«Ветра здесь дуют очень сильно» Крымский мост охраняют уникальные катера, спецназ и боевые пловцы. Что известно об их работе?
Игорь Надеждин (Керчь — Москва) (Специальный корреспондент отдела «Силовые структуры»)
Фото: Пресс-служба Южного округа войск национальной Гвардии
Семь лет назад, 16 марта 2014 года, Крым вошел в состав России. Пять лет спустя, в декабре 2019 года, завершилось строительство Крымского моста — главной транспортной артерии, связывающей полуостров с материком. Сегодня мост считается одним из наиболее важных стратегических объектов страны. Поэтому его круглосуточно охраняют бойцы спецназа, боевые пловцы и опытные моряки, на вооружении которых состоит самая современная техника. Все они несут службу в морском отряде отдельной бригады особого назначения Росгвардии. В тонкостях работы этого уникального подразделения разбирался корреспондент «Ленты.ру» Игорь Надеждин.
Керчь — это не город розы ветров, а сама роза ветров, говорят моряки. Летом здесь отличная погода, но в остальные времена года она непредсказуема и меняется моментально: только что было тихо и безветренно, а спустя минуту ветер буквально сбивает с ног. Проходит полчаса — и вновь тихо. При этом на берегу может быть спокойно, а выходишь в пролив — там штормит.
Рано утром мы поднимаемся на борт десантного катера БК-16. По трансляции звучит знакомое даже далекому от морской жизни: «Отдать носовой!», «Отдать кормовой» — швартовы скидывают с кнехтов, и мы отваливаем.
Медленно идем по «дворику» (так моряки называют бухточку, где у причалов пришвартованы катера), затем делаем поворот на 90 градусов и через створ морского поста выходим в акваторию. Буквально за несколько секунд катер разгоняется до 30 узлов (примерно 56 километров в час). Держим курс на главный пролет Крымского моста.
Мне везет: волнения на море почти нет, туман тоже не опустился (что редкость для весны в этих местах). Зрелище завораживающее: Крымский (или Керченский) мост ажурными фермами рассекает пролив на огромной высоте. Он смотрится гармонично и легко. И кажется очень уязвимым.
Эксклюзивный отряд
Морской отряд отдельной бригады особого назначения был создан 1 марта 2018 года приказом директора Росгвардии, генерала армии Виктора Золотова. Вместе с руководством Крыма было определено место его дислокации в городе Керчи. О том, как начинался путь отряда, в беседе с «Лентой.ру» вспоминает его командир, капитан первого ранга Юрий П.
1/1Крымский мостФото: Игорь Надеждин / «Лента.ру»
В 2018 году Юрий был выпускником академии имени Фрунзе, который стал первым начальником штаба созданного отряда. По его воспоминаниям, там, где сегодня базируется отряд, раньше было одно-единственное здание, построенное еще в начале 70-х.
По словам командира, отбор в отряд проводился по конкурсу: люди шли со всей России. Отбирали лучших, поскольку охрана Крымского моста — не просто сложная, а сейчас уже реально боевая задача. Как отмечает командир, отряд — «абсолютно эксклюзивный», и это связано с несколькими факторами.
Во-первых, навигация в районе дислокации отряда круглогодичная: бойцы постоянно выходят в море и зимой, и летом. Во-вторых, в отряде ежедневно работают водолазы и спецназ.
Как создавались морские части внутренней охраны в России
История морских частей войск правопорядка берет свое начало еще с дореволюционных времен: во время Русско-японской войны 1904-1905 годов возникла необходимость охраны с воды железнодорожных мостов через реки Енисей, Обь, Чулым, Томь, Иртыш и Иркут.
Именно на этих реках появились первые паровые баркасы с вооруженной охраной, патрулировавшие акваторию и предотвращавшие подрывы мостов диверсантами-ниндзя. Во время Первой мировой паровые суда заменили на катера с двигателями внутреннего сгорания.
В 1968 году уже во внутренних войсках была поставлена задача охраны объектов государственной важности. Быстро выяснилось, что для этого нужны морские силы — и с 1976 года началось формирование морских частей внутренних войск.
Днем основания морских воинских частей и подразделений войск Росгвардии считается 3 марта 1978 года. Морские подразделения состояли из звеньев сторожевых катеров и специальных водолазных групп, которые входили в состав воинских частей по охране объектов на коммуникациях.
Дальнейшая практика показала, что оптимальными структурами для поддержания должной боевой готовности являются морской дивизион и отряд сторожевых катеров. В результате в 1988 году в Хабаровске был сформирован дивизион сторожевых катеров на озере Байкал.
Катера охраняли мосты через реки Амур, Уссури, Зея, Бурея, Тунгуска, Селемджа, Амгунь и Хор. Большое внимание уделялось охране подводного тоннеля под Амуром в районе Хабаровска. Общая численность военнослужащих морских подразделений составляла около 400 человек и более 50 единиц катеров.
В дальнейшем для охраны важных государственных объектов и подготовки морских специалистов были созданы морские отряды в городах Мурманск, Озерск и Северобайкальск.
«Крымский мост — это сильное впечатление»
Старший лейтенант Александр К. в свои 25 лет — уже ветеран: он служит в отряде с самого первого дня его создания. Он прибыл в отряд весной 2018 года после окончания военного политехнического института на должность командира взвода — и с тех пор место службы не менял, только рос в должностях.
Александр по диплому — инженер-механик по эксплуатации дизельных установок кораблей и подводных лодок
Вообще техники редко становятся командирами военных судов, но он им стал. Теперь он — командир экипажа десантного катера БК-16.
