Американская спортсменка Настя Люкин по праву считается мировой звездой спортивной гимнастики. В 2005 году она стала двукратной чемпионкой мира, покорив судей грацией, красотой и сложнейшей техникой. А в 2008-м в Пекине она выиграла олимпийское золото в многоборье и три серебра в отдельных видах. Этот триумф сделал гимнастку любимицей миллионов американцев, которым не было дела до того, что она... русская. Настя — дочь советских спортсменов, переехавших в Штаты после распада Союза. Она не раз бывала в Москве, но домом всегда считала Техас. Сейчас Люкин работает на американском телевидении, участвует в фотосессиях для журналов и посещает светские мероприятия. О русской девочке, которая принесла США олимпийскую победу и стала звездой за океаном, — в материале «Ленты.ру».
В июле 2008 года в The Washington Post вышла статья, посвященная Люкин — одной из фавориток Олимпиады в Пекине. «Когда она приедет на Национальный крытый стадион, она снимет разминочный костюм, на котором написано "США", и будет соревноваться в красно-бело-синем купальнике. Мама Насти называет ее типичным американским ребенком», — начинает автор Барри Сврлуга.
С последним журналист явно не согласен — он вспоминает о Шон Джонсон, подруге Люкин по команде. Она-то, еще одна претендентка на золотые награды во всех видах программы, под это описание подходит идеально. Шон — «дочь Айовы, и ее родители — дети Айовы». А что Настя? Ее полное имя — Анастасия Валерьевна Люкина.
«Типичный американский ребенок? Настя наслаждается поездками в Москву к бабушкам и дедушкам, где шопинг, по ее словам, если и дороже, но точно стоит того», — продолжает Сврлуга. Он подчеркивает, что американского в Люкин ну очень мало — разве что беглый английский, который девочка освоила быстрее, чем ее родители. Что до гимнастических навыков, то и они совсем нетипичны для Штатов, но эта «русскость» Насти — скорее преимущество.
«Она может опираться на опыт другой страны так, как ни одна из девочек сборной. Она получила грацию и бесконечной длины ноги от матери, советской гимнастки, — это обеспечивает красоту ее программы на брусьях, которая, кстати, еще и самая сложная в мире. И, конечно, Насте известно о достижениях отца на Олимпиаде в Сеуле, где он помог советской команде победить, а еще завоевал индивидуальное золото на перекладине», — пишет Сврлуга.
Дальше он рассказывает историю Люкиных, которые много лет назад обосновались в США, и просит не думать о происхождении спортсменки. «Какая разница, откуда она родом? За США выступает дочь советских звезд, но она и не мечтала о другом», — поясняет он. Журналист призывает американцев болеть за Настю, потому что ей под силу сотворить сенсацию на Играх.
Спустя месяц это произошло. Люкин стала олимпийской чемпионкой в многоборье — выиграла самую престижную награду, какая только есть в этом виде спорта. Она стала первой русской американкой, которой это удалось.
Настя родилась в Москве в 1989 году в семье двукратного олимпийского чемпиона по спортивной гимнастике и чемпионки мира по художественной. Валерий Люкин и Анна Кочнева поженились незадолго до ее появления на свет. В 1992-м, после распада СССР, было решено уехать из страны в поисках лучшей жизни. Они слышали, что где-то за границей существуют коммерческие спортивные школы и клубы, в которых можно неплохо зарабатывать. Выбор пал на США, и семья с несколькими тысячами долларов сбережений отправилась в Новый Орлеан.
Люкин, герой Олимпиады 1988 года, действительно быстро нашел работу в детской спортивной школе. Сложностью оставалось лишь плохое знание языка, а еще то, что поселились Люкины во Французском квартале — историческом, но довольно угрюмом районе, который произвел на них скверное впечатление. «Мы собираемся растить ребенка здесь? Я не знаю, как это сделать. Неужели вся страна такая?» — в отчаянии задавалась вопросами Анна.
Однако спустя полтора года Люкины переехали в Даллас (штат Техас), где им сразу понравилось. К тому времени Валерий накопил сумму, которой хватило на открытие собственной спортшколы. Вместе с другом Евгением Марченко, пятикратным чемпионом мира по спортивной акробатике, он основал Международную олимпийскую гимнастическую академию (World Olympic Gymnastics Academy), идея которой была в воспитании гимнастов и гимнасток самого высокого уровня. Валерий как тренер тогда уже имел серьезный авторитет, и среди американцев быстро нашлись желающие отдать детей в его школу. Анна тоже помогала на тренировках.
Из Насти (именно так ее звали в начальной школе) никто не стремился вырастить профессиональную спортсменку — слишком хорошо Люкины знали трудности этого пути. Правда, и совсем оградить девочку от спорта не удавалось — ее не с кем было оставить, когда родители были на работе, и все детство она провела, наблюдая за тренировками и повторяя трюки. Так само собой стало понятно, что у Насти талант. Анна пыталась отправить дочь учиться игре на фортепиано и на другие занятия, но ничто не увлекало ее так, как гимнастика. «Она всегда была гибкой и могла делать многие упражнения без разминки. Это не получалось у других», — вспоминал Люкин.
Настя объясняла: «Я не хотела снимать купальник. Даже ночью спала в нем. Родители пытались меня переодеть, но я устраивала истерики. Именно тогда они поняли, что гимнастика, вероятно, станет большой частью моей жизни». Люкины действительно перестали сопротивляться и все усилия направили на развитие будущей чемпионки.
