Вот уже второй год команда энтузиастов из ЯНАО делает комикс про мальчика Ямала, который борется со злом из фольклора северных народов. Цель авторов — прославить Ямал на весь мир или хотя бы сделать так, чтобы европейцы узнали о его существовании. О настоящем и будущем проекта «Лента.ру» поговорила с его сооснователем Александром Хуторенко.
«Лента.ру»: Комиксы про Крайний Север — как вам это в голову пришло?
Александр Хуторенко: Изначально у нас проект про Ямал был другой. Мы делали мерч на основе впечатлений всех тех, кто заработал на Ямале что-то и прикипел к этому месту. А потом как-то пришла сама собой идея сделать комикс. Мы делаем это полтора года, и только сейчас что-то начало получаться.
А зачем вам это?
Одна из основных задач — прославить Ямал, его фольклор. Хотим привлечь больше внимания к нашим мифам и легендам. Дать людям глоток наших героев. Ведь сегодня в мире доминируют DC и Marvel. Индустрия кино состоит во многом из историй на основе комиксов. Все ходят смотреть на западных супергероев.
То есть вы еще и фильм хотите снять?
У нас далекоидущие планы, да. Комиксы позволяют нам подготовить аудиторию к переходу на следующую ступень — мультипликацию. Но начать мы решили с комиксов. Сразу снимать мультфильм — это колоссальные деньги, стресс, не все смогут такое сразу потянуть.
О чем ваши истории?
Наш сюжет основан не на какой-то выдумке. Безусловно, мы вносили кое-какие изменения и добавляли персонажей, но фундамент — это все же легенды Ямала. Взять того же бога Нга — это одно из главных божеств пантеона, владыка подземного мира, Отец Семи Смертей, как его называют в местном фольклоре. Мы покопались в этих материалах и решили, что это отличная почва для сюжета.
Как много вы добавили от себя?
Ну, мальчика Ямала в действительности, конечно, не было. Насколько это ощутимо для тех, кто знает легенды, — это нужно спросить у них.
Расскажите о сюжете.
Спойлерить не буду. За сюжет мы взяли время, когда бога Нга заключили в темницу после попытки захватить абсолютную власть, и его приспешники пытаются его освободить. В это время светлые боги ушли из нашего мира, оставив для присмотра за ним малых богов. И теперь от выбора простых людей, чью сторону принять, зависит, каким будет наш мир. Проще говоря, борьба добра со злом.
Вы взяли ее в основу, но как вы адаптировали легенду про Нга?
Мы не адаптировали одну лишь легенду про Нга. Не думаю, что молодое поколение знает, кто такой Нга, — это знают коренные и взрослые жители Севера, ханты, ненцы. Может, им в детстве эти сказки рассказывали. Я вот об этом никогда не слышал, пока не погрузился в тему, хотя живу на Севере с 1995 года.
Мы постарались охватить все легенды. У Нга есть брат — повелитель Верхнего мира Нум. Им служат другие божества и существа. Человека окружают духи повсюду. Есть сихиртя — народ загадочный. Они существовали до людей на Ямале и, по легендам, проиграв людям в войне, ушли под землю пасти мамонтов. И таких сюжетов полно. Вокруг этих легенд мы и решили выстроить нашу историю.
А вам кто-то помогает со стороны?
Нет. Мы стараемся все делать силами своей сплоченной команды. Художник, сценарист, дизайнер — мы все вместе создаем. Кто-то что-то вычитал интересное — мы это обсуждаем, думаем, как включить в нашу историю. Это, конечно, не документальная вещь, мы стараемся, чтобы осталась узнаваемость и оригинальность.
Тот же Нга — мы его доделали, грубо говоря. В целом мы взяли образ и сделали его подходящим для комиксов. Вот ведьма Парнэко — никто не знает, какой она была. Нет четких описаний, что Парнэко была такая-то и такая-то, это все мы накидали от себя, и получилось так, как получилось.
У вас есть не только каноничные персонажи — тот же мальчик Ямал, например. Кто еще придуман вами?
Сапсан, например, и Ласка. Мы назвали их в честь животных и птиц, обитающих на Ямале. Сапсан — хищная птица, решили из него сделать героя. Девочку решили назвать Ласка. Хотели сделать Росомаху, тоже на Севере водится, но решили, что будет плагиат из «Людей Икс», и отказались. Взамен сделали Вебура — человека-медведя. Почитали разные старинные источники, подобрали имена. Это непросто — открыть источники в интернете и выбрать имя. Приходится иногда адаптировать, чтобы современному читателю было проще запоминать имена этих героев, но при этом чтобы они были созвучны, чтобы возникали образы Крайнего Севера. Согласитесь, что Тони Старк или Сунь Укун звучит как минимум странно для Ямала. Поэтому имена наших героев просты и созвучны с нашим краем: Ортай, Тусан, Ингутан, Айка и так далее.
Вы адаптировали рисовку под формат комиксов. Но в вашей интерпретации образы остаются узнаваемыми?
Придерживаться каноничных образов очень сложно, так как их изображений почти нет. Есть общие описания. Поэтому здесь все на усмотрение художника, ну и, безусловно, чтобы нам нравилось. Наша цель — не столько создать уникальный образ, сколько привлечь внимание к мифам и легендам Ямала. Пробудить в людях интерес к нашему краю. Если кто-то из Европы почитает комикс, ему будет интересно и он хотя бы узнает, где находится Ямал, — программа-минимум выполнена. Если он заинтересуется мифологией — это бонус.
Я пока адаптировал под комикс Instagram и загрузил его в «Актуальное» в сторис. Мне видно, кто и сколько смотрит. Начинают смотреть, например, 40 человек, а дочитывают до конца восемь. Им не хватает или сил, или мотивации. Поэтому пришла идея минимально анимировать его и озвучить. Еще мы хотим сделать печатную версию — через Instagram читать сложнее.
Вы создаете целую вселенную супергероев. Вам не кажется, что ямальцы сами по себе уже герои, потому что живут в таких суровых условиях? Иногда об этом даже думать холодно.
Безусловно, герои. И у каждого свои суперспособности.