«Ветра здесь дуют очень сильно» Крымский мост охраняют уникальные катера, спецназ и боевые пловцы. Что известно об их работе?
Игорь Надеждин (Керчь — Москва) (Специальный корреспондент отдела «Силовые структуры»)
Семь лет назад, 16 марта 2014 года, Крым вошел в состав России. Пять лет спустя, в декабре 2019 года, завершилось строительство Крымского моста — главной транспортной артерии, связывающей полуостров с материком. Сегодня мост считается одним из наиболее важных стратегических объектов страны. Поэтому его круглосуточно охраняют бойцы спецназа, боевые пловцы и опытные моряки, на вооружении которых состоит самая современная техника. Все они несут службу в морском отряде отдельной бригады особого назначения Росгвардии. В тонкостях работы этого уникального подразделения разбирался корреспондент «Ленты.ру» Игорь Надеждин.
Керчь — это не город розы ветров, а сама роза ветров, говорят моряки. Летом здесь отличная погода, но в остальные времена года она непредсказуема и меняется моментально: только что было тихо и безветренно, а спустя минуту ветер буквально сбивает с ног. Проходит полчаса — и вновь тихо. При этом на берегу может быть спокойно, а выходишь в пролив — там штормит.
Рано утром мы поднимаемся на борт десантного катера БК-16. По трансляции звучит знакомое даже далекому от морской жизни: «Отдать носовой!», «Отдать кормовой» — швартовы скидывают с кнехтов, и мы отваливаем.
Медленно идем по «дворику» (так моряки называют бухточку, где у причалов пришвартованы катера), затем делаем поворот на 90 градусов и через створ морского поста выходим в акваторию. Буквально за несколько секунд катер разгоняется до 30 узлов (примерно 56 километров в час). Держим курс на главный пролет Крымского моста.
Мне везет: волнения на море почти нет, туман тоже не опустился (что редкость для весны в этих местах). Зрелище завораживающее: Крымский (или Керченский) мост ажурными фермами рассекает пролив на огромной высоте. Он смотрится гармонично и легко. И кажется очень уязвимым.
Эксклюзивный отряд
Морской отряд отдельной бригады особого назначения был создан 1 марта 2018 года приказом директора Росгвардии, генерала армии Виктора Золотова. Вместе с руководством Крыма было определено место его дислокации в городе Керчи. О том, как начинался путь отряда, в беседе с «Лентой.ру» вспоминает его командир, капитан первого ранга Юрий П.
В 2018 году Юрий был выпускником академии имени Фрунзе, который стал первым начальником штаба созданного отряда. По его воспоминаниям, там, где сегодня базируется отряд, раньше было одно-единственное здание, построенное еще в начале 70-х.
По словам командира, отбор в отряд проводился по конкурсу: люди шли со всей России. Отбирали лучших, поскольку охрана Крымского моста — не просто сложная, а сейчас уже реально боевая задача. Как отмечает командир, отряд — «абсолютно эксклюзивный», и это связано с несколькими факторами.
Во-первых, навигация в районе дислокации отряда круглогодичная: бойцы постоянно выходят в море и зимой, и летом. Во-вторых, в отряде ежедневно работают водолазы и спецназ.
Как создавались морские части внутренней охраны в России
История морских частей войск правопорядка берет свое начало еще с дореволюционных времен: во время Русско-японской войны 1904-1905 годов возникла необходимость охраны с воды железнодорожных мостов через реки Енисей, Обь, Чулым, Томь, Иртыш и Иркут.
Именно на этих реках появились первые паровые баркасы с вооруженной охраной, патрулировавшие акваторию и предотвращавшие подрывы мостов диверсантами-ниндзя. Во время Первой мировой паровые суда заменили на катера с двигателями внутреннего сгорания.
В 1968 году уже во внутренних войсках была поставлена задача охраны объектов государственной важности. Быстро выяснилось, что для этого нужны морские силы — и с 1976 года началось формирование морских частей внутренних войск.
Днем основания морских воинских частей и подразделений войск Росгвардии считается 3 марта 1978 года. Морские подразделения состояли из звеньев сторожевых катеров и специальных водолазных групп, которые входили в состав воинских частей по охране объектов на коммуникациях.
Дальнейшая практика показала, что оптимальными структурами для поддержания должной боевой готовности являются морской дивизион и отряд сторожевых катеров. В результате в 1988 году в Хабаровске был сформирован дивизион сторожевых катеров на озере Байкал.
Катера охраняли мосты через реки Амур, Уссури, Зея, Бурея, Тунгуска, Селемджа, Амгунь и Хор. Большое внимание уделялось охране подводного тоннеля под Амуром в районе Хабаровска. Общая численность военнослужащих морских подразделений составляла около 400 человек и более 50 единиц катеров.
В дальнейшем для охраны важных государственных объектов и подготовки морских специалистов были созданы морские отряды в городах Мурманск, Озерск и Северобайкальск.
