Московский метрополитен — один из мировых лидеров по надежности и интенсивности движения поездов. В часы пик на линиях поезда ходят с интервалом 90 секунд. А в вечерние загруженные часы в метро курсируют более 600 поездов, при этом график движения выполняется на 99,98 процента. Сегодня Мосметро находится на лидирующих позициях в международных рейтингах и по ряду других показателей. Среди них онлайн-информирование пассажиров, санитарные меры в пандемию, а также удовлетворенность пассажиров.
Кроме того, его называют одним из самых красивых метро в мире. Достаточно вспомнить многочисленные теплые и восторженные комментарии зарубежных гостей столицы во время проведения последнего чемпионата мира по футболу, которыми был переполнен интернет. Московское метро — это не только средство передвижения, но и культурная площадка. Здесь регулярно запускают тематические поезда, проводят экскурсии, работают выставочные пространства. До ограничений, связанных с пандемией, выступали музыканты, ставили спектакли. Обеспечивают порядок и поддерживают красоту столичной подземки более 67 тысяч человек.
15 мая — День Рождение Московского метрополитена — ему исполняется 86 лет. Накануне праздника «Ленте.ру» удалось побеседовать с сотрудниками метро. О сложностях и радостях «подземных» профессий, традициях метрополитеновцев и их увлечениях — в монологах работников московского метро на «Ленте.ру».
Работаю в метрополитене уже два года. Дежурная по станции, это как хозяйка дома. Должно быть все починено, обеспечена безопасность пассажирам. В этом в первую очередь заключается наша работа.
День, ночь, а затем выходной — такой у нас график. Ночная работа тоже очень плотная.
По первому образованию я педагог начальных классов, учитель биологии и химии. Поработала в школе, но в какой-то момент мои знакомые из метрополитена посоветовали службу движения, сказав, что это может быть самым интересным для меня, потому что это не только ведение документации, но и новые впечатления каждый день. То есть это не только сидеть за бумажками, но и общаться с людьми, обеспечивать их безопасность. А мне очень нравится работать с людьми, для меня очень важно общение.
Метрополитен мне нравится еще и тем, что здесь возможен быстрый карьерный рост. Дежурная по станции, дальше можно стать дежурной по ДСЦП, которая управляет стрелками, задает маршруты машинистам. А также можно стать начальником станции. У нас есть специальный УЦП, где нас готовят и учат. Если есть желание работать, то в метрополитене карьерный рост обеспечен.
Поначалу находиться так долго под землей было трудновато, но трудности закаляют, с ними интересно бороться. Если первое время были какие-то страхи, волнения, то всегда находились те, кто поможет и подскажет. В метрополитене заведено друг другу помогать. На начальном этапе тебе всегда подскажут, тут помогут, там направят.
За смену может произойти и что-то позитивное, и что-то негативное. Стараемся предотвратить любые неприятности, чтобы люди в нетрезвом состоянии не приближались к краю платформы, как-то защитить пассажиров.
Сейчас Московский метрополитен для меня — это второй дом. Очень много времени мы проводим на станциях, все они разные, есть любимые. Я люблю свою работу, поэтому для меня, например, «Багратионовская» — это рабочая станция, где много общения с людьми. Есть станции попроще, но мне нравится те, где много работы.
В июле я выхожу замуж, мой будущий муж — машинист метрополитена. Познакомились мы случайно в ресторане, но даже номерами телефонов не обменялись. А как выяснилось потом — работаем на одной линии. Через пару месяцев случайно встретились опять. Он управлял составом, а я дежурила на станции. Так что соединило нас метро.
Я люблю спорт. У нас есть и кружки в метрополитене, я занимаюсь волейболом в команде, участвуем в соревнованиях между депо. Люблю кататься на велосипеде в парке рядом с домом. Люблю путешествовать за границей и по России, у нас очень много интересных мест. Мне нравится подниматься в горы, мечтаю посетить Байкал.
Детские вещи люблю вязать и раздариваю подругам, которые становятся мамами. Еще в качестве хобби с удовольствием веду свадьбы, корпоративы и юбилеи по просьбам друзей. Это не подработка, мне просто нравится, что можно приносить людям радость.
Я москвич, закончил физико-математическую школу с золотой медалью. С детства любил авиацию, мечтал пойти по стопам деда, но в летное не прошел по здоровью. Поступил в энергетический институт, закончил два курса, а потом попал в аварию, после которой долго восстанавливался, и в связи с этим взял академический отпуск на два года по состоянию здоровья. Когда здоровье восстановилось, я устроился на работу в метрополитен и перевелся на заочный. Сейчас заканчиваю пятый курс.
