Игру Disco Elysium от эстонской студии ZA/UM, выпущенную в 2019 году, невозможно описать одним предложением. Вроде бы это идеальная компьютерная RPG, но с другой стороны ничего подобного никто никогда не делал. Это остросюжетный детектив и глубоко личная история о самокопании. Это вымышленный мир, проблемы которого так знакомы всем. В апреле 2021 года вышло дополненное и переработанное издание Disco Elysium: Final Cut. «Лента.ру» поиграла в него и делится впечатлениями.
Фраза «компьютерная ролевая игра» ассоциируется у большинства с какой-нибудь сложной системой прокачки персонажа, возможностью крафтить предметы и эпичным квестом, в котором главный герой вершит судьбы мира. О том, что в RPG «важна возможность выбора» и «отыгрыш», вспомнят далеко не все, и лишь единицы посетуют на то, что настоящего отыгрыша своего персонажа в компьютерной игре достичь невозможно — ведь для этого нужен человек, dungeon master, который будет вести повествование.
Disco Elysium, разработанная эстонской студией ZA/UM, доказывает, что если очень захотеть, то можно сделать то, что считается невозможным, при этом без гигантских бюджетов, стараниями небольшой команды энтузиастов. По сути она является той самой RPG, в которой кроме идеально реализованного отыгрыша нет вообще ничего. Нет боевой системы, нет крафтинга. Есть только похмелье, разбитое окно, холод и очень много разных голосов в голове.
«Кто я? Где я?» — с этих вопросов безымянный товарищ в разгромленном номере отеля начинает свой первый день. Ответы на них будут получены достаточно быстро: ты детектив, ты носишь броскую одежду в стиле любителя диско-вечеринок 70-х годов ХХ века, город называется Ревашоль, а на заднем дворе на дереве висит распухший труп. Вчера ты, судя по всему, так надрался, что забыл вообще все на свете. А труп продолжает висеть, и расследование того, как он там оказался и кто его туда водрузил, — то, что привело тебя сюда.
Однако это не единственная задача, которая стоит перед диско-детективом. Пожалуй, самая главная — это ответить себе на вопрос о том, кто же он такой. Возможно, пророк грядущего апокалипсиса? Пламенный коммунист? Оголтелый нацист? Вконец спившийся алкоголик? Полицейский-суперзвезда, щелкающий дела как орешки? Сторонник здравого смысла и трезвого подхода к любым проблемам? Ответ на каждый из этих вопросов может быть положительным, а комбинации из казалось бы прямо противоположных взглядов не ломают геймплей, а наоборот — добавляют абсурдности и искры в повествование.
В большинстве RPG, в которых выбор игрока хоть что-то значит, люди предпочитают отыгрывать (по крайней мере в первом прохождении) образцово-показательного доброго персонажа, ведущего себя согласно моральным установкам современного общества. В Disco Elysium с самого начала хочется выбирать самое идиотское развитие событий в и без того совершенно безумной ситуации.
Задушевные разговоры с собственным галстуком, заискивание перед почтовым ящиком, рыдания в обнимку с неодушевленными предметами — все это может быть частью личности главного героя. Но чаще всего в ходе игры приходится общаться с собой — точнее, с некоторыми из 24 голосов, которые все вместе составляют те или иные аспекты сознания протагониста.
Как в любой уважающей себя ролевой игре, главный герой обладает определенными характеристиками, которые можно распределить на старте: интеллект, психика, физиология, моторика. И в зависимости от того, какие блоки доминируют в сознании детектива, те стороны его личности и проявляются, ведут его по повествованию, комментируют его шаги и помогают главному герою подмечать те или иные вещи (или наоборот — издеваются над ним).
Изначальные характеристики определяют то, насколько можно развить те или иные аспекты сознания, а также какие методы будет использовать главный герой. Здесь в ответственные моменты это решается броском кубиков, удача которого зависит от множества других факторов.
Каждый аспект личности главного героя — действительно часть его сознания, но в его голове все они говорят по-разному, каждый со своей уникальной манерой. Они часто встревают по ходу диалогов, превращая их в чудесно-безумную мешанину, где разговор с собой причудливо переплетается с реальностью, а внутренние голоса пытаются склонить его к тем или иным действиям (или бездействию).
