Подошло к концу судебное разбирательство по одному из самых громких за последние несколько лет дел во французском спорте. Бывшего тренера по теннису Эндрю Геддеса приговорили к 18 годам тюрьмы за многочисленные изнасилования четырех несовершеннолетних учениц, которые он совершил в начале 2000-х. Выяснилось, что у Геддеса была продуманная и отработанная схема, позволявшая ему долгое время оставаться безнаказанным. Среди его жертв — надежда поколения, которая завязала со спортом из-за тяжелой психологической травмы, так и не выйдя на взрослый уровень. В деталях скандала разбиралась «Лента.ру».
Все началось в 1999 году, когда Геддес, англичанин по происхождению и один из самых успешных тренеров во французском юниорском теннисе, набрал очередную группу в известном спортивном клубе Sarcelles, который находится в одноименном муниципалитете недалеко от Парижа. Хотя специалист славился жесткой манерой, для юных учеников, по их воспоминаниям, он все равно был «гуру и богом». На просмотр к нему выстраивались в очередь, а авторитет его не ставили под сомнение. Занимался Геддес в основном с девочками.
Главным принципом работы тренера было создание полной изоляции от внешнего мира. Спортсменки жили в клубе и почти не бывали дома — даже в выходные. Он держал под контролем все сферы их жизни, знал все об их друзьях и знакомых, навязывал им интересы и хобби. Столь необычный подход не настораживал, а восхищал родителей, которые очень доверяли тренеру и не тревожились о судьбе дочерей.
Один из полицейских, участвовавших в расследовании, рассказывал газете Le Parisien: «Он становился все более навязчивым и постепенно делал себя незаменимым для учеников. Он убеждал их, что без него они не смогут прогрессировать. Ему было тогда 30-35 лет». При этом характеристики, которые Геддесу давали его бывшие ученицы, часто не сходятся. Одни не соглашались с распространенным мнением о деспотичности наставника, другие описывали его как импульсивного и взрывного человека, тирана. «Одно точно, — заключил полицейский. — У него были солидная репутация и определенная аура. Все мечтали у него тренироваться».
Так что Геддес был не только известным тренером, но и сильным психологом. Он подчинял себе спортсменок, зомбировал их, и они были готовы выполнять любые его указания. Только спустя годы четыре бывшие теннисистки смогли рассказать, что эти требования выходили далеко за пределы тренировочного процесса. Доказано, что с 2000 по 2014 год тренер насиловал своих несовершеннолетних учениц несколько сотен раз.
Бывшие спортсменки, чьи имена в прессе были изменены, рассказывали о принуждении к оральному сексу и сексу с проникновением без презерватива и какой-либо другой защиты. Кроме того, по словам жертв, Геддес часто подвергал их жестоким и травматичным сексуальным практикам, любил изощренные эксперименты. Обычно это происходило в туалете, на заднем сиденье его машины, в его квартире, реже — в гостиничном номере.
Геддес остался бы безнаказанным, если бы бывшие спортсменки продолжали молчать. Но в 2014-м одна из них решила предать случившееся огласке. Это была первая жертва тренера, звезда клуба Sarcelles. Le Parisien пишет, что девочке прочили большое будущее, а специалисты называли ее надеждой целого поколения. В 2000 году, когда Геддес ее впервые изнасиловал, ей было 12 лет. Продолжалось это два года, за которые, по словам жертвы, произошло не менее 400 половых актов. Особенно запомнились ей две недели в Ла-Боле (коммуна на западе Франции, в регионе Пеи-де-ла-Луар), куда тренер взял спортсменку на сбор. «Я была полностью под его контролем, одна, вдали от дома и родителей. Это был ад. Я стала его вещью. Он мог попросить меня пробежать восемь кругов по корту или сделать ему минет — для меня это было равноценно», — рассказывала потерпевшая.
Она объяснила, что власть Геддеса над ней была так сильна, что возразить было просто невозможно. Девочка получала сообщение и приходила к тренеру, а дальше молча подчинялась. Важно и то, что наставник виделся ей не столько обидчиком, сколько мужчиной, которому почему-то хотелось доверять. Он умел делать комплименты, хвалил за послушное поведение и подбадривал. Она объясняла: «Он сказал, что любит меня, что воспитывает меня сексуально, и повторял, что насилие — это удовольствие. Я была в ужасе, но особенно не хотела плакать перед ним. Я не только не могла показаться ему слабой, но и пыталась угодить ему. Это может показаться странным, но даже тогда я стремилась не разочаровывать его».
