Московский метрополитен по количеству работающих в нем женщин занимает второе место в мире, и с каждым годом их становится все больше. Сейчас женщин здесь трудится 22 тысячи, и они наравне с мужчинами поддерживают инфраструктуру, обеспечивают безопасность, работают с пассажирами. Их много среди диспетчеров, инженеров, управленцев, дежурных по станциям и рабочих. А недавно на Филевской линии начали движение составы, управляемые машинистами девушками. Но все равно пока в метрополитене работают преимущественно мужчины, их около 64 процентов, и чаще интервью СМИ дают именно они. Мы решили исправиться и накануне Международного женского дня пообщались с сотрудницами Московского метрополитена. О работе в мужском окружении, о любимом деле, о наземной и подземной жизни — в женских монологах на «Ленте.ру».
До недавнего времени овладеть профессией машиниста, одной из самых ответственных и уважаемых в метрополитене, могли только мужчины. Но в феврале прошлого года обучение в современном Учебно-производственном центре Московского метрополитена, оснащенном тренажерами самых последних моделей и по программам, написанным специально для метро Москвы, после строгого отбора начали 25 женщин, 12 из которых смогли его закончить. Первых женщин-машинистов набирали из числа действующих сотрудниц метро, их учебная программа не отличалась от мужской. А после вступления в силу приказа Министерства труда и социальной защиты РФ, разрешающего нанимать женщин на должность машинистов с 1 января 2021 года, уже 3 февраля по Филевской линии пассажиров повезли поезда, управляемые женщинами.
Яна Шарова, машинист подвижного состава, водит поезда метро
Я вошла в группу первого женского набора машинистов, нас сейчас двенадцать женщин, которые начали управлять подвижным составом. Перед этим была достаточно сложная учеба — изучение пневматического оборудования, механики, пришлось осваивать техническую терминологию, принципы работы оборудования. В течение года действительно пришлось приложить максимум усилий.
Работаю второй полноценный месяц. Назвать эту профессию мужской в настоящее время не могу. Сейчас подвижные составы очень современные, технологические, у них все автоматически регулируется, предупреждает о неисправности. Нет ничего такого, что бы не смогла сделать женщина. Все спокойно, так же, как и за рулем автомобиля. Просто вместо руля у нас контроллер.
Сначала я пришла в метрополитен, потому что искала стабильную работу, официальное трудоустройство и карьерный рост. Это было мое первое погружение в мир метро. Потом была учеба, я все больше окуналась в этот мир, и мне он очень нравился. А сейчас я на самой его глубине и очень довольна.
Первые впечатления, когда во время учебы нас посадили за контроллеры, были непередаваемыми, настолько мне понравился состав и ощущение, что все это количество тонн приводится в движение тяговым приводом и ты способна этим составом управлять. Это, конечно, на меня сильно подействовало.
Моя работа связана с безопасностью людей, постоянный приток пассажиров. Пришлось многое поменять в голове, когда появилось осознание, что за спиной большое количество пассажиров, а ты у руля. Максимальная концентрация и ответственность, безусловно. Первые несколько дней приходилось держать себя в кулаке, напряжение было, а сейчас это норма.
На работу иду с радостью, в приподнятом настроении, нет ощущения монотонности. Успеваешь отдохнуть, восстановиться, работать не в тягость. Хочу развиваться в профессии, стать как минимум машинистом первого класса.
Приходилось поначалу иногда наблюдать изумленные лица пассажиров, когда прибываешь на станцию. Некоторые вглядывались в кабину машиниста, показывали различные жесты одобрения, фотографировали, не веря своим глазам, что составом управляет женщина. Это, конечно, поднимало настроение.
Я замужем, дети в будущем. Все свободное время отдаю семье, родителям. Летом любим с мужем ездить на велосипеде на большие расстояния, а зимой выезжаем покататься на горных лыжах в Красную Поляну. Мне всегда нравилась скорость, выброс адреналина.
Мечтаю о восхождении как минимум на Эльбрус, как максимум на Эверест и хотелось бы побывать на необитаемом острове, где нет цивилизации.
