12 апреля правительство России объявило о приостановке авиасообщения в Турцию и Танзанию на полтора месяца — с 15 апреля по 1 июня. Таким образом, без отпуска на теплых курортах остались около полумиллиона отечественных туристов. При этом почти 30 тысяч россиян успели улететь на отдых в Турцию и теперь остаются там, не имея конкретной информации о том, как вернуться домой. «Лента.ру» собрала все памятки для путешественников, поговорила с экспертами туротрасли и предложила альтернативные варианты тем, кто лишился отдыха на любимом курорте.
В конце марта россиян, выезжающих в Турцию, стали предостерегать о возможных рисках в поездках — за последние несколько дней количество заболеваний коронавирусом в Турции увеличилось до 37 303 случаев в день. Так, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе посоветовала туристам приобретать перед путешествием страховку невыезда, которая позволит быстро возместить стоимость тура в случае его отмены, изменения обстоятельств в стране, внезапного ее закрытия или введения новых ограничений.
При этом 30 марта президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган ужесточил имеющиеся в стране меры из-за перехода части провинций страны в красную зону, однако 6 апреля ситуация стала ухудшаться — количество заболевших достигло рекордной отметки в 49 584 случая.
Глава Роспотребнадзора Анна Попова предупредила российских туристов об увеличении числа инфицированных COVID-19 в Турции и опасности поездок в страну. Как уточнила спикер, в республике выявлено несколько десятков случаев заражения южноафриканским штаммом коронавируса. Кроме того, в 81 провинции были обнаружены британский и бразильский штаммы.
«В Турции зафиксировано резкое осложнение ситуации. С середины марта там отмечен рост числа зарегистрированных случаев новой коронавирусной инфекции более чем на 40 процентов, то есть достаточно интенсивный, взрывной рост», — заявила Попова.
Отмечается, что больше всего штаммов коронавируса в разное время было завезено на территорию России именно из Турции — по этой причине некоторые эксперты начали настаивать на обязательной вакцинации перед поездкой в страну, а другие — высказываться о закрытии границ между Россией и любимым курортом соотечественников.
Спустя три дня, в понедельник, 12 апреля, оперштаб принял решение частично ограничить перелеты в Турцию на полтора месяца — с 15 апреля по 1 июня. По словам заместителя председателя правительства Татьяны Голиковой, регулярное авиасообщение между странами будет ограничено двумя рейсами в неделю на взаимной основе — сохранится по одному рейсу из Москвы в Стамбул и из Стамбула в Москву.
Кроме того, аналогичные ограничения коснулись Танзании. Как заявили в Ростуризме, из африканской страны россияне везли не только коронавирус, но также другие болезни — например, малярию.
Тем туристам, которые уже улетели в Турцию и Танзанию, не грозит срыв отпуска. Согласно памятке, опубликованной на сайте Ростуризма, они могут продолжать отдыхать на курортах и ждать своих плановых рейсов. При этом путешественникам, приобретавшим путевки у туроператоров, посоветовали связаться с агентствами для выяснения дальнейших действий, а самостоятельным туристам — дождаться комментариев от авиакомпаний.
Несколько перевозчиков уже опубликовали официальное расписание вывозных рейсов для российских туристов. Так, например, на сайте S7 размещен перечень перелетов из Антальи и Даламана в российские города до 30 мая включительно.
«Аэрофлот», в свою очередь, объявил, что с 15 апреля по 1 июня выполнит регулярные рейсы в Стамбул и обратно: 16, 18 апреля, и далее — дважды в неделю, по вторникам и пятницам. При этом из Антальи запланировано выполнение трех специальных вывозных рейсов в Москву: 17, 24 и 30 апреля.
Кроме того, авиакомпания «Победа» заявила, что вернет отечественным путешественникам все средства, потраченные на авиабилеты в Турцию. Представители лоукостера пояснили, что если клиенты приобретали билеты через агрегаторы, то обращаться за компенсацией нужно непосредственно к ним.
Россиянам, которые запланировали поездку на даты после 15 апреля, турагентства советуют отложить отдых на несколько месяцев или сменить направление. Как отметили эксперты АТОР, туроператоры Coral Travel и Sunmar предложили клиентам перенести путешествие на осень или зиму с сохранением аналогичных параметров: цены, условий отеля и перелета, количества дней и человек.
Другой вариант — сорваться в отпуск пораньше. Например, Nordwind Airlines предложила пассажирам, уже купившим билеты на «закрытые» даты, без дополнительной платы улететь в Турцию 13 и 14 апреля, пока авиасообщение еще не приостановлено.
«Вариантов у туристов сейчас немного. Один — перебронироваться на другое направление, если туроператор может это предложить. Перебронироваться на другую дату в июне-августе — это очевидное и, видимо, будет самое распространенное предложение. Кто-то захочет, чтобы им вернули деньги, желательно — мгновенно. И здесь будут проблемы, так как процедура будет долгой», — отметила исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе.
Однако для получения более точной информации о порядке возврата денег и обмене билетов стоит связаться с авиаперевозчиками напрямую.
При этом тем, кто планирует выгодно приобрести путевки в Турцию и Танзанию на даты после 1 июня, не советуют этого делать. Эксперты уточняют, что вероятность продления запрета на авиасообщение очень высока, а средства могут вообще не вернуться при бронировании билетов на эти даты. Тем же, кто все-таки решится на риск, порекомендовали приобретать только те туры, которые можно забронировать без предоплаты или с минимальным взносом.
