В российский прокат выходит «Поступь хаоса» Дага Лаймана — духоподъемная подростковая фантастика по бестселлерам Патрика Несса, от остальных образцов жанра отличающаяся достаточно оригинальной идеей. На колонизованной человечеством планете, где разворачивается сюжет, все представители мужского пола страдают от так называемого Шума — абсолютно любые их мысли мгновенно становятся слышны и даже видны окружающим. Женщин это проклятье не касается, но их положение не менее шатко, как быстро выяснит молодая астронавтка Виола, корабль которой терпит здесь крушение. Ее в «Поступи хаоса» сыграла прославившаяся центральной ролью в диснеевской трилогии «Звездных войн» Дэйзи Ридли. «Лента.ру» поговорила с Ридли о кризисе маскулинности, ее звездном статусе и ее самом страшном кошмаре.
«Лента.ру»: Вашим партнером в «Поступи хаоса» стал Том Холланд, известный по роли Человека-паука. И вы сами, похоже, не стесняетесь франшиз с огромной фанатской базой — будь то «Звездные войны» или «Поступь хаоса», ставшая литературным бестселлером. Так когда вас ждать в киновселенной Marvel?
Дэйзи Ридли: Это забавно. Меня на днях в интервью спросили, слышала ли я о планах Marvel снять кино о Женщине-пауке, и я ответила, что вполне может получиться интересное кино. Женщина-паук — почему нет? Ну и, конечно, тут же стали появляться новости о том, что я собираюсь бороться за роль Женщины-паука — при том что это абсолютная неправда. На самом деле я не то чтобы стремлюсь раз за разом сниматься в так называемых блокбастерах. В случае «Поступи хаоса», например, мне просто прислали сценарий, я его прочитала, и меня зацепила его идея. Но в будущем, если поступит интересное предложение от Marvel в том числе, я, естественно, буду не против. Я тут как раз закончила смотреть «Ванда/Вижн» и была потрясена: какой эффектный, постоянно меняющий форму мир им удалось придумать! В чем-нибудь подобном я бы с удовольствием сыграла.
Представляли себе мир, противоположный тому, что показан в «Поступи хаоса», — где все мысли женщин, а не мужчин, оказываются на всеобщем обозрении?
Сразу оговорюсь: я люблю мужчин и не хочу на них наезжать. Но, думаю, женщины справились бы с этой напастью лучше, чем мужчины из «Поступи хаоса». Подозреваю, таких проблем, как в фильме, не возникло бы. В конечном счете наш фильм — о коммуникации и о том, насколько искажается мир, в котором эта коммуникация страдает. И да, я думаю, что мы, женщины, быстрее нашли бы способ все наладить.
Чем вам была интересна Виола, ваша героиня?
Мне нравится, что она не склонна притворяться и цепляться за иллюзии. А ведь когда мы впервые ее видим, она убеждена, что направляется в прекрасный утопический мир и что ее не ждет никаких неприятных сюрпризов, — а в итоге все оказывается намного сложнее. И она не притворяется, что все в порядке. Но и не трусит, не расклеивается, когда выясняется, что нужно самой добывать еду и выживать — хотя ей, выросшей на космическом корабле, никогда прежде не приходилось ничего подобного делать. Мне нравится такое упорство — когда человек далеко за пределами своей зоны комфорта, но отказывается сдаваться.
Вообще, вас, похоже, притягивают роли сильных женщин.
Тут вот какой момент: мне кажется, словом «сильная» применительно к женщинам слишком уж легко разбрасываются, не задаваясь при этом вопросом, что именно оно означает. Я знаю десятки женщин, каждая из которых сильна по-своему. Поэтому тут велик риск свести этот прекрасный спектр самых разнообразных сил, доступных женщинам, к какому-то одному, неизбежно упрощающему значению — чаще всего ассоциирующемуся с физической силой или храбростью. Но, к счастью, мы живем в интересное время, когда возможностей становится больше. Мне лично повезло сыграть уже двух героинь — Рэй в «Звездных войнах» и Виолу в «Поступи хаоса», — которые прочно стоят на земле. Но я лично за то, чтобы в кино мы видели как можно больше самых разных персонажей — как тех, кому помощь нужна больше, чем другим, так и тех, кто прекрасно справляется сам. И за то, чтобы мы, зрители, видели как можно больше людей, непохожих ни на кого другого, уникальных в такой же степени, в которой уникальны все мы.
В отличие от мужчин в фильме, Виола еще и не очень-то разговорчива. Для вас как актрисы это вызов или, наоборот, облегчение?