Женщина так же, как и мужчина, может качественно делать ответственную и серьезную дисциплинированную работу. Хотя сейчас у меня на работе преимущественно мужской коллектив. Мужчины все очень понимающие, поддерживающие, в нужный момент готовые прийти на помощь — замечательные верные товарищи и коллеги.
Службе безопасности Московского метрополитена менее десяти лет. В 2015 году для улучшения транспортной безопасности была введена система обязательного досмотра. Досмотровые зоны, где используются различные виды технических средств, сегодня есть на каждой станции. С 2017 года в специально созданный Центр транспортной безопасности в режиме реального времени поступает информация с различных камер видеонаблюдения столичного метро, а служба безопасности Московского метрополитена признана лучшим специализированным подразделением в России.
Яна Марковская, старший инспектор старшей смены службы безопасности, досматривает багаж и выявляет нарушителей общественного порядка
Профессий до работы в метро было много, но я решила поменять сферу деятельности, побыть поближе к народу. Работаю здесь уже третий год, в прошлом году стала старшим инспектором, карьерная лестница позволяет расти.
Смена длится 12 часов, дневного света ты, к сожалению, не видишь, но я привыкла. Здесь такая же жизнь, как и наверху, — количество людей то же самое, большое, просто здесь нет машин, автобусов и велосипедистов.
Безумно люблю свою работу, мне нравится общаться с людьми. Чем дольше ты работаешь в метро, тем больше людей ты узнаешь. Есть постоянные пассажиры, которые ездят на работу пять дней в неделю. Люди подходят и делятся впечатлениями о погоде, новостями, в том числе мировыми.
Много цветов в метро по праздникам, прежде всего 8 Марта. Очень радует глаз, когда много цветов ярких, очень радует. Настроение поднимается, потому что яркие краски всегда вносят в жизнь коррективы, и хочется больше улыбаться не только глазами, но и губами, хочется получать и делиться частичкой яркости, краской.
Около года назад был случай в ночную смену. Нетрезвый пассажир около станции метро, где я работаю, нарвал с клумбы тюльпаны прямо вместе с луковицами. Потом пытался зайти в метро, но оно уже на вход не работало. Тогда он лег около будки, разложив эти цветы на полу, со словами: «Девушка, это все вам».
Бывает, что дарят цветы постоянные пассажиры. На 8 Марта в прошлом году постоянный пассажир, с которым ежедневно «доброе утро, добрый вечер», подарил мне огромный-огромный букет. Как девушке это сильно подняло мне настроение, очень сильно.
Моя наземная жизнь — это семья. У меня сын 12 лет, большую часть нерабочего времени стараюсь уделять дому, я домашний человек. Люблю кулинарию — что-нибудь вкусненькое приготовить, испечь какие-нибудь торты. Для каждой женщины, мне кажется, порадовать какими-нибудь вкусняшками домашних — лучшее спасибо. Для меня как мамы — точно.
Очень любим с сыном путешествовать по России, она прекрасна. Осенний отпуск мы провели в Казани, нам безумно понравилось. И атмосфера, и люди. Там все по-другому, тихо и спокойно, и метро намного меньше. На третий день пребывания в Казани меня ребенок спросил: «Мама, а может мы останемся?»
Московский метрополитен стабильно занимает первое место в мире по интенсивности движения, надежности и объемам перевозок. Во многом это результат применения инновационных технологий и новой техники с учетом передового международного опыта крупнейших транспортных компаний мира. Метрополитен сотрудничает с научными организациями, разработчиками и производителями технических средств и технологий, с профильными научно-исследовательскими институтами, выбирая оптимальные технические решения.
Виктория Райс, инженер службы сигнализации, централизации и блокировки дирекции инфраструктуры, обеспечивает безопасность движения подвижных составов
Стрелки, светофоры, задания маршрутов, безопасное движение поездов по заданному маршруту — за это отвечает наша служба. Я занимаюсь направлением новой техники. По большей части это работа с документами, организация испытаний, но я участвую и в их проведении, и в приемке в эксплуатацию новых устройств, поэтому под землю спускаюсь где-то в среднем раз в месяц. В ночь мы выходим и проверяем.
