Культура
00:04, 7 января 2021

«Мы написали эти песни, когда я был полным придурком» Viagra Boys, бегущая с волками и адский карнавал: главная музыка месяца

Марина Погосян
Кадр: клип La Loba

Завершение безумного 2020-го года, с которым все спешили как можно скорее попрощаться, ознаменовалось не менее безумными музыкальными новинками. Шведские панки Viagra Boys насладились жизнью аристократов в клипе Creatures, Хаски выпустил клип в стиле «Бегущего по лезвию», а французская группа La Femme представила видео на трек Disconnexion с жуткими клоунами и неоновым карнавалом. «Лента.ру» рассказывает об этих и других интересных синглах декабря.

Greentea Peng — Spells

Британка Ария Уэллс, чья музыка напоминает о таких именах, как Эрика Баду и Лорин Хилл, представила сингл Spells, который был записан два года назад в преддверии выхода ее дебютного релиза Sensi. Уэллс описывает свое творчество как «психоделический R&B», и для желающих понять, что кроется за этим словосочетание, Spells может стать наглядным примером: это вялая и будто бы лениво исполненная композиция, лишенная избыточной отполированности жанра, но не лишенная его изящества.

В клипе довольно быстро угадывается почерк лондонского режиссерского дуэта Machine Operated, который в последнее время активно сотрудничает с хип-хоп-артистом Rejjie Snow — в видео Greentea Peng можно увидеть все то же узнаваемое и теплое изображение, будто бы снятое на пленку. При этом именно такое ретро-видение Machine Operated удачно накладывается на общий образ Уэллс: несмотря на свой юный возраст, 25-летняя певица, призывающая отложить телефоны и сосредоточиться на духовности, производит впечатление загадочного пришельца из прошлого.

DARKSIDE — Liberty Bell

Продюсер Николас Джаар, по всей видимости, не планирует исчезать из новостей о свежих релизах: за 2020-й он выпустил несколько альбомов как под своим именем, так и под псевдонимом Against All Logic, а теперь еще и вспомнил о своем старом проекте DARKSIDE, которым занимался совместно с бруклинским мультиинструменталистом Дэйвом Харрингтоном. Весной дуэт пообещал выдать очередной альбом Spiral, в преддверии релиза опубликовав сингл Liberty Bell.

В первые секунды трек отсылает к раннему творчеству продюсера, однако уже секунд через 30 становится ясно, что работа в куда большей степени стремится в сторону психоделического рока, чем электроники. Собранный из успокаивающего пения и гитарных риффов Liberty Bell резко контрастирует со всеми последними релизами музыканта, намекая, что в 2021-м Джаар точно найдет, чем еще удивить своих слушателей.

King Princess — PAIN

Вслед за прошлогодним дебютным альбомом американка Микаэла Страус выпустила пару синглов со второго релиза, над которым она трудится вместе со звездным продюсером Марком Ронсоном. По этим двум опубликованным песням, PAIN и Only Time Makes It Human, напрашивается вывод, что King Princess взяла курс на максимально простой танцевальный поп, в котором беззаботные аранжировки смешиваются с текстами о разбитом сердце и неразделенной любви. Непонятно, стоит ли винить в этом влияние Ронсона или же певица сама решила пойти по пути упрощения, но PAIN звучит еще более плоско и неинтересно, чем композиции из первого альбома артистки, где можно было найти удачные вещи вроде Cheap Queen или If You Think It's Love, которые отдаленно напоминают песни других протеже Ронсона — Адель и Лили Аллен.

Казалось бы, тот факт, что свежие синглы King Princess не вызывают ассоциаций с другими треками поп-исполнительницы, должен говорить о том, что молодая бруклинская артистка обрела индивидуальность. Но ни ее новая музыка, ни нарочито хулиганский клип, в котором Страус истязают другие женщины, к сожалению, не воспринимаются как что-то свежее и приковывающее внимание.

Jonathan Bree — Until We're Done

В последние годы новозеландский продюсер и один из основателей группы The Brunettes Джонатан Бри предпочитает сохранять анонимность и появляться на публике в белой маске. Однако загадочность, свойственная образу артиста, идет вразрез с его песнями: музыкант поет об оральном сексе, дейтинге в Tinder и совершенно испепеляющей страсти («Я хочу тебя больше, чем ребенок хочет игрушку, больше, чем Парис хотел Елену Троянскую»), поясняя, что его последний альбом After The Curtains Close в целом пропитан секс-позитивными идеями.

Исключением не становится и его трек Until We're Done, в котором дымчатая и довольно элегантная аранжировка никак не клеится с примитивным и пошловатым текстом, будто бы написанным не для нью-вейв-музыканта с 20-летним опытом, а для 50 Cent образца 2000-х годов. Произнесенные Бри строки наподобие «Покажи мне, как ты двигаешься, девочка» заставляют переживать, что в попытках откровенно говорить на табуированные темы музыкант повернул не туда и начал напевать избитые строки из R&B-хитов, а виляющие бедрами танцовщицы из клипа, похоже, окончательно испортили эту странную новинку, в общем-то, от неплохого артиста.

«Сестры» — «Никаких стен»

Когда в 2019 году Скриптонит запустил собственный лейбл Musica36, казалось, что если там и найдется место артисткам, то они будут специализироваться исключительно на кокетливых или же слегка надрывных R&B-композициях — такие, например, легко можно отыскать в коллекции певицы TAYÖKA, в этом году начавшей сотрудничать с лейблом. К счастью, музыкальное чутье Скриптонита не ограничилось одним лишь рэпом со всеми его смежными жанрами — и дуэт «Сестры» тому главное доказательство. До Musica36 Маруся и Настя Муравьевы, дочери профессиональных музыкантов, записали пару EP, а в этом году выпустили первый полноформатник «Когда были волны», состоящий из восьми вязких и нежных поп-треков.

