О суровости Русского Севера известно давно. Порой температура разом опускается на пару десятков градусов — до минус 50. О том, как это осложняет жизнь и компенсируют ли эти осложнения северные надбавки, хорошо знает Павел Стакин. Павлу 32 года. Все эти 32 года он живет в Нижневартовске. Здесь он родился, здесь учился, здесь же и работает. «В одной нефтегазодобывающей компании», — уклончиво отвечает он. «Лента.ру» поговорила с ним о суровых условиях севера и записала его монолог.
Первое, о чем, как мне кажется, необходимо сказать, — это морозы. Именно они тут определяют весь уклад и образ жизни абсолютно любого человека.
Все начинается с самого раннего утра. Просыпаемся и смотрим на градусник. Только ему у меня и есть стопроцентная вера. Вот сегодня «за бортом» минус 50 градусов Цельсия. Такой мороз, однако, не отменяет обычного режима дня и работы. Соответственно — потеплее одеваемся и идем на улицу.
Примерно треть всех жителей нашего города, еще недавно ездивших на машине, в такой мороз, какой стоял буквально на днях, переходят на общественный транспорт или пользуются услугами вахтовых автобусов, так как не хочет мучить свой личный автомобиль. Либо, что более вероятно, машины у них попросту отказались работать. Оставшаяся часть людей идет заводить автомобили. К этой части населения отношусь и я. Пешком я ходить не люблю — муторное это дело в местном климате. Да и не очень безопасное.
Без машины у нас на севере — как без рук.
Но тут необходимо быть в курсе местных технических лайфхаков. Чтобы иметь возможность ездить зимой на автомобиле, его необходимо постоянно поддерживать в теплом состоянии. Есть три пути решения данной проблемы. Первый — установить предпусковой подогреватель. Второй — установить подогрев машины от сети 220 вольт. И третий — периодический прогрев авто примерно раз в два часа по 20 минут посредством автозапуска.
Сам я, как правило, пользуюсь вторым вариантом. Благо, у меня есть место на стоянке и электрическая розетка в непосредственной близости от машины. Но не надо думать, что все так идеально. Чтобы машина была готова к эксплуатации в нужный момент, я использую таймер. Но бывает, что и он не выдерживает нашего мороза и тоже замерзает, а механический — заклинивает, причем, по закону подлости, в самый неподходящий момент.
Итак, заводим автомобиль и тут уже приходит пора проверить все четыре колеса. Зачем? Затем, что в мороз они часто просто спускаются. И это только жителю Центральной России кажется, что проблемы тут нет. Не все так просто. Чтобы их подкачать, сначала вам придется нагреть насос. На это тоже нужно время. Сперва греешь машину, потом насос и только потом качаешь колеса. Но делать это надо быстро, пока не замерзли шланг и провод.
Иногда на все эти манипуляции времени уходит больше чем на всю дорогу. Тем, кто только перебрался в эти места, сперва трудно это понять и принять. Они жалуются, ругают местный климат на чем свет стоит. Но потом привыкают. Все к этому привыкли уже.
Резина на колесах настолько холодная, что первое время машина едет, как скачущий по горам козел. Ну, то есть дергается и скачет вместо того, чтобы спокойно ехать. Так что расслабляться пока еще рано, тем более что и дальше нужно держать в голове некоторые здешние хитрости.
Вот, например, одна из них: пока масло в агрегатах не разогреется, я езжу только на пониженке, так как на «Ниве» замерзают мосты, раздатка, и на обычной передаче движку их прокрутить очень тяжело. Соответственно, и расход бензина получается неслабый.
Даже приемник в авто не хочет работать в такой мороз. Но это, впрочем, уже пустяки.
И еще из важного: на дорогах все стараются соблюдать дистанцию и скоростной режим 40-60 километров в час максимум. Причина проста: на скорости тут замерзает абсолютно все.
Но главная забота любого жителя нашего города — о доме и тепле в нем. Неспроста же все котельные в Нижневартовске работают на максималке. Что же до частного сектора, то там жители только и успевают подкидывать в печки дрова.
В городе почти все время стоит густой туман. Земля местами дает трещины. В общем, пейзаж за окном выглядит довольно безрадостно. Солнца зимой здесь практически нет, а если есть, то оно стоит очень низко над горизонтом.
Теперь — о ценах в местных магазинах... К примеру, помидоры стоят 400 рублей за килограмм, огурцы — 450, говядина — 500. Это, впрочем, цены практически московские, ими, думаю, особо никого не удивишь.
Но есть и важное отличие от Москвы: в Нижневартовске с его погодными условиями приходится много средств тратить на все, что так или иначе связано с теплом: на одежду, утепление домов, отопление и тому подобное. И вот тут уже суммы получаются более чем приличные. И все эти «надбавки», из-за которых многие нам завидуют, этих трат не покрывают. Получается, что львиную часть денег мы тратим тут на бытовые нужды.
Вот так и живем, потому что выбора-то нет. А тем, кто сомневается или не верит на слово, добро пожаловать к нам.