После того как я закончил курсы с отличием, меня поставили машинистом. Человек я ответственный, и у меня это получалось. У нас существует система повышения квалификации — сначала я получил третий класс, сейчас у меня второй, а в следующем году пойду на первый. Плюс недавно я закончил курсы на исполняющего обязанности машиниста-инструктора, это начальный управленческий уровень для того, чтобы двигаться дальше. Повышение здесь внутри метрополитена идет постоянно.
Метро люблю с детства, и мне всегда была интересна техника. Кроме того, здесь есть хорошие перспективы, всегда содействуют в плане получения образования и повышения квалификации. Мне интересно развиваться, расти, а здесь, если видят, что у тебя есть потенциал и желание, тебя никто не будет тормозить. Наоборот, со всех сторон скажут: «Учись и расти». В этом плане все очень здорово, поэтому мне нравится работать здесь.
Работа машиниста — это постоянный учебный процесс, мы все время учим что-то. Существуют разные типы подвижных составов, появляются новые. Мне очень интересно, как все это работает. Поэтому на получение новых знаний приходится тратить много времени.
Если честно, то сейчас свою жизнь без метрополитена я не представляю. Когда я устроился сюда и пришел молодой зеленый, еще не специалист, скажем так, меня приписали в колонну к определенному машинисту-инструктору. Это человек, который показывает конкретно на практике, как это работает. Я тогда был очень удивлен, потому что коллектив здесь устроен так, что все всегда помогают. Если есть какие-то вопросы, всегда расскажут и покажут.
А те ребята, у которых я стажировался, кто учил меня управлению подвижным составом непосредственно на линии, стали моими большими друзьями — организуем совместные выезды на природу.
Что касается интересов, то в нашем метрополитене каждый может найти свое. Здесь богатая внерабочая жизнь — чемпионаты по футболу, волейболу, баскетболу, пейнтболу, спортивной стрельбе, легкой атлетике. Здесь вообще в плане найти какой-то свой интерес проблем нет.
У нас каждый год обязательно бывает медицинская комиссия, от этого никуда не деться. Поэтому мы должны поддерживать свое здоровье на определенном уровне. А для этого, как ни крути, спорт какой-то должен быть, чтобы держать себя в тонусе. Я, например, по утрам бегаю, играю в компании друзей раз в неделю в любимый с детства футбол.
Работаю по всей Серпуховско-Тимирязевской линии. Мы «ходим по земле», то есть это непосредственно станции метро и 50 метровые зоны рядом с ними, и выявляем нарушения, пресекаем незаконную торговлю, попрошайничество, фиксируем и передаем органам МВД.
Я приехал три года назад из Перми вслед за своей девушкой, которую пригласили работать на НТВ. А я пошел работать в метрополитен. В моем городе метро нет, поэтому для меня это было нечто удивительное — поезда под землей.
У меня среднее техническое образование, но все основные умения и навыки я приобрел уже здесь, обучался в рабочем процессе. Начинал с самого низа, потом перешел в Центр противодействия нарушениям и уже дальше дослужился до старшего инспектора. И это не предел карьерного роста, наш Центр развивается.
В основном мы все время под землей. Ощущения дискомфорта у меня никогда не было, очень быстро ко всему привык.
Мы находимся в постоянном взаимодействии с сотрудниками полиции, необходимо постоянно со всеми общаться, звонить, узнавать, выяснять. Также мы работаем с управами и префектурами, если, например, несанкционированная торговля происходит в нашей пятидесятиметровой зоне ответственности.
Первые полгода я узнавал много нюансов, постоянно открывал для себя что-то новое в этой работе. Сейчас для меня метрополитен — это не просто место работы, это наш дружный коллектив, друзья, у меня в Москве других нет.
Помню, мужчина незаконно торговал на территории метро цветами. Мы подошли к нему с сотрудником полиции и вежливо поинтересовались, что он здесь делает. А он заявил, что цветы просто раздает, хотя я на видео зафиксировал, как он их продавал. «Раздавайте, пожалуйста, мы не возражаем», — сказали мы ему. И он был вынужден раздать все оставшиеся цветы проходящим пассажирам, которые искренне удивлялись и радовались.
У меня кавээновское прошлое, я ко всему пытаюсь относиться с юмором. Благодаря юмору у нас конфликтные ситуации и прочее проходят легче. Потому что, если постоянно жить с негативом, можно и сгореть на работе.
В свободное время увлекаюсь фотошопом и видеомонтажом. Посещаю спортзал, люблю гулять в парке, ходить в кино. Мне нравится путешествовать по России, открывать для себя новые города. Мы с женой с удовольствием посетили Казань, Екатеринбург, Киров, последний раз вот были в Калининграде.
Мы занимаемся обустройством пассажирской зоны, поддерживаем инфраструктуру в порядке. Станции у нас — памятники архитектуры, поэтому все — особенное: и внимание, и работы с архитектурным наследием. У меня три станции Кольцевой линии на обслуживании, станции сложные, конечно, — «Новослободская» с красивыми витражами, «Проспект Мира» и «Комсомольская». На эти станции часто приезжают как в музей — просто посмотреть.
