Что сейчас происходит на рынке железнодорожных перевозок, как отрасль справляется с пандемией и какие у нее перспективы. Об этом «Лента.ру» поговорила с владельцем группы компаний «Максимум» Николаем Фалиным.
«Лента.ру»: Для экономики России железнодорожные перевозки всегда имели стратегическое значение, но бизнес этот сложный. Ваша компания давно работает в отрасли, расскажите о ней, текущих проектах, объемах и загрузке.
Фалин: Группа компаний «Максимум» работает в сфере грузовых железнодорожных перевозок. Мы владеем и управляем примерно 10 тысячами единиц подвижного состава различных типов, нашими заказчиками являются российские и зарубежные промышленные предприятия, торговые компании и потребители перевозимой продукции.
Предприятия, входящие в ГК «Максимум», работают по всей России. Это операторы подвижного состава, экспедиторские компании, грузовые терминалы. Мы активно инвестируем в покупку парка подвижного состава, создаем новые объекты транспортной инфраструктуры.
А каковы успехи компании с точки зрения финансовых результатов?
Консолидированная выручка компании составляет около 10 миллиардов рублей в год. Мы не стремимся стать крупнейшими, но хорошо делаем свою работу в рамках выбранных направлений и специализации.
Мы развиваемся не так быстро, как хотелось бы, потому что внимательно следим за уровнем своей долговой нагрузки. ГК «Максимум» имеет хорошую кредитную историю практически во всех крупных российских банках, и мы очень дорожим своей репутацией надежного заемщика.
Как пандемия и связанные с ней ограничения повлияли на вашу компанию и отрасль?
В целом погрузка на сети РЖД за 2020 год снизилась на 2,7 процента. Это весьма ощутимое падение. Однако в традиционных для нас сегментах операторского рынка тенденции были разнонаправленными. Например, объемы перевозок контейнерных грузов за этот непростой 2020 год на сети РЖД выросли аж на 16,5 процента! Еще больше выросли перевозки зерновых грузов — на невероятные 28,7 процента.
В то же время заметно (на 3 процента) упала погрузка пиломатериалов в лесные и универсальные платформы. Это вызвано торможением спроса в странах, которые традиционно импортируют российский лес: Китай, Азербайджан, Узбекистан и некоторые другие.
Но с каждым месяцем негативные тенденции ослабевают. Наша компания с оптимизмом смотрит в 2021 год, подтверждая это своей инвестиционной программой.
Каков прогноз на результаты ГК «Максимум» в ближайший год?
Безусловно, мы ожидаем роста, восстановления экономики и всей страны, и компании в частности. В планах нарастить численность подвижного состава в нашей собственности и в управлении на 10-15 процентов. Мы рассчитываем на 20-процентный рост консолидированной выручки, а показатели рентабельности, я надеюсь, вернутся к комфортным значениям «допандемийного» 2019 года.
К сожалению, события 2019-2020 годов несколько сбили нас с привычного темпа развития. Последние полтора года нам пришлось заниматься не столько развитием бизнеса и созданием новых рабочих мест, сколько борьбой с рейдерами и защитой собственных прав в нескольких юрисдикциях.
Можете рассказать подробнее о тех событиях?
В 2019 году одно из новых подразделений ГК «Максимум» — ООО «Железнодорожные активы» — подверглось рейдерской атаке. Это был захват компании по всем канонам. В нем были и фальшивые нотариальные документы, и подделка реестра акционеров, и «перекупленный» рейдерами директор. А также несколько десятков судебных исков на миллиарды рублей и уголовное дело.
Рейдеры оформили все таким образом, как будто меня никогда и не было среди владельцев ООО «Железнодорожные активы». Как выяснилось, дирижером всей этой атаки был известный финансист Дмитрий Зотов. Сейчас его имя гремит на всю страну в рамках другой истории — уголовного дела по факту хищения имущества на 3 миллиарда рублей у лизинговой компании «Трансфин-М», в которой Зотов до 2018 года занимал пост генерального директора.
Наш конфликт с Зотовым не освещался в СМИ и не предавался огласке. В этой истории не были замешаны такие громкие имена, как, например, бизнес-омбудсмен Борис Титов, к которому я, кстати, отношусь с большим уважением и на имени которого сейчас спекулирует Зотов.
Да и мне лично не хотелось превращать это спор в спектакль, выносить сор из избы. Я знал, что правда на моей стороне, и действовал сугубо в рамках правового поля. Но теперь конфликт уже позади, поэтому можно рассказать про него несколько слов.
Вы упомянули Бориса Титова, который защищает права предпринимателей, в том числе от незаконного уголовного преследования и давления со стороны силовых структур.
Я и мои коллеги по цеху благодарны Борису Юрьевичу за то, что он ведет работу в этом направлении, предпринимательское сообщество действительно нуждается в такой защите. Благодаря этому в отношении того же Зотова была изменена мера пресечения с ареста на подписку о невыезде. Я только приветствую подобную практику.
