Культура
00:01, 11 января 2021

Какая женщина Лассо правды, нефтяная игла и Трамп диетический: каким получился первый блокбастер 2021 года

Денис Рузаев
Кадр: фильм «Чудо-женщина: 1984»

В прокат выходит первый настоящий блокбастер 2021 года — «Чудо-женщина: 1984», сиквел опрометчиво провозглашенного феминистским кинокомикса, который отправляет свою героиню в восьмидесятые, взвинчивает градус абсурда и хронометраж, а заодно прощается не только с зачатками феминизма, но и с любыми намеками на здравый смысл. «Лента.ру» рассказывает о многочисленных причудах фильма Патти Дженкинс.

1984 год. Антрополог Смитсоновского института Диана Принс (Галь Гадот), женщина видная, но необщительная, уже седьмое десятилетие никак не залечит разбитое сердце. Отвлечься помогает лишь тайное хобби — добрые дела на почве борьбы с преступностью. Их Диана, до переезда в Америку занимавшая статусное положение в изолированном матриархальном обществе, предпочитает совершать в традиционном боевом костюме родного края и не смущается, что этот прикид — стальной корсет, экстракороткие трусы — выглядит несколько смело даже по фривольной моде середины восьмидесятых. Эпоха, к слову, довольно турбулентная: гонка ядерных вооружений между США и СССР в самом разгаре, с экранов телевизоров не сходит обещающий легкую наживу на инвестициях в нефтянку антрепренер с недвусмысленной прической Макс Лорд (Педро Паскаль), а во время одного из пресеченных Дианой ограблений всплывает самоцвет, дарующий исполнение любых желаний.

Презентовать такой артефакт общественности — дело, очевидно, рискованное: речь, в конце концов, о поколении, всерьез влюбленном в торговые центры и песни Duran Duran

Так что камень пока что отправляется на изучение специалистам Смитсоновского — где попадет к геологу-геммологу Барбаре Минерве (Кристен Уиг), примечательной в первую очередь феерическим комплексом неполноценности. Конечно же, хватит одного движения густых бровей заглянувшего в институт похвастать солидным пожертвованием нефтяника Лорда, чтобы Камень грез оказался уже в его руках и вскоре начал генерировать чудовищные по своим последствиям перемены мирового порядка. Но до этого по желанию успеют загадать и Минерва (захочет быть такой же, как Диана), и собственно мисс Принс — которая воспользуется возможностью вернуть к жизни давно покойного героя Первой мировой, любовь всей своей жизни Стива (Крис Пайн). Тот парадоксальным образом явится к возлюбленной в теле некого вашингтонского яппи — и пока Диана будет знакомить воскресшего летчика с духом времени, время это вскоре потребует от нее привычного супергероизма, а остальную планету поставит перед необходимостью восстановить моральный компас, сбитый по части полюсов правда/ложь .

«Правда это ложь», — провозглашал роман Джорджа Оруэлла «1984». Разворачивающаяся в том же году, что и классика полит-антиутопии, «Чудо-женщина: 1984» до такого уровня софистики не возвышается. Куда там — конечно же, первый комиксный блокбастер 2021-го, вслед за почти всеми комиксными блокбастерами прошлых лет, предпочитает старательно и несколько утомительно выводить очередную детсадовскую мораль о том, что врать нехорошо, особенно — врать себе. Так что новоявленное женское счастье Чудо-женщины долго не продлится — по сладкой лжи воссоединения с любимым обидно хлестнет Лассо правды, напомнит о приоритете супергеройского долга перед чувством, опять отправит в гордом одиночестве спасать человечество, не дав даже слезы утереть как следует. Победа феминизма? Скорее, торжество заскорузлых жанровых канонов (характерно, что единственная женщина, которая по сюжету переживает некоторый эмпауэрмент, геолог Минерва, оказывается за это показательно наказана). Если прошлый фильм о боевых подвигах Дианы по крайней мере мог похвастать прогрессивностью благодаря тому, что первым современным кинокомиксом выводил протагонисткой женщину, то сиквел, кажется, уже не знает, что со своей героиней делать. Остаются прописные истины — и древняя как мир притча о том, куда приводит исполнение желаний, в качестве основы сюжета.

Вообще, считается, что после успеха первой «Чудо-женщины», не только хорошо собравшей кассу в мировом прокате, но и положительно принятой критиками, на вторую часть Warner Bros. выписали ее режиссеру Патти Дженкинс полный карт-бланш. Что ж, тем забавнее наблюдать, как этим карт-бланшем Дженкинс распорядилась — она сняла типичный для современной блокбастерной реальности сиквел, которому толком нечего нового сказать ни о своих персонажах, ни о своем жанре и который маскирует эту пустоту мегаломанской чрезмерностью декоративных и второстепенных элементов. В «Чудо-женщину: 1984» и ее гигантский 150-минутный хронометраж успевает вместиться, кажется, все на свете. Нефтяная игла, на которой сидит Ближний Восток, и советский генерал с ядерным чемоданчиком. Зарница для амазонок посреди пасторальных пейзажей и парад лучших образцов интерьерного дизайна 1980-х. Напыщенная рефлексия на тему немотивированной агрессии к незнакомцам и ее демонстративный дефицит в отношении необходимости большинства экшен-сцен.

Ну и, конечно, Дональд Трамп — точнее, его диетическая, обезжиренная версия в исполнении Педро Паскаля, играющего здесь освоившего потенциал медиа-присутствия шарлатана с характерными, однозначно считываемыми манерой изъясняться и зачесывать шевелюру. Звезда «Мандалорца», сняв здесь шлем, очевидно пользуется возможностью — и не столько заполняет собой пространство кадра, сколько его феерически пожирает: кривляется, пучит налитые кровью глаза, декламирует реплики будто каждая из них задумывалась политическим слоганом. Справедливости ради, Паскаль этим перформансом если и не оправдывает существование этого фильма, то как минимум его максимально точно олицетворяет (как, к слову, и феномен Трампа как харизматика) — он избыточен, герметичен, завораживающе искусственен и бесконечно смехотворен. Но смеяться, как известно, полезно — вот и «Чудо-женщина: 1984» может быть абсурдной и бессмысленной, но генерируя то недоумение, то и вовсе фейспалмы, хотя бы не становится скучной.

Фильм «Чудо-женщина: 1984» (Wonder Woman 1984) выходит в россйиский прокат 14 января

< Назад в рубрику