Культура
Реклама
16:05, 21 января 2021

Дождались перемен Онлайн, скринлайф, «Премьера»: как изменилась киноиндустрия из-за пандемии коронавируса

Федор Черный
Кадр: фильм «Цой»

Пандемия коронавируса привнесла перемены буквально в каждую сферу деятельности современного человека. Конечно, мир кино не стал исключением — более того, те трансформации, которые кино переживает у нас на глазах, могут смело считаться самыми серьезными за несколько десятилетий. «Лента.ру» рассказывает о решениях, которыми киноиндустрия ответила на вызовы времени, и о встрече с создателями фильма «Цой» перед премьерным показом, которая пройдет на premiere.okko.tv.

Тревогу из-за пандемии коронавируса киноиндустрия забила одной из первых: экономика мирового кинематографа заточена на глобальные рынки, и поэтому как только Китай, первым столкнувшийся с COVID-19, принялся вводить ограничительные меры, а значит, и объявил о закрытии тысяч кинотеатров по всей стране, эффект от этого решения немедленно почувствовали и в Голливуде: китайский прокат ежегодно приносил крупнейшим студиям более 5 миллиардов долларов. Вирус вскоре распространился по миру — и карантины, запреты массовых мероприятий, закрытия на бессрочный срок всех возможных заведений культуры пришли почти в каждую страну. Конечно же, пострадали и кинотеатры — более того, даже год спустя после появления нового коронавируса в китайском городе Ухань их судьба остается проблемной: крупнейшие киносети США и многих других стран по-прежнему закрыты, а там, где они все-таки работают, действуют строгие ограничения по посещаемости — так в России можно продавать лишь четверть билетов на каждый из сеансов.

Логично, что сидеть сложа руки в таких условиях ключевые игроки индустрии позволить себе просто не могли — иначе к моменту, когда пандемия будет побеждена, большинство киностудий, киносетей и продюсеров пришли бы банкротами. Так в кинематографе началась гонка самых разнообразных технологических новшеств и идей, на распространение которых в обычных, прежних условиях ушли бы годы — можно даже сказать, что в какой-то степени (пусть все-таки и не для всех) коронавирус стал если не благом, то точно импульсом, ускорившим прогресс. Впрочем, первым шагом, на который пошли производители и дистрибьюторы кино по всему миру, стало сокращение возможных потерь: самые дорогостоящие по бюджету блокбастеры нуждаются в кинотеатральном прокате для того, чтобы приносить прибыль — и мир кино стали сотрясать переносы релизов самых ожидаемых фильмов. Так, почти все главные блокбастеры 2020-го — от новой серии бондианы до ремейка «Дюны» или сиквела «Матрицы» в итоге съехали на 2021-й. Как тем не менее ясно уже сейчас, полноценным спасением ожидание лучших времен стать не могло. Требовались более радикальные меры.

Самой очевидной из них стало развитие онлайн-проката: в условиях, когда посещение кинотеатров попросту небезопасно для жизни, зрителям остается лишь домашний просмотр новинок. По состоянию на начало 2021 года, этот факт приняли как данность даже самые неповоротливые из игроков киноиндустрии — голливудские киностудии. Так ушла в небытие и, видимо, уже не вернется никогда такая еще недавно казавшаяся незыблемой традиция кинобизнеса, как окно между кинотеатральным релизом фильма и его появлением на стриминговых сервисах — студия Warner Bros. уже, например, и вовсе заявила о том, что все ее главные премьеры 2021-го будут выходить одновременно в кино и онлайн (это касается и вышеупомянутых «Дюны» и «Матрицы 4»), а Disney, пожалуй, главный поставщик блокбастеров в современном мире, объявил о том, что именно стриминги и создаваемый для них контент теперь станут главным ориентиром корпорации.