Но вот какая коллизия — мы с вами говорим именно о предпринимателях, у которых есть собственный законный бизнес, которые платят налоги государству, создают рабочие места, а применительно к Зотову я так сказать не могу, он был обычным наемным работником. По отношению к моей компании он действовал как рейдер, и я не единственный, кто пострадал от его мошеннических действий.
Бывший работодатель ПАО «ТрансФин-М» обвиняет его в крупном мошенничестве, хищении вагонов и выводе средств на офшорные компании. Насколько мне известно из СМИ, Зотова также подозревали в мошенничестве, но ему удалось избежать последствий. Да, Зотов работал как наемный топ-менеджер в таких известных компаниях, как «Уралсиб-Лизинг», «ТрансФин-М», но можно ли называть это предпринимательством? Или предпринимательством можно считать ту рейдерскую атаку, которую он организовал против меня?
Давайте вернемся к вашей истории о захвате компании «Железнодорожные активы».
Это довольно громкое заявление. И заявление, и вся история уже получили свою правовую оценку в суде.
В 2019 году я неожиданно узнал, что был исключен из реестра акционеров зарубежной компании Belfast Services, на которую, в свою очередь, замыкалась вся корпоративная вертикаль владения ООО «Железнодорожные активы». Это было совершенно незаконно, ведь с декабря 2018 года я являлся единоличным владельцем компании Belfast.
Зотов, прикрываясь различными номинальными собственниками, был предыдущим владельцем компании Belfast Services. Тем самым он и его люди ранее контролировали ООО «Железнодорожные активы». К слову, контроль над этой фирмой Зотов получил в 2013-2014 годах тоже путем обмана, но это уже совсем другая история.
ГК «Максимум», так получилось, со временем стала крупнейшим арендатором вагонов у этой компании. Поэтому когда Зотов в 2018 году предложил мне купить у него контроль над ООО «Железнодорожные активы», то мы довольно быстро пришли к согласию. Этот бизнес был мне близок и понятен.
К сожалению, подписав все бумаги и получив оговоренное вознаграждение, Зотов через несколько месяцев передумал и решил вернуться обратно к управлению ООО «Железнодорожные активы», но уже на плечах рейдерской команды. Это ему удалось.
Началась череда судебных разбирательств. 27 ноября 2020 года Арбитражный суд Британских Виргинских Островов (БВО) восстановил законную версию реестра акционеров головной компании Belfast Services, которая была подделана рейдерами. Справедливость была восстановлена.
То есть можно сказать, что данный конфликт позади?
Безусловно, позади.
Мы восстановили всю корпоративную вертикаль в ООО «Железнодорожные активы». В конце декабря 2020 года мы завершили этот процесс, заменив непорядочного гендиректора, действовавшего в интересах Зотова, на более профессионального. Теперь наводим порядок в компании. Выявлены многомиллионные злоупотребления и вывод денежных средств, которые имели место за время «правления» команды Зотова в компании.
Сейчас Зотов и его команда продолжают махать кулаками после драки, предпринимая отчаянные противоправные шаги. Например, Зотов и уволенный директор (Редина Т.В.) полностью игнорируют передачу дел новому легитимному директору, спамят банки и контрагентов, предоставляя им заведомо ложную информацию. Даже в ФНС и другие государственные органы летят от них письма с фальшивым содержимым. Они пытались вернуть «к власти» предыдущего директора, несмотря на безоговорочную законность прекращения его полномочий.
Я не могу сказать, что эта ситуация создает нам много проблем. Скорее поражает цинизм и поведение конкретного человека. Но мы относимся к этому философски: собака лает, а караван идет. Оценку действиям Зотова пусть дают правоохранительные органы и суд.
А как реагируют контрагенты на его действия?
В целом они понимают, что происходит в компании и кто является ее легитимным собственником, поэтому не идут на поводу у провокаторов. Зотову все же удалось на основании предоставленной недостоверной информации заблокировать работу расчетных счетов ООО «Железнодорожные активы» в некоторых банках. Уверен, что скоро эти банки разберутся в ситуации и примут единственное правильное решение. Пока что есть определенные сложности с обслуживанием обязательств и выплатой заработной платы сотрудникам компании, потому что на заблокированных счетах заморожены десятки миллионов рублей. Но компания справляется и с этой задачей.
Сотрудники ЖДА понимают, что происходит внутри компании? Как вы им объясняете текущую ситуацию?
За время безраздельного контроля над ООО «Железнодорожные активы» Зотов назначил себя на звучную должность «первый советник директора» и трудоустроил в штат многочисленных родственников: жену, сына и приближенных ему людей. Чем они занимаются, какие у них должностные обязанности — мы совсем не понимаем. После восстановления управления мы приглашали всех сотрудников на общую встречу, но никто не пришел. Компания будет выполнять свои обязательства перед работниками, но вечно так продолжаться не может.