Ночью, когда метрополитен закрывается, наши люди выходят на работу — механики, монтеры. Проверяют кабели, светофоры, стрелки каждую ночь.
Работу свою люблю. У меня два высших образования, я постоянно стремлюсь к получению новых знаний. А мои профессия, специализация, направление — это всегда что-то новое, новые устройства, которые до этого не использовались. Это прогресс, это очень интересно. В моей работе нет рутины, однообразия нет.
Я сейчас решила заняться стрельбой из пневматической винтовки и из лука. Когда-то пробовала, а сейчас решила — хочу. У нас в метрополитене будут соревнования, я тренируюсь и надеюсь поучаствовать. А стрельбу выбрала, наверное, потому что сказывается мужское окружение. Мне нравится работать в мужском коллективе, женщин у нас совсем немножко.
Моему любимому сыночку пять лет, большая часть моего свободного времени — ему. Помимо всяких кружков-секций, понятно, мы с ним любим путешествовать, неотельный отдых. До ковида мы проехали с сынулей через всю Турцию, с рюкзачками. Его это не утомило, он любит такое движение.
Мечтаю много путешествовать — побывать в Америке, обязательно в Китае, в Африке на сафари съездить, в общем все мои мечты связаны с познанием новых мест. Я люблю визуализировать, люблю красивые картинки перед глазами, они доставляют мне очень много радости, впечатлений.
Состою во многих волонтерских группах помощи животным. Был период, когда я ездила в приют для собак. Сейчас времени мало — ребенок, работа. Стараюсь материально этому приюту помогать. Мечтаю завести большую собаку дома, но пока жилищные условия не позволяют, поэтому у меня той-терьер.
А 8 марта — день моего рождения, мне исполняется 30.
Под вестибюлями станций московского метро находятся механизмы эскалаторов, во избежание поломок их круглосуточно обслуживает эскалаторная служба, которая была образована как самостоятельная единица в 1952 году, а в 2016-м вошла в состав вновь созданной Дирекции инфраструктуры. В настоящее время для всех, кому передвигаться сложно, станции Московского метрополитена оборудуются лифтами и подъемниками, сегодня они есть на 64 станциях столичного метро. Поэтому сейчас на объектах Московского метрополитена эскалаторная служба занимается эксплуатацией и ремонтом не только эскалаторов, но и лифтов, и подъемных платформ для маломобильных.
Дарья Соколова, старший мастер на дистанции лифтового оборудования эскалаторной службы, контролирует исправную работу лифтов и подъемников для инвалидов
Большую часть рабочего времени я провожу в офисе, под землей около 40 процентов. Езжу по станциям, проверяю работу персонала и оборудования. Мне нравится этим заниматься, люблю развиваться, узнавать новое в периодически обновляемой нормативной документации. Конечно, интересно общение с людьми — с персоналом, с пассажирами, даже если это касается жалоб или предложений. Людей надо слушать, а свою работу — улучшать.
От людей с ограниченными возможностями жалобы поступают редко, чаще благодарности. Но бывают и жалобы, конечно, от этого никуда не денешься. Лампочка, например, где-то не горит. Но это жалобы на какие-то технические недостатки, не на обслуживание. На персонал никто не жалуется, люди у нас все культурно общаются с пассажирами.
Женщин среди моих подчиненных, лифтеров, больше. Электромеханики по лифтам, естественно, одни мужчины, женщины пока ни одной нет. И руководство дистанции — одни мужчины. И со всеми мне работать комфортно, прекрасно себя чувствую.
Самое большое количество людей с цветами в метро, конечно, 8 марта и в предпраздничные дни. Все женщины, все с работы или с корпоративов возвращаются, счастливые всегда в этот момент, мне кажется.
Я замужем. Занимаюсь фитнесом уже лет десять, у меня постоянные тренировки в зале. Люблю спорт, люблю животных. Детей тоже люблю, но пока только планируем с мужем.
Путешествовать очень люблю. До пандемии ездили за границу, сейчас с этим сложновато. Предпочитаю активный отдых: погружения в открытом море, океане, всегда стараюсь покататься на гидроцикле, нравятся экскурсии на джипах и тому подобное. Зимний отпуск провели у родителей в Подмосковье, тоже хорошо — природа, лес, прогулки, красивая снежная зима.
