Интернет и СМИ
00:02, 21 февраля 2021

Дерзость и молодость Как российские стартапы выросли в эпоху пандемии?

Софья Кадочникова
Фото: Александр Кряжев / РИА Новости

Весь прошлый год мировая экономика сотрясалась. Условия пандемии, в которых оказались практически все государства на планете, не только тормозили развитие рынка, но порой ставили под угрозу целые отрасли, поэтому предпринимателям пришлось в срочном порядке менять свои планы на будущее. В то же время кризис дал шанс проявить себя небольшим бизнесам и стартапам, которые оказались готовы много работать в самых трудных ситуациях. Согласно рейтингам и отчетам, условия для стартаперов в России в последние годы существенно улучшились, а Москва и вовсе вошла в десятку городов с наилучшей стартап-экосистемой на планете. Так ли это на самом деле, насколько трудно развивать свое дело в эпоху глобальных потрясений, чего не хватает российским стартаперам, а также кто и как им помогает — разбиралась «Лента.ру».

Портрет в сумерках

Согласно исследованию рынка технологического предпринимательства в России, опубликованному в 2020 году, типичный основатель стартапа — это 37-летний мужчина с высшим образованием, уже имеющий за плечами опыт ведения своего бизнеса. Женщин на таких позициях пока неизменно мало — всего около 14 процентов от общего числа. Возраст трети стартапов не превышает года, хотя еще в 2019-м таких было около 20 процентов. То есть многие действительно не боятся начинать собственное дело и совмещать его с основной работой или даже превращать в основной источник заработка. При этом 30 процентов владельцев признавались, что на момент опроса их проекты находятся на стадии первых продаж и продвижения.

Наибольшее количество стартаперских «детищ» относят себя к IT-сектору. К нему свои технологии и продукты причислили 28 процентов опрошенных. Среди лидеров также — образование, медицина, робототехника и машиностроение. Сразу 73 процента основателей назвали свои продукты кроссиндустриальными, при этом половина утверждает, что создает не вполне уникальный, но усовершенствованный продукт, который выгодно отличается от уже известных. Степени оптимизма современных предпринимателей можно позавидовать: в 2020 году лишь три процента опрошенных владельцев стартапов задумались о прекращении деятельности: 45 процентов утверждали, что, напротив, увидели новые возможности для бизнеса, почти столько же — решили адаптироваться в новых условиях.

Для многих мировая пандемия стала толчком к развитию деятельности. К примеру, именно в этот период был запущен ныне известный российский стартап — приложение «Мо», предназначенное для медитации и улучшения сна. Такие программы уже были известны за рубежом, но они не адаптировались для русскоязычных пользователей, — что позволило «Мо» стать наиболее популярным среди конкурентов на отечественном рынке. То же касается уже существовавшей компании StudyFree, которая реализует онлайн-площадку, посвященную поступлению в зарубежные вузы, — именно в 2020 году, когда весь мир самоизолировался по домам, стартап обрел новых пользователей. С апреля по август StudyFree получил более миллиона долларов на развитие проекта.

Согласно опубликованным аналитическим отчетам, в 2020 году российский венчурный рынок вырос практически вдвое — с 11,6 миллиарда рублей в 2019-м до 21,9 миллиарда. Существенно увеличилась средняя сумма сделки российского стартапа. Наибольший скачок заметен в секторе иностранных инвестиций: венчурные инвесторы вложили в российские проекты втрое больше, чем годом ранее, — 3,7 миллиарда рублей. Число сделок выросло до 55 (с 19 общим объемом в 1,2 миллиарда). Вдвое выросли и корпоративные инвестиции, а частные фонды вложили в отечественные стартапы 2,3 миллиарда рублей (почти на 65 процентов больше, чем в 2019-м). Так, к примеру, стартап IntellectoKids, который занимается детскими образовательными курсами, сумел привлечь от венчурных фондов три миллиона долларов (222 миллиона рублей по текущему курсу), а российско-израильский стартап Fermata в 2020 году получил еще больше — 3,7 миллиона долларов. Компания разработала AI-платформу, с помощью которой можно в реальном времени мониторить растения в тепличных комплексах. Средства поступили от группы частных инвесторов и фонда из Сингапура Massa Innovations.

Российские фонды также поддерживают разработчиков, чьи инициативы считают полезными: так, отечественный стартап «Моторика», который изготавливает высокотехнологичные протезы и разрабатывает специальную VR-платформу для реабилитации, сумел получить от Дальневосточного фонда высоких технологий 200 миллионов рублей.

Эксперты рынка уверены, что важнее всего для отрасли коммерческая поддержка. «Пожалуй, основная потребность стартапов — финансирование. Исходя из этого для рынка стартапов важны понятные и прозрачные возможности получения субсидий от государства и инвестиций от фондов, корпораций и других субъектов. Это подтверждают и опросы. Так, согласно исследованию технологического предпринимательства в России Startup Barometer за 2020 год, на вопрос "Какие ресурсы сегодня наиболее важны для развития вашего бизнеса?" 49 процентов основателей стартапов ответили, что главный фактор — инвестиции, а на втором месте networking (связи и знакомства)», — отмечает директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко. Также пока неизвестно, как на стартап-экосистему повлияет произошедший в 2020 году пересмотр институтов развития. Согласно утвержденной концепции, национальная программа «Цифровая экономика» претерпела ряд изменений, было одобрено объединение Роснано, РФРИТ, РЭЦ и других структур под эгидой ВЭБ.