«Даже если бы у меня был весь день, я не успела бы рассказать обо всех ужасах, которые тогда наполняли мою жизнь. Если коротко, то он отобрал у меня все. Он украл мое детство, юность, будущее в теннисе и сексуальную жизнь», — говорила женщина. Сейчас она страдает бессонницей, паническими атаками и тяжелым обсессивно-компульсивным расстройством и не хочет иметь ничего общего со спортом.
Двое других жертв вслед за ней заявили, что были изнасилованы, а затем брошены практически полностью раздетыми по дороге в спортивный лагерь, которая пролегала через лес. Им тогда было по 15 лет. Еще одна также призналась, что в 17 лет провела с тренером «самую нездоровую ночь в жизни». Причем тогда спортсменки молчали не только потому, что уважали тренера, но и потому, что он их шантажировал. Это была перестраховка. Чаще всего Геддес заставлял девочек делать ему минет и снимал их на видео. Обещал показать родителям и друзьям в случае, если они кому-то расскажут, и стыдил их за похоть. Во французской прессе пострадавших теннисисток назвали сексуальными рабынями. Все они ушли из спорта, не сыграв ни одного взрослого турнира.
Вообще, сначала бывший тренер сознался в изнасиловании только одной девочки. «Он не оспаривает сексуальные отношения с остальными тремя пострадавшими, но уверяет, что каждый раз это было по обоюдному согласию», — отмечал судья в комментарии Le Parisien. По признанию Геддеса, никак нельзя было понять, что ученицы были против того или иного акта. Якобы они не сопротивлялись, а еще «не могли устоять, видя его без одежды». Мужчина объяснил, что не знал, что такие половые контакты можно трактовать как изнасилование.
При этом психиатрическая экспертиза показала, что Геддес вменяем и действовал осознанно. «Девочкам было трудно осудить того, кто был в их глазах и отцом, и тренером, и другом. Поначалу для них было даже невозможно понять то, что произошло. Он предвидел последствия и не мог не знать, что делает», — уверял эксперт. Это означало, что рассчитывать на снисхождение суда бывший тренер не мог. Адвокаты, однако, все равно апеллировали к проблемам Геддеса с психикой. Якобы всему виной детские травмы англичанина, который на самом деле не хотел никому ломать жизнь.
Так, один из юристов Геддеса Бенджамин Матье рассказал, что его подзащитный был нелюбимым ребенком в семье и рос в нехватке материнской заботы, почти все время проводя у бабушки. «Мать занималась воспитанием его сводных сестер, а мальчика бросила», — описывал он. Оттого, считает Матье, Геддес и стал токсичным по отношению к женщинам. Адвокат указал также на «острую необходимость у Эндрю чувствовать любовь и быть соблазненным». Потерпевшие, услышав эту пламенную речь, отреагировали болезненно. Двое не сдержали слез, еще одна с криком покинула зал суда. В обществе тоже поднялась волна возмущения. Геддес стал получать смертельные угрозы, в том числе, по словам адвоката, от соседей по камере, куда его доставили после заседания.
Итак, впервые приговор Геддесу был вынесен в январе 2020 года, когда присяжные суда О-де-Сен потребовали для него 18 лет колонии строгого режима. Тогда его признали виновным по всем пунктам. При этом прокурор запрашивал 15 лет — за это ухватились адвокаты и подали апелляцию. На обжалование ушел целый год, причем это время бывший тренер провел не за решеткой, а под домашним арестом. Теперь, после заседания суда департамента Ивелин, он однозначно отправится в одиночную камеру и вряд ли сможет рассчитывать на изменение срока или условий содержания.
13 января 2021 года в суде 53-летний Геддес заявил, что осознал, какие ужасы совершил. «Чрезвычайно расстраивающие заявления жертв заставили меня почувствовать себя настоящей гнилью», — приводит его слова издание L'Equipe. Бывший тренер добавил, однако, что изначально посчитал вердикт слишком жестоким и придерживается этого мнения до сих пор. «Я предпочел бы пулю в голову, а не 18 лет тюрьмы», — подчеркнул он.
Адвокат осужденного Матье до вынесения окончательного приговора настаивал, что Геддес куда человечнее, чем его изображают в прессе. По словам юриста, его подзащитный — вовсе не воплощение абсолютного зла, кроме того, он еще и изменился в лучшую сторону за время судебного разбирательства. «Это тяжелое наказание, — заявил Матье. — Мы хотим, чтобы он своим примером доказал, что ошибки прошлого можно исправить». Как именно, адвокат не уточнил.