Смешно, что я сама в этом плане не очень последовательна. Когда я в комфортной обстановке, я становлюсь такой болтушкой! А когда что-то не так, закрываюсь и затихаю. Виола в фильме не в своей тарелке, очевидно, и поэтому я даже попросила режиссера Дага Лаймана сократить ее реплики, отказаться от слов, где это возможно. Оказывается, актеры почти никогда о таком не просят! (смеется) Даг во всяком случае был очень удивлен. Но мне показалось, что контраст будет намного интереснее, раз уж мужчины в «Поступи хаоса» производят столько Шума. Ну и да, я хотела сделать ее более похожей на себя, окажись я в подобных обстоятельствах. Она не стремится все сразу объяснить и раскрыться. И это нормально! Так в жизни тоже бывает. А вообще молчание моей героини неплохо показывает, почему женщин в мире страдающих от Шума мужчин нередко ждет ужасная судьба. В молчании, тишине есть и сила, и власть — и многих она страшит до смерти.
Герой Тома Холланда в своих мыслях все время пытается казаться сильным — мы слышим, как он говорит себе: «Будь мужчиной», «Не показывай слабость» и так далее. А если бы ваши мысли слышали другие люди, что вы пытались бы от них скрыть?
К счастью, у меня не бывает особенно извращенных или дурных мыслей. Я обычно говорю ровно то, что думаю. Так что окружающим пришлось бы довольствоваться такими моими откровениями, как «Вот бы сейчас поесть» или «Как же я хочу спать»...(смеется) Повторюсь, я очень честный человек и предпочитаю открыто говорить о своих чувствах. Но люди разные, и далеко не всем комфортно быть честными во всем. Так что обнародования своих чувств и мыслей я не боюсь. Но вот знать, о чем на самом деле думают другие, хотела бы меньше всего на свете. Это самый страшный кошмар, по-моему.
Вам еще и везет на фильмы, в которых вас окружают мужчины, не способные справиться с эмоциями: что герой Адама Драйвера в «Звездных войнах», что теперь персонаж Тома Холланда... Что эти фильмы, по-вашему, говорят о современной маскулинности?
Интересно! Такой вопрос мне еще не задавали, кажется. Я вообще-то рада, что мы наконец можем видеть в кино мужчин, которые страдают от эмоциональных проблем. Потому что все эти многовековые установки — «Будь мужиком!», «Не смей плакать!», «Не показывай чувств!» — способны травмировать кого угодно. Немало ужасов в нашем мире было порождено именно ими. «Поступь хаоса», вообще, показывает нам два полюса маскулинности — положительный и отрицательный. Отрицательный — это, конечно, фигура мэра, которого сыграл Мадс Миккельсен и который пытается контролировать решительно все вокруг себя, при этом всеми силами сдерживая, скрывая свою природу, свои грехи и проступки. А положительный — Тодд, герой Тома, который рискует всем, чтобы помочь Виоле, ставит под сомнение все так называемые непреложные истины, старается быть открытым, пусть это и нелегко. И это его собственный выбор. Поэтому «Поступь хаоса» — это одновременно и фильм-предупреждение, и фильм-обещание.
Вы где-то говорили, что вам очень понравились книги Патрика Несса, по которым снят фильм. Чем именно?
Ну, сначала я все-таки прочла сценарий, а уже потом обратилась к первоисточнику. Но мне очень нравится, как Патрик в своих книгах обращается к широкой аудитории. То есть да, это легкий жанр — подростковая фантастика. И да, «Поступь хаоса» можно проглотить как увлекательную приключенческую трилогию и пойти дальше. Но если присмотреться и задуматься, то обнаружится, что за этой развлекательной оболочкой скрывается немало достаточно глубоких мыслей и идей — от той же темы маскулинности до размышлений о природе человеческих обществ, например.
Признавайтесь, вы с Томом Холландом наверняка обменивались впечатлениями о своем опыте участия в самых популярных кинофраншизах современности — вы о «Звездных войнах», он о вселенной Marvel.
Не без этого. Но вот что интересно. Кажется, что наша участь похожа, но на самом деле Тому приходится несколько сложнее. Я в «Звездных войнах» все-таки оказалась в составе группы людей, которым доверили стать героями этой сверхпопулярной киновселенной. Мне нравится моя героиня, мне нравится мой опыт, но я не чувствовала гигантской персональной ответственности. Рядом всегда был кто-то еще. А Том... Ну он буквально Человек-паук в «Человеке-пауке»! Он — лицо франшизы. Так что это куда более тяжелый груз, чем у меня. И на него реагируют по-другому. Реально, когда с ним оказываешься на публике, люди вокруг сходят с ума. А он, к слову, еще и справляется со всем этим очень элегантно, всегда со всеми мил и вежлив. Холланд — супер-пупер-мегазвезда. Я — нет.
Фильм «Поступь хаоса» (Chaos Walking) выходит в российский прокат 25 марта