Экономика
11:30, 11 февраля 2021

Честные похороны Российский стартап для рынка ритуальных услуг заработал в США

Константин Ляпунов (Редактор отдела «Бизнес»)
Фото: Chris Hondros / Getty Images

Российская компания «Честный агент» разработала IT-платформу для участников похоронного бизнеса в США. Сервис, запуск которого состоялся на днях, позволит клиентам через похоронного директора удаленно выбирать место на кладбище, а также оплачивать погребение и дополнительные услуги. В Московской области подобная платформа работает уже четвертый год не без поддержки губернатора Андрея Воробьева, оценившего эффект цифровизации ритуальной отрасли. Об инновациях в специфическом бизнесе — в материале «Ленты.ру».

В США B2B-платформа «Честный агент» заработала в штате Нью-Йорк. «Рынок похоронных услуг здесь большой — порядка 20 миллиардов долларов в год, — рассказал «Ленте.ру» генеральный директор «Честного агента» Артем Манилов. — В 2018 году зарегистрировали в штате компанию, в 2020 году запустили в пилотном режиме первый сервис». По его словам, старту проекта помог коронавирус.

По данным Университета Джонса Хопкинса, в США зафиксировано наибольшее количество случаев заражения коронавирусом в мире, а также больше всего смертей. По состоянию на 9 февраля в стране выявлено 27,2 миллиона заражений и более 468 тысяч смертей, связанных с коронавирусом. Среди американских штатов по числу смертей лидирует Нью-Йорк (45,1 тысячи). Местные морги были перегружены, а благодаря приложению «Честный агент» удалось оптимизировать логистику, подключив крематории из соседствующих с мегаполисом регионов. В данный момент в штате Нью-Йорк к системе подключено одно кладбище, 12 крематориев и 84 похоронных директора. Через компанию в штате ежемесячно проходит около 500 кремаций.

Цифровое Подмосковье

Идея стартапа — создание B2B-сервиса для организации похорон в режиме одного окна. В рамках российского проекта на одной интернет-площадке собраны все ритуальные товары и услуги в Подмосковье. «Потребитель даже в мобильном приложении может выбрать место на кладбище, зарезервировать время в крематории и прощальном зале, подготовить документы и оформить участок, организовать похороны, выбрать специалистов по установке памятника. Например, крематории и кладбища, которыми пользуются похоронные агенты и которые предлагают услуги по продаже места и прочего. Сами кладбища за то, что через IT-платформу к ним приходит клиент, готовы платить комиссию», — рассказал «Ленте.ру» операционный директор «Честного агента» Илья Манилов. «Мы даже разработали программное обеспечение для крематориев, которое позволяет в режиме реального времени контролировать все внутренние процессы», — добавил представитель стартапа.

«Изначально идея родилась в России, хотелось создать платформу, которая сделает рынок прозрачнее и системнее, а значит, приведет к росту конкуренции и снижению цен, — говорит Илья Манилов. — Мы как создатели в этом сами заинтересованы, поскольку работаем только в сегменте B2B. Мы долго думали, где начать, и тогда наибольший интерес к проекту проявили в Московской области, мы получили на старте много часов экспертизы и консультаций, в том числе благодаря интересу губернатора Андрея Воробьева к теме цифровизации и предоставления электронных услуг».

Работы по цифровизации ведутся в Московской области постоянно, в каждом ведомстве получение услуг стараются сделать удобнее. «Мы претендуем на то, чтобы Московская область была передовой по цифровизации. Мы постоянно внедряем "цифру". Большую работу ведем сегодня и с Росреестром. (…) У себя смотрим в каждом ведомстве, что можно сделать более удобно, проактивно», — заявил Андрей Воробьев в эфире телеканала «Россия 24» в конце прошлого года. По его словам, цифровизация убирает ненужные хлопоты у людей и освобождает большое количество времени.

По словам Артема Манилова, еще в 2015 году на одном из совещаний в областном правительстве они познакомились с Павлом Сосновым, проводившим инвентаризацию подмосковных кладбищ в электронной форме. Они объединили усилия, и таким образом родился стартап «Честный агент»: «Именно губернаторская поддержка и помогла нам на старте».

Консервативный рынок

В России проект развивался стремительно. «Выручка "Честного агента" в России по итогам прошлого года составила 784 миллиона рублей, с 2016 года этот показатель увеличился более чем в шесть раз», — подчеркнул Илья Манилов. «Мы считаем, что объем похоронного бизнеса в Москве и области составляет около 35 миллиардов в год, — отмечает Артем Манилов. — И это не только сами похороны или кремации, но уход за могилами».

Зарубежной экспансии компания пока не планирует, а думает, как развиваться внутри страны, в какие регионы идти дальше. «Главное, чтобы ритуальные агентства не воспринимали нас как конкурентов, мы, наоборот, работаем в их интересах, — говорит Артем Манилов. — А для их клиентов, заказчиков похоронных услуг — это только плюс. Наша система автоматически генерирует "белые", "прозрачные" договоры, и благодаря нашему инструменту люди получают дополнительную гарантию качества предоставляемых услуг, потому что мы контролируем исполнение подрядчиками наших заказов».

Недавно компания запустила собственную школу ритуальных агентов, возрождает профессию церемониймейстера, или, как чаще всего его именуют, — распорядителя похорон. Помимо руководства похоронами, он консультирует по обрядовым вопросам, оформляет интерьер залов для прощания. Совместно с лицом, занимающимся организацией похорон со стороны родственников умершего, он собирает необходимые для погребения бумаги.

Организатор траурной церемонии занимается ее режиссурой, объясняет всем присутствующим их роли, распределяет функции между всеми участниками. Он проверяет готовность сотрудников, подготовку могилы, организацию первого поминального обеда, чтобы весь тщательно выстроенный процесс шел без заминок.

Завершается работа по созданию маркетплейса похоронных услуг, который должен заработать в России до конца этого года. «Конечно, прежде всего нам хочется, чтобы именно Россия оставалась нашей основной базой и рынком, — говорит Илья Манилов. — Мы уже многое сделали. Благодаря нашему сервису появилась возможность прямого взаимодействия участников рынка. Это привело, в частности, к более низкому уровню цен у частников по сравнению с государственными и муниципальными организациями. Надеемся, что наши успехи за рубежом подтолкнут региональные и федеральные власти к более активному внедрению технологий на крайне консервативном похоронном рынке».

< Назад в рубрику