В Москве 9 апреля был объявлен открытый конкурс по выбору регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. Именно он будет отвечать за чистоту во всем городе, а именно за транспортировку, сортировку и переработку мусора. Эксперты уверены, что выиграть конкурс под силу только крупной компании с большими активами и надежной репутацией.
Для городов федерального значения — Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя — «мусорная» реформа была отсрочена на три года. Они получили право до 1 января 2022 года не применять положения федерального законодательства о сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании, хранении, захоронении твердых коммунальных отходов (ТКО) региональными операторами. Но в итоге Москва начала преобразования в этой области даже раньше. Напомним, реформа предусматривает ликвидацию стихийных свалок, рекультивацию старых заброшенных полигонов, полный переход на раздельный сбор и сортировку мусора для повторного его использования, а также строительство комплексов по обработке и утилизации отходов Все эти меры в эпоху засилья пластика призваны помочь и с решением экологических проблем.
Чтобы успеть вписаться в выбранную дату, уже в наступившем году надо понимать, кто будет руководить «мусорной ликвидацией». Департамент жилищно-коммунального хозяйства столицы не стал рисковать и откладывать выбор регулятора на конец года или объявлять конкурс в майские праздники — предыдущий карантинный год показал, что подобные дела нужно решать быстро и срочно, пока есть возможность. Уже 30 апреля пройдет вскрытие поданных на отбор заявок.
По документу, обеспечением заявки должна послужить сумма в 3 миллиарда рублей. Это ограничивает возможность стать крупнейшим региональным оператором случайной компании без опыта, денег, современной техники, а также необходимых объектов транспортировки и утилизации отходов. Как считают эксперты, победителем тендера при таких условиях может стать лишь крупная компания с солидными активами и богатым бэкграундом, заработавшая благонадежную репутацию в отрасли.
«Условия участия конкурса достаточно серьезные как в отношении наличия мощностей предприятий, так и в финансовом плане — размер обеспечения заявки 3 миллиарда рублей. Поэтому участвовать в конкурсе смогут только профессиональные игроки рынка, — говорит эксперт по независимой оценке Ассоциации «РООР «Союз предприятий жилищно-коммунального хозяйства Московской области» Оксана Бутко. — В Московской области работает 7 регоператоров, имеющих и достаточные мощности, и материально-техническую базу, и трудовые ресурсы». По ее словам основными критериями отбора могут быть такие показатели, как приведенная стоимость услуг регоператора; обеспеченность — владение объектами по обработке и обезвреживанию ТКО; мощности — возможность осуществления деятельности по транспортировке, обработке и утилизации отходов, а также экологичность.
«Региональный оператор должен быть с хорошими опытом и репутацией, у него должен быть подтвержденный парк техники для выполнения работ, крупная банковская гарантия, большое обеспечение конкурса, — поясняет генеральный директор ООО «Комплексное решение», кандидат географических наук Станислав Дуброва. — Конкурс выигрывает, как правило, старая, добротная, проверенная компания в сфере обращения с отходами. Маленькие компании далеко не всегда подходят под эти критерии, не беру даже финансовую сторону, а опыт в выполнении таких работ, это, конечно, только крупные игроки. Мелкие — не потянут».
Обычно смена регулятора приводит к изменению, чаще всего — к росту цен. Как произойдет в этот раз? До 2019 года плата за вывоз мусора определялась с учетом площади квартиры или частного дома. С началом «мусорной» реформы систему расчета тарифа решили изменить. На уровне регионов нужно вывести норматив образования отходов и для жителей, и для коммерческих структур, и для образовательных учреждений, и для магазинов. Именно региональный оператор определяет, сколько будет стоить вывоз одного килограмма мусора.
Срок работы будущего регулятора ограничен восемью годами, что меньше определенного законодательством предельного десятилетнего срока. Территория Москвы станет его единой зоной деятельности. Соответственно, по всем округам столицы начнет действовать единый тариф с унифицированной системой платежей, что само по себе послужит заслоном против стихийного роста цен.
Судя по документации, предельная выручка на 2022 год обозначена в 27 миллиардов рублей. В Москве ежегодно образуется примерно 8 миллионов тонн твердых бытовых отходов. Из них 2,5 миллиона разыграны в рамках долгосрочных госконтрактов, и если обратиться к простой математике, то тариф на вывоз тонны мусора не превысит пяти тысяч рублей. Получается даже дешевле, чем в Московской области. Как недавно заявил глава Российского экологического общества Рашид Исмаилов, ставка за вывоз мусора в Москве пока остается минимальной по стране и дотируется из бюджета.
«Еще до того, как была запущена мусорная реформа, Москва заключила 15-летние контракты с операторами по обращению с отходами. Столица была первым городом, который заключил такие масштабные контракты, — рассказывает эксперт в сфере обращения с отходами, президент АНО Центр эколого-социальных программ «Устойчивое развитие» Наталья Розина. — Все работают стабильно и вполне себе качественно. Москва была первой и именно поэтому не вошла сразу в эту всю реформу просто потому, что госконтракты нельзя отменить по щелчку пальцев и заключить новые. По сравнению с тем, что было до 2012 года, направление сейчас выбрано верное. Есть четкая схема — что и куда везут, где у кого сортировочные комплексы построены, какие объемы они принимают. На сегодняшний день за потоками отходов, которые уезжают из жилого сектора, мы можем проследить».
«Я убеждена, что в самом крупном мегаполисе страны и региональный оператор по обращению с ТКО должен быть соответствующего масштаба, уровня ответственности, а не раздроблен на несколько отдельных перевозчиков-сортировщиков-утилизаторов, — соглашается эколог, председатель правления АНО «Равноправие» Наталья Соколова. — В свете того, что в Москве, как и в других городах, законодательно запрещено эксплуатировать объекты по захоронению отходов, важна проводимая столичным правительством работа по минимизации образуемых отходов, их раздельному сбору и сокращению объема полигонного захоронения». По словам эксперта в городе уже предприняты реальные шаги по улучшению логистики вывоза мусора с учетом раздельного сбора. Все мусоровозы уже оборудованы ГЛОНАСС, чтобы можно было отследить, какие отходы, куда в итоге попадают. А при въезде на площадку мусоросортировочного комплекса машины проходят визуальный и радиационный контроль. «Новая система уже доказывает свою эффективность, так как это позволило реально увеличить долю вторичной переработки отходов и сократить объемы их захоронения. Многое уже сделано. Важно понимать, что создание новой отрасли по обращению ТКО, даже в отдельно взятом регионе — дело не одного года, и результаты появятся не сразу, чем и предстоит заняться региональному оператору с соответствующим уровнем ресурсов и опыта», — резюмирует Наталья Соколова.
Экологи также считают правильным выбор единого оператора. По их мнению, сложившаяся в отрасли ситуация — плод многолетней работы, а результаты первого года программы раздельного накопления отходов подтверждают эффективность выбранного городом направления. И теперь систему нужно структурировать, так как она уже успешно работает.