В конце мая в Томске начнется рассмотрение по существу дела мэра Ивана Кляйна. Эксперты называют дело абсурдным, а тысячи горожан продолжают поддерживать своего мэра, которого они дважды избирали на этот пост. Сам Кляйн вину в совершении вменяемых ему преступлений категорически не признает и заявляет, что будет бороться за свое честное имя.
Полгода назад кадры показательного задержания мэра Томска прямо во время утреннего совещания в администрации города показали все федеральные телеканалы. 13 ноября 2020 года в служебный кабинет Ивана Кляйна вошли представители силовых структур и вывели оттуда градоначальника уже в наручниках, на глазах у всех сотрудников мэрии. На следующий день по решению Кировского районного суда Томска он был заключен под стражу и отправлен в СИЗО.
Горожане были потрясены, когда узнали, в чем обвиняют их мэра. Оказывается, в том, что он не разрешил некоему бизнесмену по фамилии Аминов построить многоквартирные жилые дома в одном из районов города, славящемся крайне отвратительной транспортной доступностью из-за железнодорожного переезда и вечными автомобильными пробками.
Получается, мэр встал на защиту горожан, а его за это решили наказать? «Нелепость этого (обвинения) очевидна даже не специалисту», — заявил Иван Кляйн в своем обращении к томичам, переданном через адвокатов.
Жителей города и опытных юристов поразила избранная судом мера пресечения. Не домашний арест, а заключение в СИЗО. Тысячи томичей подписали поручительство за мэра, среди них сенатор от Томской области, академики, известные томские деятели культуры, промышленники, депутаты. Но их подписи не были приняты во внимание.
Общее ощущение неправедности происходящего выразил томский писатель, лауреат главной литературной премии России «Большая книга» Владимир Костин, сказавший: «Ситуация с Иваном Григорьевичем Кляйном необъективна, мне кажется, в ней очень много несправедливого».
С этим мнением солидарны многие томичи. 88 процентов горожан в ходе опросов, проведенных в социальных сетях, считают дело «сфабрикованным», а Кляйна невиновным.
Для России этот случай, в общем-то, уникальный. Обычно у нас сообщения об аресте очередного коррупционера — губернатора, мэра или иного высокопоставленного чиновника — воспринимаются на ура. А тут произошел определенный сбой. Не согласны томичи с тем негативом, который был выплеснут на главу их города.
За мэра выступают тысячи жителей Томска, считающие его талантливым управленцем и профессиональным менеджером, много сделавшим для города.
В начале 90-х годов он принял руководство полуразвалившимся пивзаводом. За короткое время восстановил и модернизировал производство. Сегодня ОАО «Томское пиво», в котором Кляйн, его жена и дочери являются основными акционерами, — успешное предприятие, один из крупнейших налогоплательщиков в регионе (4,7 миллиарда рублей налоговых отчислений в бюджеты всех уровней в 2020 году).
Иван Кляйн известен своей активной общественно-политической позицией и тем, что сейчас принято называть социальной ответственностью. Зная историю Томска, который был в XIX веке отстроен томскими купцами, Кляйн возрождал былые традиции меценатства. «Томское пиво» направляло и направляет более 50 миллионов в год на финансирование различных проектов и благотворительность. На средства предприятия в городе были благоустроены несколько знаковых мест: Новособорная площадь, Воскресенская гора, сквер Студенческих строительных отрядов и многие другие; проводились праздники, фестивали «День томича», «Хрустальный Томск», «День молодежи», «День маленького томича».
Горожане уважали Кляйна и до его избрания мэром Томска. Четырежды они его избирали депутатом регионального парламента, где он возглавлял комитет по экономической политике Томской области. Коллеги по отрасли выбрали его председателем Томской ассоциации пищевиков.
В мэры он не стремился. Но когда в 2013 году прежний градоначальник неожиданно подал в отставку и встал вопрос, кому дальше рулить городом, Кляйн откликнулся на просьбу губернатора Сергея Жвачкина, оставил дела на своем предприятии и пошел на выборы главы Томска. Победил в первом же туре, набрав более 62 процентов голосов. Через пять лет томичи снова избрали его главой города, а мэры 67-ми городов Сибири, Урала и Дальнего Востока избрали его президентом их Ассоциации (АСДГ).
Томск при Кляйне развивался довольно энергично. Об этом говорят хотя бы такие цифры. В 2013 году доходы городского бюджета составляли 8,6 миллиарда рублей, а в бюджет на 2020 год закладывались доходы с учетом межбюджетных трансфертов уже 17,5 миллиарда рублей.
