Экономика
14:22, 16 марта 2021

Мастерская для авианосца О строительстве уникального сухого дока для «Адмирала Кузнецова»

Фото: Александр Миридонов / «Коммерсантъ»

О наполненной трагическими событиями биографии единственного российского авианосца «Адмирал Кузнецов», еще на стадии проектирования сменившего четыре названия и успевшего стать интернет-мемом, «Лента.ру» рассказывала неоднократно. В феврале 2017 года после похода в Средиземное море авианосец вернулся в Североморск, а весной 2018 года в центре судоремонта «Звездочка» на крупнейшем в мире плавучем доке ПД-50 начались работы по его модернизации и восстановлению технической готовности. Но после аварии в конце октября того же года, во время которой плавучий док затонул при выходе из него авианосца, на 35-м судоремонтном заводе в Мурманске было решено построить на берегу незамерзающего Кольского залива первый в стране сухой док для ремонта крупногабаритных судов. О том, как создается масштабное уникальное гидротехническое сооружение в условиях Крайнего Севера, о профессиональных компетенциях и шансах авианосца начать заводские ходовые испытания в 2022 году, — в материале «Ленты.ру».

«Опыт сложнейших работ»

В настоящее время в России существует единственный сухой док такого класса, самый большой в стране — на судостроительном комплексе «Звезда» в городе Большой Камень Приморского края. Это уникальное гидротехническое сооружение, позволяющее строить суда практически без ограничения тоннажа и спусковой массы корпусов — например, атомных ледоколов. Но для ремонта таких крупнотоннажных военных кораблей сухого дока в нашей стране нет.

Изначально реконструкцией и модернизацией двухкамерного сухого дока для «Адмирала Кузнецова» на 35-м заводе в Мурманске по заказу Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) занималась компания «И.И.С» и успела произвести около пяти процентов запланированных работ. Но весной прошлого года из-за срыва сроков и отставания от графика на восемь месяцев контракт с нею был расторгнут. Компания не смогла отчитаться за полученный аванс в размере 2,6 миллиарда рублей и в настоящее время находится в процессе банкротства, в прошлом году инициированной Сбербанком.

Сейчас, согласно новому контракту с Объединенной судостроительной корпорацией, строительство сухого дока для «Адмирала Кузнецова» ведет многопрофильная строительная компания Институт «Оргэнергострой», которая уже более 65 лет занимается комплексными проектными и строительными работами, строя энергетические, нефтегазовые и промышленные объекты как в России, так и за рубежом. Филиалы компании есть в 20 городах мира. На сегодняшний день «Оргэнергостроем» реализовано более 1000 проектов, специалисты компании принимали участие в строительстве многих АЭС, ТЭС и промышленных объектов на территории России и ряда зарубежных стран.

Это не только строительная, но и крупная проектная организация, пользующаяся большим международным авторитетом, здесь работают доктора наук, академики и профессора — без преувеличения научная элита. Достаточно сказать, что в настоящее время документацию по оценке воздействия объекта на окружающую среду (ОВОС) при строительстве многих АЭС в России и за рубежом делают именно специалисты компании, их изысканиям по сложным грунтам и объектам доверяют во всем мире.

Достраивать незавершенные объекты им тоже не привыкать. Компания была техническим генеральным подрядчиком на достройке АЭС в иранском Бушере с конца 1990-х до 2007 года, на подряде у «Атомстройэкспорта». АЭС начали строить немцы, но случилась война, и постройки частично были разрушены при бомбардировках и ракетных ударах. Потом некоторое время строительные конструкции находились без должной консервации, пока Россия не подписала контракт на достройку и реконструкцию станции. Перед «Оргэнергостроем» стояла труднейшая задача по восстановлению сложных бетонных монолитных конструкций и по интеграции российского оборудования в немецкий, абсолютно неприспособленный для этого проект.

«В рамках этой работы мы выступали техническим генподрядчиком по ремонту и интеграции в существующие бетонные конструкции нашего технологического оборудования, — рассказал «Ленте.ру» исполнительный директор «Оргэнергостроя» Герман Кокосадзе. — А на атомных объектах применяются тяжелые бетоны, высокоармированные. Когда есть какие-то повреждения или часть здания разрушена, ремонт очень сложный. Это был наш первый опыт сложнейших ремонтных работ».