В первой работе группы нашлись определенные шероховатости, которым все же не удалось перевесить плюсы: слегка примитивные тексты в релизе сгладились неторопливой и очищенной от лишних эмоций манерой исполнения «Сестер», а общая монотонность обернулась не столько недостатком, сколько возможностью с головой погрузиться в атмосферу записи. Сингл «Никаких стен», видео к которому сняла украинская клипмейкерша Таня Муиньо, стал обозначением того, как в настоящий момент выглядит и звучит творчество Муравьевых: холодная эстетика, минорность и искренность, которая и становится визитной карточкой «Сестер».

La Chica — La Loba

На странице исполнительницы Софи Фустек на Last.FM можно найти лишь один комментарий, датируемый 2016 годом: «Надеюсь, она станет большой звездой». С тех пор прошло несколько лет, а ее проект La Chica, несмотря на неугасающую моду на латинские мотивы, по-прежнему остался в разделе музыки, которую надо «откопать»: имя исполнительницы не так часто мелькает в лайн-апах фестивалей, Pitchfork не включает ее во всевозможные обязательные к прослушиванию списки, а в российских медиа ее вообще почти не упоминают. Тем не менее новый клип La Loba из одноименного второго альбома выглядит как работа многообещающей восходящей звезды, причем как с точки зрения завораживающего визуала, так и с точки зрения нестандартного звучания.

В устах Фустек, повторяющей фразу «Моя ярость — моя сила», испанский язык внезапно кажется сырым, грубым и разрезающим перепонки, а обычно мелодичное и нежное фортепиано превращается в нервный, вызывающий дискомфорт и тревожность инструмент. Сам клип La Loba с его кровавыми цветами, обнаженкой и дикими зверями хоть и производит впечатление, будто его создатели пытались сделать модную и в меру эпатажную картинку, на деле оказывается интерпретацией книги Клариссы Эстес «Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях» — более подходящее изображение для такого завораживающего феминистского гимна трудно подобрать.

Viagra Boys — Creatures

Всего через восемь дней после Нового года у шведов Viagra Boys выйдет второй альбом Welfare Jazz, который обещает быть куда мягче их отвязного дебютника Street Worms. В сингле Creatures с грядущего релиза необузданный панковский дух сменяется обилием синтезаторов и даже саксофоном, что приводит коллектив к более легкому и стройному звучанию. Правда, если верить словам фронтмена Себастьяна Мерфи, за беспечной музыкой лежит не самый радужный контекст.

«Мы написали эти песни, когда я был в долгих отношениях, принимал наркотики каждый день и был полным придурком. Я действительно не осознавал, какой я засранец, пока не стало слишком поздно, поэтому большая часть записей [с нового альбома] связана с попытками смириться с тем, что я ставил перед собой неправильные цели», — рассказал Мерфи, чья харизма обеспечивает немалую долю успеха Viagra Boys и в сочетании с декорациями в духе «Фаворитки» Йоргоса Лантимоса делает абсурдное видео Creatures увлекательной историей о том, как наслаждение роскошью и богатством может обернуться настоящим ночным кошмаром.

Хаски — «Бесконечный магазин»

В декабре Хаски напомнил о себе дважды: он представил клип на песню «Бесконечный магазин» из альбома «Хошхоног» и поучаствовал в коллаборации с российским музыкантом Pixelord. И если фит оказался примером типичной футуристичной электроники, в которой рэперу почти не нашлось места, то сольная работа, посвященная восстанию роботов, смогла довольно четко обозначить, насколько по-разному сейчас воспринимается творчество рэпера, которым несколько лет назад было принято безоговорочно восхищаться.

Пока одни продолжают искать в его новинках скрытые смыслы (и восхищаются, когда находят), хвалят за качественную графику в клипе и смелость, с которой Хаски продолжает высказываться на вечные для русского человека темы, вроде жестокости власти, гражданских войн и кровожадности человеческой природы, другие обвиняют в самоповторах, отчаянных попытках напичкать любую работу большим количеством отсылок и плагиате идей из классики кино, такой, как «Терминатор» или «Бегущий по лезвию». И те и другие замечания отчасти справедливы, но, кажется, в этом и кроется основное преимущество Хаски: даже те, кто критикуют музыканта, не удерживаются от соблазна покопаться в его нагроможденных композициях, которые могут быть странными и своеобразными, но никогда — пустыми.

La Femme — Disconnexion

Еще одна фантазия на тему ночных кошмаров — новое видео от разносторонних французов La Femme, которых причисляют то к представителям психоделического рока, то панка, то арт-попа. В Disconnexion центральным элементом вообще становится соло на банджо, которое превращает песню в диковинный микс из французского языка и отголосков народной музыки. Со свойственной себе самоиронией La Femme сначала читают зрителю философскую лекцию о бесконечном стремлении человека к расширению, а затем устраивают инфернальный неоновый карнавал под звуки того самого банджо, которые со временем перебивает протяжное пение женщины, будто бы срисованной с мультяшных злодеек. Как и в случае с другими видео La Femme, после просмотра возникает мысль: «Что это было?», а следом за ней идет желание снова окунуться в этот жуткий, но веселый праздник.

< Назад в рубрику