В российский прокат вот-вот выйдет «Душа» Pixar, пожалуй, главного поставщика передовой, как в визуальном плане, так и в том, что касается глубины тем и сюжетов, англоязычной анимации. «Лента.ру» рассказывает о том, почему новый мультфильм студии — история экзистенциальных приключений нью-йоркского джазмена и его души — получился не просто зрелищем не вполне детским, но и во многом противоречивым.
Нью-Йорк в сентябре озарен поразительным, экстраординарным — напрашивается пошлый эпитет «бархатный» — светом. Пробивается он и сквозь окна класса, где учитель музыки Джо Гарднер с не менее экстраординарной теплотой преподает шестиклассникам основы композиции. Работает Джо на фрилансе — не самый оптимальный расклад для мужчины под сорок. О чем ему напоминает и директор школы, предлагая наконец взять Гарднера в штат: полноценная зарплата и соцпакет прилагаются. Вот только и загрузка, конечно, совсем другая — а значит, о мечте сделать карьеру джазового пианиста придется забыть уже навсегда. А у карьеры этой как раз наконец забрезжила надежда — один из бывших учеников педагога зовет на прослушивание в квартет уважаемой саксофонистки. Прослушивание Джо пройдет на ура, поймав во время пробной репетиции творческую волну. И тут он, начав на ходу грезить о перемене участи, упадет в открытый люк. Чтобы разбиться насмерть.
На этом, впрочем, «Душа» не закончится — а в сущности, только начнется. Джо обнаружит себя мало того что в странной, причудливо состоящей из гигантских пасторально-призрачных полей и не менее внушительной лестницы в небеса, реальности — так еще и в обличье желеобразного сине-зеленого существа, которое напоминает его прежнего лишь очками и шляпой. Спрыгнуть с лестницы в забвение ему еще удастся, а вот вернуться в свою земную оболочку и все-таки реализовать планы о профессиональной реализации окажется несколько сложнее — придется притвориться наставником для только начинающей свой путь в мир людей (и очень несносной) души, заручиться поддержкой команды потусторонних психонавтов и побывать в теле жирненького кота. А заодно переосмыслить для себя ответы на ключевые экзистенциальные вопросы.
Студия Pixar, стоящая за «Душой», в представлениях, конечно, не нуждается — это в ее стенах уже третье десятилетие рождаются те редкие мультблокбастеры, которые не только очаровывают одно за другим поколения юных зрителей, но и от взрослых не требуют впадать в детство. Конкретно «Душу» написал и снял Питер Доктер, который в качестве режиссера уже преобразовывал в анимационные приключения старение и потерю близкого в «Вверх» и природу человеческих чувств в «Головоломке». «Душа», пожалуй, даже более амбициозна — она ни много ни мало берется вообразить себе сам порядок вещей во вселенной (скорее в жизнеутверждающем, построенном на вере в то, что порядок этот в принципе имеется, ключе) и механизмы, управляющие человеческими судьбами (а вот тут фильм Доктера, напротив, непривычно для американской анимации меланхоличен).
Понятно, что, как и другие творения Pixar — в диапазоне от «Истории игрушек» до «Тайны Коко», — «Душа» хвастает максимально складной, не позволяющей себе никаких отступлений, провисаний и пустот историей (это, если что, не всегда в отношении кино комплимент, но понятно, почему так работают произведения в ориентированном на детскую аудиторию жанре). Экзистенциальные мотивы с пугающей легкостью трансформируются в развлекательный сюжет. Путь от сцены джазового клуба на конвейер формирования психики укладывается в пару сценарных шагов. Ладно вписаны в основную конструкцию и второстепенные персонажи — запоминаются, источают обаяние и мать-наседка главного героя и ее подружки-болтушки, и качок-парикмахер с трудной судьбой, и пожилой хиппарь с трансцендентальными сверхспособностями. Котик, опять же. Несомненно и техническое совершенство мультфильма — эффектное как в гиперреалистических нью-йоркских сценах, так и в эпизодах из загробного мира, отдельные фигуранты которого отсылают к классике советской экспериментальной и польской анимации.
И все-таки в «Душе» на подспудном уровне ощущается нечто, непривычно для Pixar, тревожащее. И дело даже не в заложенной в реальность мультфильма саморазоблачительности — мир, где появляются и уходят навсегда, души изображен не просто бюрократизированной сверхкорпорацией, так еще и корпорацией, всегда готовой проявить мудрость и гуманизм (и это в картине, произведенной самой что ни на есть транснациональной корпорацией — Pixar принадлежит Disney, в свою очередь руководствующейся исключительно финансовыми интересами акционеров). Куда больше смущают противоречия более очевидные. «Душа» впервые в истории Pixar выводит на экран чернокожего протагониста — но предпочитает на большую часть фильма помещать его в лишенный расы и половых признаков милый пузырь или же в тело котика. Манифестирует восхищение перед искусством джаза — но на деле пользуется им лишь как кубиком в сюжетостроении. Провозглашает любовь к мелочам жизни и интерес к метафизике — но реализует их через поэтику конвейера, бюрократии, фабрики. Родителям, которым не посчастливится обсуждать «Душу» с детьми, однозначно не позавидуешь.
Фильм «Душа» (Soul) выходит в российский прокат 21 января