Помимо этого сознание можно расширять — как за счет психоактивных препаратов, так и за счет древа мыслей, для которого есть в инвентаре отдельная вкладка «Шкафчик мыслей». Если вкратце, те или иные мысли приходят в голову детективу по ходу повествования, и какие именно — зависит от того, что он делает.
Скажем, заинтересовался он социал-экономическим учением Краса Мазова, посмотрев на бюст мыслителя, — эта мысль появилась в «шкафчике». Теперь для нее необходимо купить за очко опыта место и поместить туда на обдумывание. После того как процесс будет завершен, эта обдуманная мысль будет давать персонажу определенные бонусы и новые строчки в диалоге — ведь он обдумал теорию социал-экономического мазовизма, а значит, вряд ли сдержится и не поделится своими открытиями с миром!
Самое главное — то, что в игре практически нет тупиков. Если игрок, скажем, не смог выбросить нужное число костей во время важного чека, — не беда. Просто повествование пойдет немного по-другому пути, и проблему придется решать несколько иначе (или вообще не решать). Другое дело, что игрок может пропустить какой-нибудь действительно интересный момент, но для того, чтобы увидеть весь Disco Elysium, придется пройти его не раз и не два. И в этом его прелесть.
Очень важно, что и детектив, и его напарник Ким Кицураги с соседнего участка, и многие другие персонажи вызывают эмпатию, сострадание и сочувствие. Это действительно очень важно: если начать игру хочется безбашенным сорвиголовой, крушащим все на своем пути в алкогольно-наркотическом угаре и выкрикивающим фразы, заставляющие усомниться в том, что в нем осталась хоть капля рассудка, постепенно приходит понимание и важности его миссии, стыд за свои поступки и желание стать лучше.
Причем тут речь идет не о ходе повествования — можно остаться радостным дебилом до конца, а можно начать строгим моралистом или расчетливым коррупционером — насколько такое поведение доступно персонажу, который ничего не помнит о том, кто он и где. Все зависит о того, кто сидит по другую сторону экрана.
Disco Elysium вышла в 2019 году для ПК, и издание Final Cut, которое было выпущено в апреле 2021 года, наконец дает возможность владельцам приставок оценить эту игру на большом экране телевизора. Впрочем, это не единственное отличие — в игре наконец появилась озвучка и без преувеличения отличный, эталонный перевод на русский язык, полностью передающий всю атмосферу повествования.
Помимо этого, в игру добавили дополнительные квесты на политическую ориентацию — ведь поиск идеологии является важной частью игры и в конечном итоге определяет, на чьей стороне детектив будет в конечном конфликте и каким будет его исход. Ни одна из них не показана авторами как однозначно хорошая или плохая. Даже убежденный центризм не является однозначно хорошим выбором. Хотя, похоже, создатели игры склоняются к тому, что цивилизованная социал-демократия, при всех ее недостатках, является меньшим из зол.
К сожалению, если говорить о зле, то Final Cut, по крайней мере на PlayStation, представляет собой настоящее месиво из багов и недоделок. Жуткий интерфейс, в котором пытаться найти, где находится блеклый курсор, — это лишь одна из кучи проблем.
Игра очень часто падает, притормаживает (на PS5!), при этом не представляя собой со стороны графики ничего комплексного, являясь 2,5-мерной изометрической бродилкой. Несколько важных сюжетных квестов оказываются напрочь запоротыми — их просто невозможно пройти до конца. Некоторые квесты из основной линии можно пройти только с помощью определенных ухищрений.
Несмотря на то что разработчики выпустили уже второй патч, лучше дело не становится. Поэтому, к сожалению, несмотря на все великолепие Disco Elysium, рекомендовать издание Final Cut пока невозможно. Стоит подождать хотя бы пару месяцев, когда ZA/UM поправит самые критические баги.
Если все же не терпится, вы ее купили и застряли в каком-нибудь важном диалоге, который начинается автоматически, вот совет: начинайте его издалека, направив курсор на нужный персонаж и инициируя его самостоятельно. Но серьезно: если еще не купили — подождите. Потом спасибо скажете.
P.S. Кстати, никогда не задумывались о своей геральдической птице? Может, это какаду? Какаду — крупная, деятельная птица, очень любит орать, в случае чего может и волосы на голове повыдергивать. Когти крепкие, острые. Задумайтесь, на эту тему есть небольшой квест.