«Я бы испугался туда подниматься», — говорит офицер, который в любую погоду не только выводит свой катер в море, но и при сильнейших ветрах и волнах может пристать к берегу в любом месте. Удерживая двадцатитонную махину на месте одними двигателями, командир способен еще и поддерживать десант огнем. И его реакция на Крымский мост меня поразила.
1/2Боевые пловцы отправляются на заданиеФото: Игорь Надеждин / «Лента.ру»2/2Боевые пловцы в полном снаряженииФото: Пресс-служба Южного округа войск национальной Гвардии
Как вспоминает старший лейтенант, в первые дни службы бойцы отряда всегда выходили в море попарно, двумя катерами: они изучали акваторию, навигационные опасности и береговую черту, а главное — получали опыт в управлении морской техникой.
В ноябре 2019 года генерал Золотов посетил керченскую бригаду особого назначения, вручил личному составу боевое знамя и вышел в море на катере «Грачонок», чтобы лично убедиться, как идет подготовка бригады к несению боевого дежурства.
По итогам визита руководитель ведомства поздравил весь личный состав со знаменательным событием — вручением знамени, которое является не только одной из основных составляющих истории бригады, но и важным эпизодом современной летописи всех войск правопорядка.
«Мы обеспечиваем огневую поддержку»
Десантный катер, на котором мы выходим, расстояние в три морские мили до центральной, ажурной части Крымского моста преодолевает за считанные минуты. Проходим под ним — и мимо якорной стоянки направляемся к берегу.
Задача патруля — обследование береговой линии зоны ответственности
Минут через 15, оставив справа по борту холм Митридат и останки древней крепости Пантикапей (античного поселения, заложенного здесь еще в VII веке до нашей эры и считающегося первым поселением на месте современной Керчи), подходим вплотную к берегу. Распахиваются десантные люки — и на землю выходит спецназ.
1/6Боевые катераФото: Игорь Надеждин / «Лента.ру»2/6Один из патрульных катеров РосгвардииФото: Игорь Надеждин / «Лента.ру»3/6Бойцы спецназа в отсеке десантного катераФото: Игорь Надеждин / «Лента.ру»4/6Десантирование спецназа РосгвардииФото: Игорь Надеждин / «Лента.ру»5/6Десантирование спецназа РосгвардииФото: Игорь Надеждин / «Лента.ру»6/6Спецназ 39-го морского отряда отдельной бригады особого назначения РосгвардииФото: Игорь Надеждин / «Лента.ру»
Через 15 секунд катер отходит назад: теперь его задача — поддержка действий десанта на берегу. Как объясняет в беседе с «Лентой.ру» старший лейтенант Александр К., группа идет вдоль береговой линии, высматривает места лежек, схронов и подозрительных наблюдательных постов.
Моряки выходят в море ежедневно, невзирая на погодные условия.
«Порой мы встречаем дельфинов»
Особое подразделение в составе отряда — группа боевых пловцов. Их задача: ежедневный (вне зависимости от погоды и времени года) осмотр подводных объектов в зоне ответственности отдельной бригады особого назначения. Причем осмотр и противодиверсионный, и просто на повреждения: море есть море.
Каждая свая, вбитая в морское дно при возведении Крымского моста, защищена специальными инженерными конструкциями — палами
Это стоящие вертикально стальные трубы, стянутые, словно деревянная бочка, 60-тонными бетонными кольцами. Снаружи палы обтянуты прорезиненным материалом, а внутри заполнены бетоном и гранитом.
1/3Боевой пловец с автоматом для подводной стрельбыФото: Пресс-служба Южного округа Войск национальной Гвардии2/3Боевой пловецФото: Пресс-служба Южного округа Войск национальной Гвардии3/3Боевой пловецФото: Пресс-служба Южного округа Войск национальной Гвардии
Их задача — защита несущих конструкций от внешних повреждений, например — от удара судном. Кроме того, воды и Керченского пролива, и Таманского залива до сих пор хранят множество самых разных предметов.
Как рассказывает в беседе с «Лентой.ру» старший лейтенант Вадим М., помощник командира морского дивизиона по водолазной подготовке, боевые пловцы во время спусков находят самые различные объекты: к примеру, античные амфоры и хорошо различимые руины древних городищ с брусчаткой и каменной кладкой строений.
Самое сложное в работе боевых пловцов отдельной бригады — постоянно меняющаяся подводная обстановка. В январе пловцы видят под водой целую античную площадь — а в феврале она скрыта толстым слоем песка. Кроме того, на течении физически тяжело работать, а оно в проливе постоянное.
Стражи Крымского моста
Самое молодое подразделение Росгвардии имеет на вооружении самые современные образцы техники, причем нередко уникальной.
1/1Фото: Игорь Надеждин / «Лента.ру»
Как говорит старший лейтенант Александр К., сегодня на вооружении отряда состоит самый современный аппарат с открытой схемой дыхания. Он уникален в своем исполнении: запаса воздуха в два раза больше, чем у предшественников.
Разные подразделения отряда выполняют разные функции: моряки управляют катерами, спецназ контролирует береговую линию, боевые пловцы защищают подводные объекты. Но они — не сами по себе, а все вместе, как сжатый кулак.
Кулак, который перекрывает сразу три стихии: сушу, воду и подводный мир
Для бойцов, мичманов и офицеров безопасность Крымского моста — не пустые слова, а настоящая цель в жизни, призвание, важный жизненный рубеж, которому они посвящают каждые сутки. А сам мост для бойцов отряда — та артерия, которая связывает их не просто с материком. Она связывает их с домом.