Хотя, наверное, в планах Зотова как можно дольше получать заработную плату в ООО «Железнодорожные активы». Для этих целей он даже организовал профсоюз осенью прошлого года. И сам же его возглавил.
Это удивительная модель управления, когда топ-менеджер воспринимает бюджет компании как свой личный. Любопытная деталь: даже трактор, чтобы чистить снег в своем рублевском поместье и на принадлежащем его жене подмосковном рынке, Зотов купил за счет ООО «Железнодорожные активы». В этом весь он!
Но еще раз подчеркиваю, для меня данная тема закрыта. Я даже не испытываю никаких негативных эмоций по отношению к этому человеку. Более того, если рассуждать о его профессиональных качествах, я могу сказать, что Зотов действительно сильный финансист, хорошо разбирающийся в железнодорожной отрасли. К тому же он хороший организатор, способный сплотить вокруг себя команду лояльных сотрудников. Но, к сожалению, он выбрал нечестный путь.
Оглядываясь на эту ситуацию и конфликт, каковы ваши дальнейшие планы по развитию компании?
ГК «Максимум» всегда развивалась поступательно, ежегодно увеличивая свой операционный парк на 10-20 процентов в год. Корпоративный конфликт уж позади, поэтому в ближайшие годы мы будем придерживаться этой же стратегии.
Традиционно, мы избегаем самых массовых секторов операторского бизнеса, таких как управление парками полувагонов и цистерн. Там много сильных конкурентов, а коммерческая маржа невысокая. Мы сфокусированы на развитии своих компетенции в управлении парками зерновозов, лесовозов, контейнерных и универсальных платформ. Это ограниченные и непростые рынки, но наша компания чувствует себя в них весьма уверенно.
Вы не смотрите в сторону диверсификации портфеля и бизнеса в целом?
Одним из приоритетов нашей инвестиционной программы является создание новых грузовых терминалов, которые осуществляют погрузку на железнодорожный транспорт контейнеров и продукции лесоперерабатывающей промышленности. Мы стараемся быть ближе к клиенту и предлагаем ему не только перевозку по сети РЖД, но и дополнительные услуги в начале и в конце перевозочного процесса.
В периметр ГК «Максимум» уже входят терминалы, расположенные в Перми и Красноярском крае, в Подмосковье и на Дальнем Востоке. Это новые транспортные объекты, новые рабочие места для указанных регионов. В 2021-2022 годах мы запланировали построить еще два аналогичных терминала в Сибири, идут проектные работы. Также мы ищем площадку для строительства современного склада класса А в Московском регионе.
Планируете ли вы в ближайшее время модернизировать вагонный парк?
Этот процесс уже идет. Прямо сейчас мы получаем инновационные зерновозы и лесовозы с Тихвинского ВСЗ, а на днях готовимся подписать сделку по приобретению новых контейнерных платформ.
В целом мы наметили на 2021 год приобретение 1-1,3 тысячи единиц нового подвижного состава в традиционных для нас сегментах операторского бизнеса. Финансовыми партнерами выступают лизинговые компании, входящие в периметр банковских групп ВТБ и «Открытие», а также наши давние банки-партнеры: Банк Финсервис, ЮниКредит Банк и другие.
На рынке говорят о международных планах ГК «Максимум». Поделитесь?
Да, это не секрет. Сегодня перед топ-менеджментом стоит задача зарубежной экспансии. Одна из компаний — «МаксКонтейнер» — успешно работает на китайском рынке. Там у нас стабильно растет портфель заказов на перевозку контейнеров из Китая в Россию, а также транзитом в страны ЕС. Пришло время аналогичным образом представить себя на логистическом рынке Евросоюза.
Кстати, рассуждая про рынки, что нового в плане трендов и новаций в грузоперевозках можно ожидать сейчас?
Железная дорога в целом, как и операторский бизнес в частности, — это давно устоявшая экономическая система. В ней сложились понятные правила игры и традиции. Эта система довольно консервативна, инновации внедряются не так часто, как хотелось бы.
Но есть и яркое исключение — рынок контейнерных перевозок. На протяжении последних трех лет объемы контейнерных перевозок на сети РЖД растут с темпом примерно 15 процентов в год. Пандемия на нем практически не сказалась, а дальнейшие прогнозы вполне позитивные.
Именно поэтому контейнерный бизнес привлекает всеобщее внимание. Появляются новые амбициозные игроки, происходят громкие сделки (например, приватизация «ТрансКонтейнера»), разворачиваются интриги, активно внедряются новые транспортные технологии. Убежден, что в 2021 году рынок контейнерных перевозок даст нам всем много новых тем для обсуждения!