Институт «Оргэнергострой» в строительной отрасли известен тем, что берется за объекты, от которых многие отказываются. Так, например, за ремонт сгоревшего энергоблока на Березовской ГРЭС в Красноярском крае не взялись специалисты из Китая и США. А сотрудники компании мало того что провели уникальную работу по новейшим технологиям, создав для демонтажа блока систему мониторинга строительных конструкций при разборке и восстановлении здания, но и вместо пяти-семи лет уложились в три с половиной года.

Очень интересный опыт компания приобрела за последние четыре года в Бангладеш, где помимо работ непосредственно с ядерным блоком производила все гидротехнические работы, связанные с береговыми укрепительными водозаборными сооружениями на реке Ганг, не имеющей аналогов среди российских рек. По словам Германа Кокосадзе, «мы приобрели опыт работы в сложнейших гидрогеологических условиях и создали практически всю береговую инфраструктуру атомной станции на этой замечательной индийско-бенгальской реке».

«Компании не привыкать»

Доделывать кем-то спланированную и начатую работу и уложиться в сроки в любой сфере человеческой деятельности всегда непросто, а здесь — уникальное гидротехническое сооружение в тяжелых климатических условиях со сложными грунтами. Очевидно, насколько это сложнее реализации проекта с готовой полной раскадровкой.

«На начальной стадии работ очень важно было подключиться к этому проекту и минимизировать простои на площадке, возникшие после ухода предыдущего подрядчика, — объясняет исполнительный директор «Оргэнергостроя». — Поэтому сразу же после объявления о нашей победе в конкурсе мы приступили к мобилизации, не дожидаясь финального подписания договора». Это позволило компании уже через несколько дней после подписания договора привезти на площадку более 30 единиц тяжелой техники и моментально приступить к работам. Чтобы не снижать темпы работ, «Оргэнергострой», не дожидаясь авансирования, вложил в проект собственные деньги (оборотные и заемные)  — около полутора миллиардов рублей.

«Мобилизация на площадку проходила крайне сложно в условиях ковидных ограничений, — рассказал заместитель руководителя строительства дока Александр Чучкевич, — но нашей компании не привыкать. Мы работаем в разных уголках земного шара и часто сталкиваемся с трудностями: как привезти, как доехать, как получить разрешение на въезд». По его словам, этот опыт позволил, несмотря на ковидные ограничения, не замедлять темпы стройки, а мобилизоваться.

В рамках первого этапа работ на объекте в «Оргэнергострое» кардинально изменили технологию строительства и откорректировали многие проектные решения. Не меньший объем работ был проделан и на втором этапе.

«Мы начали с ревизии и оценки проектных решений, — пояснил Герман Кокосадзе. — По итогам этой работы были выявлены определенные несоответствия в геологических и гидрогеологических условиях площадки и определенных проектных решениях, но после проведения дополнительных изысканий специалистами нашей компании была актуализирована часть проектных решений и полностью изменена технология выполнения работ».

Герман Кокосадзе рассказал «Ленте.ру», что для самых сложных участков трубошпунтовой стенки технология отрабатывалась пять-шесть раз, чтобы достичь оптимального результата. Это в гидротехнике процесс нормальный, он требует времени. Для реализации технологий было закуплено уникальное иностранное пневмоударное оборудование для работы в скальных основаниях; компанией были мобилизованы одни из самых тяжелых буровых установок, которые есть у нас в стране, были применены современнейшие технологии демонтажа бетонных конструкций.

С помощью сейсмологов «Оргэнергостроя» удалось снизить уровень сейсмики площадки с восьми до шести баллов, что позволило сократить объем бетона с 220 тысяч кубов до 180 тысяч. Кроме того, были изменены базовые конструктивные решения, применены более современные гидротехнические бетоны, повысившие долговечность эксплуатации строящегося дока. По словам Германа Кокосадзе, это позволило достигнуть экономии с точки зрения стоимости и сроков реализации проекта по сравнению с предыдущим проектным решением.