В 2002 году Настя приняла участие в первом крупном турнире — чемпионате США среди юниоров. Старт выдался неудачным: падение с брусьев отбросило ее на 15-е место. При этом на бумаге Люкин была одной из сильнейших юниорок в стране, поэтому в сборную ее все-таки включили. В том же году Настя оправдала ожидания: на Панамериканских играх помогла команде победить, а еще стала второй в многоборье.
В 2003-м Люкин стала чемпионкой США среди юниоров, а в 2004-м повторила это достижение. Она показывала результаты наравне со взрослыми, однако еще не могла поехать на Олимпиаду в Афины. Только в 2005-м Настя впервые приняла участие во взрослых соревнованиях и на дебютном первенстве страны выиграла две золотые медали. Так она получила путевку на чемпионат мира в Мельбурн, где в борьбе за победу в многоборье лишь одну тысячную балла уступила более опытной соотечественнице Челси Меммель, а потом обошла ее на брусьях и на бревне. Тогда уже никто не сомневался, что Люкин со временем станет лидером команды.
Это подтвердилось в следующие два сезона. Были новые победы на чемпионатах США и мира, на национальном Кубке и взрослых Панамериканских играх. В 2007-м, правда, Настя получила травму и выбыла из строя, но вернулась уже к началу олимпийского сезона. Меммель в роли ее главной конкурентки теперь сменила Шон Джонсон, но по факту Люкин соревновалась сама с собой. То есть чистое исполнение в Пекине гарантировало ей золото.
Хотя в квалификации многоборья Настя заставила болельщиков понервничать (стала второй, пропустив вперед Джонсон), в финале она победила с хорошим преимуществом. В индивидуальном зачете взяла серебро на бревне и брусьях и бронзу в вольных упражнениях. Первые два вида, кстати, Настя всегда особенно любила. В командном турнире Люкин помогла сборной завоевать серебро, так что из Пекина 20-летняя гимнастка увезла аж пять медалей. В интервью сразу после победы она призналась, что не ожидала успеха, и добавила: «Я прошла через многое. А теперь думаю, что поеду на следующие Игры, чтобы побеждать».
Однако сказано это было, видимо, на эмоциях, и уже в 2009-м Люкин объявила о завершении карьеры. Она попыталась вернуться спустя три сезона, но бороться за место в сборной на Олимпиаде в Лондоне уже не смогла. В Великобританию она отправилась в качестве представительницы атлетов от Международной федерации гимнастики. И до сих пор на соревнования Настя приезжает разве что как почетный гость.
В США Люкин считают своей, но вопросов о России у нее, конечно, избегать не получается. Едва ли не в каждом интервью Настю спрашивают об отношении к родной стране, просят поделиться впечатлениями от поездок в Москву и рассказать о том, что в ней осталось русского.
Так, на сайте Today.com перед Олимпиадой в Сочи в 2014 году появилась любопытная статья. «Существует много стереотипов о русских и русской культуре, и поскольку Игры проводятся в этой далекой стране, мы решили, что нам нужно получше их изучить. На вопросы отвечает Настя Люкин», — говорится в начале заметки. Дальше журналисты рассуждают на популярные темы, такие как отношение русских к водке. Вот что рассказала гимнастка.
Все русские употребляют спиртное?
Пока я росла и тренировалась, очевидно, никогда не пила. И сейчас я почти не пью, только иногда бокал вина. Но все говорят: «Ты русская, ты должна пить водку!». Нет, я не пью. Русские вовсе не первые в мире по употреблению алкоголя — это звание принадлежит южнокорейцам. Но стереотип существует, думаю, потому, что русские делают отличную водку. Впрочем, этого нет в моих генах. И мои родители не пьют водку — вино иногда.
Как русские желают удачи?
Русские — очень суеверные люди. Когда кому-то желают удачи, нужно ответить определенным образом, иначе не повезет. Вам говорят «ni pukha, ni pyera!», а вы должны ответить «k chyortu», что означает «к дьяволу».
Почему русские не улыбаются?
Забавно, но на протяжении всей гимнастической карьеры я почти не улыбалась, потому что всегда была очень сосредоточена. И все говорят: «Ну, это потому, что ты русская», хотя я никогда не думала об этом. Мой отец — тренер по гимнастике, и у него советский менталитет. Ты тренируешься, соревнуешься, а не пытаешься хорошо провести время или пообщаться. В России не принято улыбаться, но это не значит, что там плохие люди.
Сейчас Люкин работает комментатором NBC Sports, участвует в фотосессиях и посещает светские мероприятия, например, Недели моды. У нее также есть собственная линия гимнастического оборудования, в нее входят маты и бревна. В социальных сетях Настя пропагандирует идеи здорового образа жизни, дает советы по фитнесу и питанию, делится опытом по дизайну интерьеров. Она крайне популярна — только в Instagram у нее миллион подписчиков. Справедливости ради стоит заметить, что большая часть из них — англоговорящие. В России у Люкин нет толпы фанатов.
Когда ей приходится встречаться с российскими журналистами, она дает интервью на родном языке, но неохотно, потому что боится допустить ошибку и разочаровать болельщиков: «Я чувствую, что люди будут осуждать меня: "Она родилась в России. Почему она плохо говорит?"». При этом Настя рассказывает, что верна своим корням, раз в год навещает бабушек и дедушек в Москве и практически ежедневно общается с ними по телефону.
Бывшая гимнастка нередко повторяет, что восхищается мужеством родителей, которые осуществили свою мечту: «Они упаковали вещи и уехали из России, хотя не были уверены, получится ли. Они русские, и я русская несмотря ни на что и никогда ни на что не променяю это. При этом я правда чувствую себя американкой, и от этого тоже не могу отказаться. Я счастлива быть той, кем являюсь. Я горда быть русской и выступать за США».