В метрополитене я работаю 27 лет, стаж у меня большой. Начинала я с должности дренажника, когда пришла в 1994 году. Потом карьерный рост, обучение я проходила внутри организации. Сначала освобожденным бригадиром поработала, потом помощником мастера, а с 2012 года — тоннельный мастер. Я уже привыкла к своим станциям, к очень хорошему коллективу, в котором нет текучки, поэтому ничего не хочу менять.
Я никогда не жалела, что выбрала метрополитен. Сейчас он для меня, по сути, родной мир, второй дом. Ходишь по станциям, как у себя дома, смотришь, где так, а где не так, где подкрасить, где подбелить. Привыкла, практически сроднилась.
На нас лежит большая ответственность: когда станции утром открываются, все должно быть чисто, нам за шесть часов необходимо все проверить. Пассажирская зона у нас всегда на первом месте.
За годы работы у меня появилось здесь очень много друзей, как среди рабочих, так и среди руководства. У нас ведь есть такие ребята, которые и до главных инженеров выросли. Со всеми продолжаю общаться.
Отдыхаю я в основном на даче, все свободное время — внукам. Люблю ездить в туристические поездки по стране с внучкой, ей сейчас девять лет. Уже посетили Золотое Кольцо, Серебряное Ожерелье, много объездили с ней, это наше любимое хобби. А с маленькими двойняшками гуляю в парке. Мечта — вырастить внуков умными и порядочными людьми.
Мне тридцать лет, из них в метрополитене я работаю восемь. Начинал электрогазосварщиком, параллельно получая высшее образование заочно. В метрополитене карьеру сделать реально, для повышения квалификации и обучения здесь созданы все условия.
Работаю я только по ночам, меня такой график устраивает. Поначалу было непросто, но со временем привыкаешь к этому всему, перестраиваешься на ночной образ жизни — в метрополитене все обслуживание происходит ночью. Ритм жизни совершенно другой — когда все спят, я работаю, когда все работают, я сплю.
У меня есть свои четыре станции метро, где я слежу за сооружениями. Мой функционал — обеспечить установленные максимальные сроки эксплуатации сооружений — облицовка, мрамор, гранит, штукатурка, декоративные элементы, памятники, барельефы и горельефы. Мы проверяем, обслуживаем и содержим.
Здесь нашел и друзей — коллектив у нас тесный, все общаются. Когда я только пришел в метрополитен, старшие товарищи, те, кто давно работают, сказали мне: «Здесь тебе всегда рады, всегда можешь прийти сюда, тебе будут рады и помогут в трудную минуту». Очень это было здорово, и, конечно, эти слова запомнились.
С удовольствием играю в футбол, когда есть такая возможность. Люблю активный отдых, лазить по горам. Каждый год ездим в Крым с палатками, очень мне нравится так отдыхать.
Мне 23 года, и пока у меня маленький опыт работы в метрополитене — в июле будет год, как я пришла сюда. До этого я работала администратором в фитнес-клубе, но во время первой волны коронавируса он закрылся. Полгода я сидела без работы, а потом увидела эту вакансию. Решила попробовать — и затянуло.
Здесь стабильная заработная плата, достаточно удобный для меня график, а самое главное — мне нравится общаться с людьми. Меня здесь все устраивает, минусов пока не обнаружила. Коллектив очень дружелюбный, я сразу со всеми нашла общий язык.
Народу за день проходит много, бывает, и конфликтные ситуации случаются, которые приходится решать. Пока что, слава богу, у меня это получается, жалоб не было. Здесь важно найти особый подход, произвести на людей хорошее впечатление.
Есть много постоянных пассажиров, которые живут рядом со станцией, где я работаю. С ними всегда тепло здороваемся, улыбаемся всем, чтобы поездка для пассажиров начиналось с теплого приветствия в метро.
Мне нравится и то, что всего за год у меня здесь появились хорошие друзья — мои коллеги — билетные кассиры, с которыми с удовольствием общаюсь во внерабочее время.
Я хочу получить высшее образование, собираюсь расти и развиваться в метрополитене, делать карьеру. Сначала, наверное, планирую стать старшим кассиром, потом, может быть, дорасти до бригадира и так далее. Карьерный рост здесь возможен, абсолютно реален, и мне это очень нравится. Знаю истории, когда из рабочих вырастали до начальников, руководителей в метрополитене.
В свободное время я хожу в спортзал, бегаю, регулярно занимаюсь современными танцами, еще маленькое хобби — рисую картины по номерам. Люблю гулять с друзьями в московских парках, посещать музеи, планетарий, океанариум. Летом катаюсь на велосипеде, зимой — на коньках.
В настоящее время моя мечта — съездить за границу, потому что я там еще ни разу не была.