Очевидно, что если раньше собственные стриминговые платформы или взаимодействие с уже популярными онлайн-кинотеатрами были для киностудий в некоторой степени вторичными, то теперь именно они становятся главным источником прибыли и средством работы с аудиторией. Этот факт уже подтверждается небывалым ростом стримингов, многие из которых за 2020 год увеличили базу подписчиков в разы. Нельзя не отметить, что новые условия жизни киноиндустрии оказали влияние не только на способы доставки контента зрителям, но и на его содержание и качество. Так, пандемия коронавируса привела к стремительному распространению такого формата, как скринлайф — бум фильмов и сериалов, которые креативно задействуют и обыгрывают в своих сюжетах самые разнообразные средства онлайн-коммуникации от встреч в Zoom до созвонов по Skype, пришелся на первую волну пандемии и карантинов, став спасением в условиях, когда съемки в традиционных условиях были невозможны. Более того, пусть соблюдение строгих правил по сдерживанию вируса позволило кинематографистам по всему миру вернуться на съемочные площадки, скринлайф не сбавляет обороты: все-таки цифровая реальность никуда не исчезнет и после того, как пандемия окончательно уйдет в прошлое.

Но если с онлайн-релизами фильмов и новыми форматами контента мир кино так или иначе за прошедший год работать научился, то некоторые из важнейших как для самой индустрии, так и для аудитории элементы наших взаимоотношений с кинематографом по-прежнему требуют новых решений. Как, например, в новых условиях давать зрителю возможность прямой коммуникации с создателями кино, которую раньше предоставляли специальные премьерные показы? А как хоть немного компенсировать отсутствие социального аспекта кино — почти магического по своей природе ощущения общности от просмотра фильмов в компании других людей? Новейший сервис premiere.okko.tv, который 21 января запускает мультимедийная платформа Okko, предоставляет высокотехнологичное решение. premiere.okko.tv позволит подписчикам Okko не только смотреть новинки кино онлайн, но и общаться с создателями картин и киноэкспертами в любом удобном месте, а заодно позволит реализовывать социальные сценарии, интегрируя их непосредственно в сервис: на смену стандартному домашнему просмотру приходит взаимодействие пользователей с сервисом и друг с другом (более того, на premiere.okko.tv будет и интерактив — то есть возможность прямо влиять на контент на экране, а также возможность задавать вопросы).

«Мы стремимся предоставить нашим подписчикам уникальный контент, отличный пользовательский опыт, максимальное удобство и технологии, которые отвечают этой задаче. Запуск сервиса «Премьера» в Okko — это не только актуальный шаг в период новой реальности с ограничениями на организацию и проведение мероприятий, но и инструмент для расширения аудитории. Пользователи сервиса «Премьера» смогут в режиме live-трансляции в любом удобном месте стать гостями онлайн-премьер, почувствовать сопричастность к крупным кинособытиям и встретиться с любимыми режиссерами и актерами вместе с друзьями», — рассказывает о миссии нового сервиса генеральный директор Okko Яна Бардинцева.

Первая громкая премьера в новом сервисе запланирована уже на 21 января — Okko представит зрителям один из самых громких российских фильмов последних месяцев «Цой». Лента Алексея Учителя превращает в остросюжетный психологический детектив первые несколько дней после трагической гибели лидера группы «Кино» Виктора Цоя: родные и близкие музыканта по сюжету пытаются примириться с его уходом из жизни в то время, как разные заинтересованные лица разыскивают пропавшую из его автомобиля кассету с новым, еще никем не слышанным альбомом группы. Как нередко бывает в случае фильмов о настолько культовых фигурах, «Цой» стал предметом активной общественной дискуссии — благодаря сервису premiere.okko.tv поучаствовать в ней теперь смогут и подписчики Okko, причем не только друг с другом, но и с создателями картины. Алексей Учитель и сыгравшая одну из главных ролей в картине актриса Марьяна Спивак лично представят фильм, а легендарный виджей MTV Александр Анатольевич расскажет о феномене группы «Кино».

Показ фильма «Цой» и онлайн-встреча со съемочной группой, где можно задать вопросы, состоится на premiere.okko.tv 21 января. Смотреть фильм можно с любых устройств в Okko. Начало — в 20.00

< Назад в рубрику