Майя Котляр, публичный эксперт по туризму, основатель и руководитель компании по индивидуальному туризму MAYEL Travel:
Ситуация сложилась очень напряженная. Можно даже сказать, «шоковая» — как та, что была год назад при наступлении пандемии. Дело в том, что Турция сейчас занимает порядка 40-50 процентов продаж на массовом рынке. В свете того, что открыто всего несколько стран, Турция является самым востребованным направлением наряду с Россией.
В общем, можно сказать, что закрытие Турции — это почти то же самое, как если бы закрыли российские курорты. Масштабы катастрофы и цифры уже всем известны. Это коснулось порядка полумиллиона туристов — 530 тысяч путешественников, если быть точными, должны были улететь отдыхать в эти дни. Оборот при этом составляет примерно 35 миллиардов рублей. А ведь еще есть тысячи самостоятельных путешественников.
Многие туроператоры еще даже не вернули средства за 2020 год, поскольку надеялись на сезон в 2021-м. А некоторые туристы в третий раз перенесли свои поездки, запланированные еще на май прошлого года, и снова остались без денег и без отдыха.
В этой ситуации пострадали, конечно, три звена — конечный потребитель, то есть турист, туроператоры и агентства. Но почему-то о последнем звене вспоминают всегда в самом конце. Это вызывает на рынке сумасшедший негатив, ведь именно агентства общаются напрямую с туристами. Также напряженность в том, что под раздачу попало еще одно звено — авиакомпании, которые ждут официальных заявлений от Росавиации, чтобы принять какие-то решения.
Самое главное ведь, что в подвешенном состоянии оказались и туристы. Вот им говорят: «Переносите туры на другие направления», но альтернатив-то нет! Все альтернативы очень ограниченные. Разговоры идут о Кипре, о Греции, о Хорватии, о Черногории, стоят рейсы даже от «Аэрофлота» и S7, но на самом деле эти рейсы нельзя бронировать, потому что они носят статус грузо-пассажирских и на них никто не давал добра перевозить туристов. Другими словами, агентства и операторы не имеют юридического права их реализовывать. Поэтому заменить Турцию на альтернативное направление нет возможности.
Открыты сейчас Мальдивы, Сейшелы, ОАЭ и Россия. Что касается России, то номерной фонд уже почти весь распродан или остались только супердорогие размещения, потому что не хватает пропускной способности, всех не разместить. В ОАЭ и на Мальдивы недешевые авиабилеты, среднестатистический турист их себе позволить не может.
Творится полный хаос. Cчитаю, что целесообразнее было не оставить туристов без купленных туров, а принять решение о закрытии новых продаж. А туристов с приобретенными турами выпустить в Турцию. Это решило бы множество проблем. Я так же отслеживаю статистики и не вижу угрозы безопасности. Объясню, почему — Минздрав Турции опубликовал карту распространения коронавируса, и очаг расположен вдалеке, где-то в тысяче километров от туристических провинций, таких как Анталья и Мугла, которые в основном и посещаются туристами.
Да и вообще в Анталье делаются беспрецедентные меры для борьбы с коронавирусом. Я публиковала статистику за 2020 год — из полутора миллионов туристов заболели девять тысяч, то есть 0,6 процента. Это в разгар пандемии! Мы постоянно на связи с отельерами и знаем, какие меры они принимают, чтобы их постояльцы отдыхали с комфортом. Я бы даже сказала, что вероятность заразиться инфекцией в Турции сейчас гораздо ниже, чем в Крыму и Сочи.
Возможно, сезон будет спасен Египтом, потому что сейчас идет много разговоров о том, что Египет могут открыть как массовое альтернативное направление. Это на самом деле очень сильно поможет турбизнесу. Краснодарский край не резиновый, Крым не резиновый, поэтому нам сейчас нужно альтернативное зарубежное направление!
Несмотря на отсутствие прямых рейсов, многие туроператоры предлагают россиянам альтернативные варианты отдыха. Например, на Кипре, который с 1 апреля открыл границы для российских туристов без обязательного прохождения 14-дневного карантина. Для въезда в страну путешественникам придется пройти первое тестирование на коронавирус за 72 часа до въезда в страну, а второе — непосредственно в одном из аэропортов острова, в Ларнаке или Пафосе.
Также заменой называют отдых в ОАЭ — авиасообщение между Россией и этой страной возобновлено с сентября прошлого года, а с 27 марта в Эмираты разрешены чартерные рейсы, выполняемые авиакомпаниями обеих стран. Кроме того, Куба принимает российских туристов только при предоставлении отрицательных ПЦР-тестов.
Среди доступных направлений эксперты отмечают и Египет — страна занимает третье или четвертое место по популярности у россиян, а в случае открытия чартеров у этого направления появится огромный потенциал стать лидером среди зарубежных курортов.
Возможной альтернативой также называют Болгарию — из европейских государств там самый мягкий климат и наличие большого номерного фонда. Тем не менее необходимо активизировать переговорный процесс с болгарской стороной «для возможной переориентации туристских потоков».
При этом прямые рейсы из столицы доступны только в Египет — около 18 тысяч рублей, на Кипр — около 35 тысяч рублей, в ОАЭ — от 23 тысяч рублей, Хорватию — от 15 тысяч, Марокко — от 22 тысяч, Черногорию — от 29 тысяч, и на Мальдивы — от 23 тысяч рублей.
С пересадками в ближневосточных аэропортах (Доха, Дубай) можно улететь в Иорданию — от 26 тысяч рублей, Тунис — от 40 тысяч, Марокко — от 22 тысяч, ЮАР — от 30 тысяч, а также на Мальдивы — тоже от 23 тысяч рублей.
Купить билеты на рейсы с пересадками в Европе можно в Грузию — от 17 тысяч рублей, Мексику — от 53 тысяч, и на Кубу — от 62 тысяч рублей.