С 2013 года для оказания помощи в передвижении гражданам с ограниченными возможностями в Московском метрополитене работает Центр обеспечения мобильности пассажиров (ЦОМП), делая столицу более доступной для всех пассажиров с дополнительными потребностями — людей с нарушением здоровья, пожилых горожан, родителей с колясками, детских экскурсионных групп. Сейчас инспекторы ЦОМП с половины шестого утра до часа ночи бесплатно сопровождают нуждающихся в такой помощи по метрополитену, Московскому центральному кольцу, Московским центральным диаметрам, провожают к поездам дальнего и пригородного сообщения, аэроэкспрессам, автостанциям, музеям, культурным центрам и социальным учреждениям. А оформить заявку на такое сопровождение можно по телефонам поддержки или через заполнения формы на сайте метрополитена или в мобильном приложении «Метро Москвы», для людей с нарушениями слуха ежедневно работает горячая СМС-линия.
Анастасия Федорова, инспектор Центра организации мобильности пассажиров, сопровождает пассажиров с ограниченными физическими возможностями
К нам обращаются с заявками, чтобы мы проводили людей от одной станции до другой. Составляется описание, как провожать пассажира, как он выглядит, насколько ограничены его возможности. Мы выезжаем и сопровождаем.
Женщины сопровождают одного или двух человек, в основном незрячих, а колясками у нас работают мужчины. Есть еще группы детей, которые на экскурсии катаются от школы, тоже сопровождаем. Есть еще такие, кто с трудом передвигается, с тростью, но видят. Есть и люди с умственно ограниченными способностями, с ДЦП. Помогаем всем.
Смена 12 часов, рабочий день очень насыщенный, большая часть под землей. Кроме сопровождения, мы еще и оповещаем, когда, например, какая-то станция закрывается, берем рупоры в руки.
С инвалидами негатива нет, но иногда бывает недопонимание. Например, мы их сопровождаем, это общение в ритме метро. Надо быстро передвигаться, а это подземка, у многих давление скачет, голова болит, но чаще проблемы психологические. Мы подстраиваемся под каждого.
У нас прописаны инструкции поведения, нас обучают, у нас есть свой центр. Мы обязаны знать принципиальные правила общения с людьми с ограниченными возможностями.
У нас есть и обучение английскому, мы работаем и с иностранцами. Случается, в метро, видя человека в форме, обращаются, просят подсказать маршрут, объяснить, где Кольцевая линия.
Мне нравится моя работа, я все-таки людям помогаю, свой вклад делаю, не просто так работаю. Это приятно, особенно когда пассажир доволен и хорошо сопроводили — улыбаться хочется.
Позитивные моменты случаются очень часто, хотя люди разные, бывают нюансы, например, плохое настроение у кого-то с утра. Но мы учимся все это сглаживать, подход находить. Пока получается, благодарности пишут.
Работаю здесь третий год и сейчас ощущаю себя частью метрополитена. Мы делаем одно большое общее дело, если что-то случается, помогаем друг другу. Допустим, что-то с пассажиром произошло, плохо стало, начинается все с нас. Сразу колонна СОС, или полиция, или дежурная — мы все в связке. У нас есть служба ЧС, нас вызывают и просят выехать на какую-то станцию, узнать у дежурной, нужна ли помощь.
Любимое занятие — гимнастика, посещаю регулярно студию растяжки, развиваю свое тело. Люблю гулять по Москве, музеи посещать, хожу в кино, в рестораны, много времени провожу с родителями и братом. По Подмосковью нравится путешествовать с друзьями.
Собираю алмазную мозаику на холсте, картины такие по номерам из стразиков в определенной последовательности. Очень расслабляет после работы.
Люблю читать литературу по психологии для общего развития, статьи психологические. Мне нравится людей изучать, ситуации. Это, конечно, помогает в работе, есть моменты, которые я цепляю из книг, из фильмов по психологии, где разбираются сложные ситуации. Не знаю, как это получается, всплывает на интуитивном уровне.