«Крымский мост — это сильное впечатление»
Старший лейтенант Александр К. в свои 25 лет — уже ветеран: он служит в отряде с самого первого дня его создания. Он прибыл в отряд весной 2018 года после окончания военного политехнического института на должность командира взвода — и с тех пор место службы не менял, только рос в должностях.
Александр по диплому — инженер-механик по эксплуатации дизельных установок кораблей и подводных лодок
Вообще техники редко становятся командирами военных судов, но он им стал. Теперь он — командир экипажа десантного катера БК-16.
«Я бы испугался туда подниматься», — говорит офицер, который в любую погоду не только выводит свой катер в море, но и при сильнейших ветрах и волнах может пристать к берегу в любом месте. Удерживая двадцатитонную махину на месте одними двигателями, командир способен еще и поддерживать десант огнем. И его реакция на Крымский мост меня поразила.
Как вспоминает старший лейтенант, в первые дни службы бойцы отряда всегда выходили в море попарно, двумя катерами: они изучали акваторию, навигационные опасности и береговую черту, а главное — получали опыт в управлении морской техникой.
В ноябре 2019 года генерал Золотов посетил керченскую бригаду особого назначения, вручил личному составу боевое знамя и вышел в море на катере «Грачонок», чтобы лично убедиться, как идет подготовка бригады к несению боевого дежурства.
По итогам визита руководитель ведомства поздравил весь личный состав со знаменательным событием — вручением знамени, которое является не только одной из основных составляющих истории бригады, но и важным эпизодом современной летописи всех войск правопорядка.
«Мы обеспечиваем огневую поддержку»
Десантный катер, на котором мы выходим, расстояние в три морские мили до центральной, ажурной части Крымского моста преодолевает за считанные минуты. Проходим под ним — и мимо якорной стоянки направляемся к берегу.
Задача патруля — обследование береговой линии зоны ответственности
Минут через 15, оставив справа по борту холм Митридат и останки древней крепости Пантикапей (античного поселения, заложенного здесь еще в VII веке до нашей эры и считающегося первым поселением на месте современной Керчи), подходим вплотную к берегу. Распахиваются десантные люки — и на землю выходит спецназ.
Через 15 секунд катер отходит назад: теперь его задача — поддержка действий десанта на берегу. Как объясняет в беседе с «Лентой.ру» старший лейтенант Александр К., группа идет вдоль береговой линии, высматривает места лежек, схронов и подозрительных наблюдательных постов.
Моряки выходят в море ежедневно, невзирая на погодные условия.
«Порой мы встречаем дельфинов»
Особое подразделение в составе отряда — группа боевых пловцов. Их задача: ежедневный (вне зависимости от погоды и времени года) осмотр подводных объектов в зоне ответственности отдельной бригады особого назначения. Причем осмотр и противодиверсионный, и просто на повреждения: море есть море.
Каждая свая, вбитая в морское дно при возведении Крымского моста, защищена специальными инженерными конструкциями — палами
Это стоящие вертикально стальные трубы, стянутые, словно деревянная бочка, 60-тонными бетонными кольцами. Снаружи палы обтянуты прорезиненным материалом, а внутри заполнены бетоном и гранитом.
Их задача — защита несущих конструкций от внешних повреждений, например — от удара судном. Кроме того, воды и Керченского пролива, и Таманского залива до сих пор хранят множество самых разных предметов.
Как рассказывает в беседе с «Лентой.ру» старший лейтенант Вадим М., помощник командира морского дивизиона по водолазной подготовке, боевые пловцы во время спусков находят самые различные объекты: к примеру, античные амфоры и хорошо различимые руины древних городищ с брусчаткой и каменной кладкой строений.
Самое сложное в работе боевых пловцов отдельной бригады — постоянно меняющаяся подводная обстановка. В январе пловцы видят под водой целую античную площадь — а в феврале она скрыта толстым слоем песка. Кроме того, на течении физически тяжело работать, а оно в проливе постоянное.
Стражи Крымского моста
Самое молодое подразделение Росгвардии имеет на вооружении самые современные образцы техники, причем нередко уникальной.
Как говорит старший лейтенант Александр К., сегодня на вооружении отряда состоит самый современный аппарат с открытой схемой дыхания. Он уникален в своем исполнении: запаса воздуха в два раза больше, чем у предшественников.
Разные подразделения отряда выполняют разные функции: моряки управляют катерами, спецназ контролирует береговую линию, боевые пловцы защищают подводные объекты. Но они — не сами по себе, а все вместе, как сжатый кулак.
Кулак, который перекрывает сразу три стихии: сушу, воду и подводный мир
Для бойцов, мичманов и офицеров безопасность Крымского моста — не пустые слова, а настоящая цель в жизни, призвание, важный жизненный рубеж, которому они посвящают каждые сутки. А сам мост для бойцов отряда — та артерия, которая связывает их не просто с материком. Она связывает их с домом.