Кроме того, «Оргэнергострой», ориентированный на потребности заказчика, помимо одного варианта докования «Адмирала Кузнецова», предложенного предыдущим проектировщиком, разработал два дополнительных, чтобы ОСК совместно с Министерством обороны могли выбрать наиболее оптимальный для ремонтных работ на «Адмирале Кузнецове».

А для минимизации коллизий на площадке и сокращения сроков реализации второго этапа проекта все проектирование ведется с применением BIM-технологий в трехмерной среде.

«Сдадим готовый док»

Первый заместитель обособленного подразделения «Оргэнергостроя» в Мурманске Павел Некрич уверен, что любое гидротехническое сооружение — это уникальный объект: «Наверное, любой объект, который является особо опасным, уникален. Но этот — вызов для каждого работающего здесь участника масштабного строительства. Мы понимаем, для какого судна работа ведется».

В ОСК понимают, в каких тяжелых условиях приходится работать Институту «Оргэнергострой», и речь не только о климате Мурманска. Источник в ОСК рассказал «Ленте.ру», что «новый генподрядчик получил, образно выражаясь, не белый чистый лист бумаги, а уже серый, изрядно помятый и выцветший»: «С одной стороны, мы требуем от них сроков, с другой — стараемся идти навстречу и находить золотую середину, осознавая, что трудности у них объективные. Но мы понимаем, что работы должны быть сделаны качественно». Поэтому, по словам сотрудника ОСК, они находятся в тесном контакте с работниками «Оргэнергостроя», чтобы не допустить ошибок прошлого: «"Адмирал Кузнецов" у нас один такой, и ошибки не может быть ни при каких обстоятельствах».

В настоящее время строители близки к завершению первого этапа работ, который планируют закончить до конца апреля — начала мая, и уже построили двухрядную перемычку, основную составляющую для создания котлована, отделяющую его от Кольского залива. Павел Некрич рассказал, что «на ней будут установлены насосные группы для откачки и обратной закачки воды в строительные котлованы».

Второй этап работ на объекте продлится чуть больше полутора лет, он включает в себя и докование «Адмирала Кузнецова», к которому строители будут готовиться четыре-пять месяцев. «По окончании работ после всех докований мы сдадим готовый док, сооружение под ключ с благоустроенной территорией, со всеми необходимыми станциями, — объясняет Павел Некрич. — Мы переключим стоки с завода на очистные сооружения, то есть поменяем все старое оборудование».

«У строителей нет сомнений»

Предыдущий подрядчик отстал от запланированных сроков на восемь месяцев, сейчас отставание составляет меньше трех — Институт «Оргэнергострой» сократил его на пять месяцев, причем работы пришлись на период пандемии. Как рассказал корреспонденту «Ленты.ру» начальник строительного и монтажного отдела обособленного подразделения «Оргэнергострой» в Мурманске Сергей Третьяков, за эпидемиологической обстановкой строго следили, чтобы не создать очага заражения: «У нас не было вспышек, не было больных, но это потеря времени и дополнительные затраты».

В компании пояснили, что сроки исполнения работ во многом зависят от изготовления оборудования, которое компания поручила крупнейшему предприятию в нашей стране — «Севмашу» и организациям, которые способны в сжатые сроки выполнить заказ.

Как сообщили корреспонденту «Ленты.ру» в «Оргэнергострое», обо всех работах информируют ОСК: «По изысканиям мы прошли, по бетонированию прошли, сегодня остается только облегчение конструкции — той, что была нарисована слишком объемной и по срокам не вписывается. Но через неделю-две решение нам должны дать проектанты. У нас, строителей, нет сомнений в том, что в сроки, плюс-минус месяц, мы уложимся и объект сдадим».

Значит, если не случится ничего экстраординарного, осенью этого года док для ремонта авианосца будет готов, а в 2022-м начнутся его заводские ходовые испытания.

Монтажник «Оргэнергостроя» Марс Мавлютов, приехавший на объект из Хабаровского края и впечатленный масштабами задачи, поделился с корреспондентом «Ленты.ру» мечтой: «Посмотреть, как будет заходить в построенный нами док "Адмирал Кузнецов", своими глазами увидеть».

< Назад в рубрику