Шаг вперед

В 2020 году российская экосистема стартапов вошла в мировой рейтинг StartupBlink, исследовательского центра, специализирующегося на этом сегменте экономики. Согласно отчету, центром российских инноваций стала Москва — столица попала на девятую строчку рейтинга городов с лучшим «климатом» для стартапов, пропустив вперед несколько американских мегаполисов, Лондон, Пекин, Тель-Авив и Берлин. Годом ранее город занял десятое место в рейтинге. Аналитики отметили высокий потенциал и ряда других российских стартап-площадок.

«Страны оценивались в рейтинге по объему инвестиций, производительности, специфике рынка, взаимодействию его игроков и так далее. Такие результаты не только "окрыляют" и дарят надежду на рост рынка стартапов, но и демонстрируют потенциал отечественной IT-индустрии в целом», — отмечает исполнительный директор Ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт» Ренат Лашин. По его мнению, на развитие рынка отечественных стартапов безусловно влияет объем прямых инвестиций со стороны частного капитала, а также стабильная грантовая поддержка со стороны государства. Еще одним немаловажным фактором эксперт назвал влияние зарубежных гигантов, которые не заинтересованы в появлении перспективных стартапов и новых технологий, угрожающих их монополии. Он заметил, что государственная поддержка IT-стартапов и помощь в выводе их продукции на внутренний и внешний рынки — важный шаг, направленный на повышение конкурентоспособности российской IT-отрасли.

Сергей Плуготаренко среди основных факторов влияния на российский рынок стартапов назвал общую бизнес-среду в стране, отношение к предпринимательству, налоговую нагрузку и нормативное регулирование, инвестиционный климат, инфраструктуру, включая венчурные фонды, акселераторы и технопарки, уровень подготовки кадров, а также государственную поддержку. «Из этих факторов я бы выделил инвестиции, господдержку и регулирование (мы видим, что административные барьеры — один из главных факторов, сдерживающих развитие рынка стартапов). В свою очередь, внешние источники финансирования — жизненно важное условие для большинства стартапов в любой стране», — добавил директор РАЭК.

Новое время

В конце 2020 года правительство утвердило правила предоставления субсидии на ускоренное развитие IT-проектов. С 2021 по 2023 год на них выделено 750 миллионов рублей. Предполагается, что разработчикам окажут акселерационную поддержку и помогут вывести их продукцию на внутренний рынок. Помимо этого ранее стало известно об одобрении системы грантов и прямого финансирования в области развития «сквозных технологий» — на них планируется выделить 46,3 миллиарда рублей. На искусственный интеллект планируется потратить до 12 миллиардов рублей. Эксперты отрасли и сами участники рынка считают гранты и субсидии, выделяемые государством для разработки и внедрения новых продуктов, а также развития наиболее эффективной формой господдержки отрасли. В прошлом году правительством на эти цели было выделено 7,1 миллиарда рублей. Также они отмечают важность преференций и регуляторных бонусов.

С Плуготаренко согласен исполнительный директор АРПП «Отечественный софт» Ренат Лашин: «Полезны именно комплексные меры, которые формируют особый климат для расширения рынка стартапов и поддержки молодых российских разработчиков. К примеру, сегодня благодаря введению налогового маневра быть отечественной IT-компанией, производящей программное обеспечение, становится очень выгодно. За счет маневра для разработчиков созданы экономически привлекательные условия, что повлечет за собой рост числа IT-компаний, в том числе региональных. К тому же реализация налогового маневра призвана "подстегнуть" инвестирование в российские стартапы и развитие бизнеса на территории нашей страны».

Власти позиционируют налоговый маневр для IT-отрасли как бессрочное решение. Для того чтобы получить подобные льготы, следует иметь штат сотрудников, состоящий не менее чем из семи человек, получить государственную аккредитацию, а также соблюдать долю выручки от продажи и разработки ПО на уровне не менее 90 процентов. Одновременно с этим эксперты отмечают, что стартап по своей природе — это бизнес, бесприбыльный на начальном этапе, поэтому многие бенефиты «налогового маневра», важные для больших компаний, неприменимы к молодым компаниям.

Еще одно нововведение, коснувшееся стартаперов, — в конце января 2021 года в России заработали «цифровые регуляторные песочницы», то есть экспериментальные правовые режимы, благодаря которым стартапы могут отрабатывать технологии без риска нарушения законодательства. Особенно актуальны они для решений на основе искусственного интеллекта, финансовых услуг, больших данных, робототехники, беспилотного транспорта и дронов. То есть фактически государство признало, что законодательство существенно отстает от развития новых технологий и поэтому допустило существование ряда инноваций вне правового поля, но в определенном режиме.

Специалисты IT-отрасли отмечают, что в России уже сложилась достаточно развитая экосистема цифровой экономики: есть технологии, пользователи, нормативно-правовая база, направленная на развитие цифровой экономики и технологического предпринимательства. Однако все еще остается много факторов, которые препятствуют интенсивному развитию стартап-экосистемы и цифровой экономики в целом. Среди них называют фрагментарность национальных проектов и программ по развитию цифровой экономики, фактическое исключение малого и среднего бизнеса из хода реализации имеющихся программ и проектов, ограничение взаимодействия с международными технологическими компаниями, а также отказ от внедрения и использования лучших практик под влиянием форсированного курса на импортозамещение.

Однако развитие экосистемы для стартапов продолжается, несмотря на проблемы и кризисные ситуации. «Как сделать российскую стартап-экосистему еще более привлекательной как для российских, так и для иностранных предпринимателей? Полагаю, нужно поддерживать конкуренцию, проводить индустриальную политику с ориентиром на перспективные направления, а не на импортозамещение в вакууме, привлекать зарубежные инвестиции и делать процедуры получения налоговых льгот и финансирования понятными и прозрачными для основателей», — заключает директор РАЭК Сергей Плуготаренко.

< Назад в рубрику