На платформе HBO Max (в России — на «Кинопоиск HD») появился один из самых громких релизов сезона — режиссерская версия комиксного блокбастера «Лига справедливости», фильм, который никогда бы не увидел свет, если бы разочарованные его прокатным вариантом фанаты Зака Снайдера и супергероев DC годами не требовали его выхода. «Лента.ру» рассказывает о том, стоила ли «Лига справедливости Зака Снайдера» такого хайпа.
В конце 2016-го отношения режиссера Зака Снайдера и студии Warner Bros. достигли критической точки. Снятые Снайдером о героях комиксной вселенной DC «Человек из стали» и особенно «Бэтмен против Супермена» были прохладно приняты как зрителями, так и прессой — и заработали в прокате заметно меньше супергеройских блокбастеров-конкурентов из Marvel. Студия нервничала и из-за тревожных донесений со съемок «Лиги справедливости», фильма, который должен был свести вместе не только Бэтмена (Бен Аффлек), Супермена (Генри Кэвилл) и Чудо-женщину (Галь Гадот), но и таких персонажей, как Аквамен (Джейсон Момоа), Флэш (Эзра Миллер) и Киборг (Рэй Фишер) — проще говоря, стать ответом марвеловским «Мстителям». Посмотрев выжимки отснятого материала и убедившись в том, что Снайдер не очень-то прислушивается к пожеланиям продюсеров снимать веселее, оптимистичнее и лаконичнее, в Warner пошли на радикальный шаг: пригласили режиссера тех самых «Мстителей» Джосса Уидона переработать сценарий прямо по ходу съемок.
К маю следующего года (то есть в разгар постпродакшена) Снайдера и вовсе отодвинули от работы над «Лигой справедливости» — не только из-за разногласий с Warner, но и по семейным обстоятельствам: из жизни ушла его 20-летняя дочь. Обязанность закончить фильм легла на Уидона — тот взялся доснимать и переснимать отдельные сцены, сокращать и переосмыслять оригинальный замысел и в общих чертах труды предшественника, мягко говоря, не пощадил (по словам причастных к фильму, в театральную версию «Лиги» попало лишь десять процентов отснятого Снайдером материала). Что ж, не пощадила все-таки добравшуюся к осени 2018-го до кинотеатров картину и аудитория.
Нельзя сказать, что несправедливо: чтобы найти в истории комиксного кино подобного «Лиге» кособокого и кривоногого, путающегося в интонациях и режиссерских акцентах мутанта, придется вспомнить сорокалетней давности «Супермена 2» (режиссер которого Ричард Доннер тоже был в процессе работы над фильмом уволен). Конечно же, творение Уидона оказалось убыточным. Дальнейшее — одна из самых неожиданных и, казалось бы, невозможных в современном Голливуде историй. Фанаты специфического снайдеровского стиля годами, постепенно повышая и повышая уровень токсичности, требовали от Warner «выпустить снайдеркат». Когда эти мольбы стали такими громкими, что игнорировать их было уже глупо, грянула пандемия — и производство, как и релизы блокбастеров, оказались невозможны, а голливудские мейджоры принялись развивать свои стриминговые сервисы. Warner увидел возможность прорекламировать свою платформу HBO Max — и дал Снайдеру 70 миллионов долларов на то, чтобы «снайдеркат» все-таки был закончен и увидел свет.
Что же, надо признать, что в сравнении с уидоновской версией это совсем другое кино. Связное и цельное, выдержанное в едином стиле, а еще — четырехчасовое. И это при том, что сюжет остался более-менее тем же: пока человечество отходит от смерти Супермена, рогатый пришелец Степной волк и его парадемоны пытаются завладеть тремя Материнскими кубами, отвешивают люлей амазонкам и атлантам и готовятся устроить небольшой апокалипсис, но Бэтмен с Чудо-женщиной все-таки успевают собрать в одну Лигу справедливости других особенно одаренных индивидов, воскресить Супермена и надавать супостату по рогам в простом русском городе Пожарнов. К чести Снайдера, в его прочтении эта абсурдная побасенка наконец обретает хоть какой-то смысл: супергерои обзаводятся предысториями и даже обретают какую-никакую психологическую глубину (особенно Киборг и Флэш), монотонную поступь сюжета то и дело разбавляют не лишенные остроумия и интереса отступления и даже в фигуре несчастного Степного волка обнаруживается некоторый внутренний конфликт — драма страдающего от невнимания начальства карьериста.
Все это, впрочем, еще и в полной мере становится фильмом Зака Снайдера — а значит, страдает теми же грехами, какие отличали все предыдущие его полноценные работы. Юмор (шутить «Лига справедливости» то и дело пытается даже без Уидона) дается режиссеру куда менее естественно, чем тотальный мрачняк. Почти каждая экшен-сцена злоупотребляет рапидом настолько, что эффект от этого приема приедается уже на втором часу хронометража. Пафос зашкаливает так сильно, что «Лигу справедливости» можно без потери качества поставить как оперу — тем более что никуда не делась и любовь Снайдера к эмоциональному перегрузу, озвученному то Ником Кейвом, то кавером Junkie XL на «Битлз». Не появилось у режиссера и умения прислушиваться к низким частотам подтекстов творимого им на экране насилия: как в каких-нибудь «300 спартанцах», упоение механикой смерти и разрушения здесь тоже достигает почти фетишистского накала.
И все равно. Подлинно комиксное по духу, удачно осмысляющее свои графические истоки кино на фундаментальном уровне всегда должно содержать в себе определенную, несомненную дичь. В случае Снайдера и его «Лиги справедливости» такой дичью, такой печатью граничащей с безумием гениальности становится сама идея популярного фильма продолжительностью четыре часа — подход, который в реалиях современного, одержимого фокус-группами и тревогами маркетологов, блокбастерного киностроения кажется несусветным. Что ж, по-настоящему несусветно отдать уже почти законченное кино на переделку другому режиссеру (еще и, если верить слухам об Уидоне, абьюзеру). А вот супергеройским фильмам действительно не помешало бы иногда по степени своей наглости и бескомпромиссности стремиться на территорию «Сатанинского танго» или «Двадцатого века». Жанр стерпит.
Фильм «Лига справедливости Зака Снайдера» вышел на платформе «Кинопоиск HD»