящую рождественскую сказку о любви простого посыльного и девушки из высшего общества — сказку, разыгранную, как и обещает название, на коньках: лучшего способа передвижения по рекам и каналам столицы императорской России в зимний период было не придумать.
5 января великому японскому мультипликатору Хаяо Миядзаки исполнилось 80 лет. Есть ли лучший способ отметить юбилей режиссера, без преувеличения повлиявшего не только на мировую анимацию, но и на весь современный кинематограф, чем увидеть его фильм на большом экране? Тем более, когда речь о такой бесспорной классике, как «Ведьмина служба доставки» — трогательной и красиво взирающей на Токио с высоты полета на метле истории о сомневающейся в себе 13-летней ведьме, которая обретает радость жизни после того, как устраивается доставлять хлеб клиентам пекарни и обнаруживает, что важнее и полезнее любых чудесных подвигов иногда оказываются дела малые.
Успех разворачивавшейся на фронтах Первой мировой войны «Чудо-женщины» несколько лет назад заставил говорить о первом по-настоящему феминистском комиксном блокбастере — настолько независимой и самодостаточной была героиня Галь Гадот в своей борьбе с войсками Тройственного союза и стоящими за ними силами зла. Что ж, сиквел «Чудо-женщины» отправляется в эпоху, несколько более современному зрителю близкую — в 1984-й, где чудесный камень исполнения желаний не только воскрешает погибшего в начале века возлюбленного заглавной героини, но и оказывается в руках одного очень самодовольного теледеятеля, и прической, и эгоцентризмом поразительно напоминающего Дональда Трампа.
Каждый год одним из самых больших природных бедствий в России становятся масштабные лесные пожары. О тех, кто им противостоит, и рассказывает первый масштабный экшен прославившегося работой в комедийном жанре режиссера Алексея Нужного (это он снял, например, такой хит, как «Я худею») — причем «Огонь» не исчерпывается интригой борьбы с грозящей спалить лесную деревушку вместе с жителями катастрофой. Центральной мелодраматической линией картины становятся отношения опытного пожарного в исполнении Константина Хабенского и неопытного новичка, которого сыграл Иван Янковский — отношения, которые только усугубляет тот факт, что молодой человек встречается с дочерью героя Хабенского.
Живой классик современного кино Вуди Аллен и на девятом десятке остается верен себе — как в плане плодовитости, выпуская один фильм за другим, так и в том, что касается фирменного комедийного стиля. Вот и разворачивающийся на престижном киносмотре в Сан-Себастьяне «Фестиваль Рифкина» отправляет поклонников Аллена на хорошо знакомую территорию интеллектуальной комедии о невротичных мужчинах, утомленных ими женщинах и переживающих кризис отношений. В этот раз в центре сюжета оказывается разваливающийся посреди впечатляющих пейзажей страны Басков брак пожилого писателя и видной публицистки — а попутно Аллен иронично подмигивает любимым мэтрам режиссуры вроде Феллини, Трюффо и Бергмана.
Вышеупомянутый постановщик «Огня» Алексей Нужный ухитрился в эти длинные каникулы оказаться самым заметным российским режиссером — хотя бы потому что в кино идет не один снятый им фильм, а сразу два. Второй — это «Обратная связь», сиквел комедии «Громкая связь» со звездами «Квартета И». Но если первый фильм перекладывал на русских людей с их специфическими проблемами, характерами и новогодними привычками сюжет итальянского хита «Идеальные незнакомцы», то «Обратная связь» уже обходится собственными усилиями — на этот раз к обсуждению накопившихся вопросов в отношениях четверых мужчин и трех женщин приводит хитроумная игра в записки с саркастическими пожеланиями друг другу на Новый год.
Комедия Эшома и Йена Нелмсов заставляет по-новому взглянуть не только на заботы вынужденного иметь дело с кардинально изменившейся (не в лучшую сторону) праздничной реальностью Санта-Клауса, но и на Мела Гибсона, выступающего здесь в необычном для себя комедийном амплуа как раз в роли собственно вечного символа Рождества. Более того, символа, оказавшегося в щекотливой ситуации: один из недовольных подарками Санты детей заказал Клауса киллеру по кличке Снеговик — а тот привык доводить дело до конца, даже если ради этого придется поднять на уши всю Лапландию.
Российское телевидение 2010-х почти не подарило своим зрителям по-настоящему культовых проектов — что ж, снятые в формате мокьюментари похождения предприимчивых пермских гопников «Реальные пацаны» на этом фоне выглядят редким исключением из правила. Тем логичнее, что рано или поздно Колян, Антоха и Вован вместе со всем своим колоритным окружением должны были перебраться с маленьких экранов на большие — вот только кто мог предположить, что переход этот будет осуществлен в жанре зомби-апокалипсиса? И тем не менее: коми-пермяцкий автономный округ охвачен превращающим обывателей в ходячих мертвецов вирусом, и только Коляну и компании по силам дать ему отпор.
Пандемия коронавируса почти отучила всех нас от посещения кинотеатров — а тем временем они, возможно, в сложных нынешних условиях являются самыми безопасными из общественных пространств. Все отечественные киносети тщательно соблюдают рекомендации Роспотребнадзора — а это значит, что отправляясь на просмотр какой-нибудь из новинок можно не волноваться ни о социальной дистанции, ни о дезинфекции или санобработке: увеличенные интервалы между показами и ограничение по числу продаваемых на них в бесконтактном формате билетов исключают риск оказаться в толпе незнакомых людей. Ну а что касается тех достоинств киноопыта, которыми большой экран всегда мог похвастать по сравнению с домашним просмотром, то они ни куда не делись: такие технологии, как IMAX, ScreenX и 4DX, по-прежнему доступны только в кино — и дарят эмоции, которые не получить в других условиях. Каникулы также открывают возможность для похода в кинотеатр в необычное время — многие кинозалы работают в круглосуточном режиме, позволяя посмотреть новый блокбастер даже ночью, если зрителю так будет удобнее. И не забывайте про попкорн (он в праздники продается даже со специальным новогодним мандариновым вкусом)!