Действуя в интересах горожан, мэру приходилось вступать в конфликты с местными бизнес-элитами, прежде всего — с томским строительным лобби. В Томске, например, была огромнейшая проблема с парковками в новых жилых микрорайонах. Строили дома плотно, мест под стоянку личного транспорта не хватало. Это порождало целые войны между соседями в борьбе за право поставить автомобиль неподалеку от дома. По инициативе Кляйна в Томске при строительстве новых домов был установлен жесткий норматив — одно парковочное машино-место на одну квартиру. Конечно, владельцам строительного бизнеса это не понравилось — размер прибыли на квадратный метр снижался.
Своим волевым решением Иван Кляйн отменил разрешение на строительство высотных домов в одном из самых «зеленых» микрорайонов Томска — Академгородке, после того как на публичных слушаниях жители высказались категорически против.
Интересы горожан, соблюдение закона и здравый смысл всегда были основой управленческих решений Ивана Кляйна. Собственно, этим он и руководствовался, когда подписывал постановление об отказе Аминову в разрешении на застройку
еще одного проблемного микрорайона — Мокрушинского.
Именно историю с Мокрушинским микрорайоном следователи поставили в вину мэру Кляйну. По версии обвинения, градоначальник якобы в интересах ОАО «Томское пиво» превысил свои должностные полномочия и незаконно отклонил заявление предпринимателя Аминова об изменении территориальной зоны на его земельном участке. И тем самым воспрепятствовал строительству жилого микрорайона. Ущерб бизнесмену от этих действий Томское управление Следственного комитета России оценило в 11,1 миллиона рублей.
«Защита уверена, что вмененное в вину Кляйну событие преступления отсутствует, полномочия не превышены», — говорит его адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро Юридическая группа PRIM group Марина Вихлянцева. По ее словам, подписанное Кляйном постановление городской администрации от 23 января 2017 года содержало три основания отклонения заявления. Во-первых, у земельного участка Аминова, где предполагалась комплексная жилищная застройка, отсутствовала транспортная доступность. Во-вторых, документ нарушил бы нормативы социальных объектов, расположение которых не рассматривалось на заседании Комиссии по землепользованию и застройки, проведенной еще в июле 2016 года. И, в-третьих, наличие санитарно-защитной зоны (СЗЗ) Томского радиотехнического завода. Но СЗЗ завода была внесена на схему комплексной оценки территории решением Думы города Томска еще в 2007 году, то есть задолго до избрания Кляйна мэром.
«Защита докажет в суде, что действия мэра по отклонению заявления Аминова совершены мотивировано, обосновано, правомерно, в пределах и на основании определенных законом полномочий главы органа местного самоуправления, — заявила «Ленте.ру» Марина Вихлянцева. — Полномочия мэра города Томска Иван Кляйн реализовывал добросовестно, в интересах города и его жителей, авторитет органов местного самоуправления не подрывал и не дискредитировал. Обвинение Кляйна является несостоятельным».
Сам Кляйн, выступая в суде, заявил, что обвинение «основано на искажении фактов и неверной трактовке событий». Мэр уверен, что действовал в интересах горожан. «Все, что у меня было, Ваша честь, это защита интересов жителей Мокрушинского района», — сообщил он судье.
До этой истории имя Аминова не было известно широкой публике. А в узком кругу его знают как скупщика недвижимости, земельных участков, имущества обанкроченных предприятий.
Как писала «Новая газета», имя Рината Аминова достаточно хорошо известно тем, кто следил за историей банкротств крупных томских предприятий в течение последних 10-15 лет. Именно Аминов в 2014 году банкротил «Контур» в период судебного процесса над гендиректором предприятия Игорем Иткиным, проходившего от начала до конца под неусыпным контролем ФСБ. «Ринат Аминов, скажем, представлял интересы ряда томских бизнесменов в памятной многим в Томске истории и со скандальным банкротством ОАО "Ролтом", знаменитого "Томского подшипника"», — отмечали журналисты «Новой газеты». «По данным российского ФСБ, за ООО "Перфект" (скупщика долгов "Контура") стоит Ринат Аминов, который специализируется на распродаже имущества обанкроченных предприятий, — сообщает уже томская редакция «Московского комсомольца». — Однако в Томске он считается "подставным лицом"». К слову, Томский радиотехнический завод, на территории которого Аминов намеревался построить жилой микрорайон, тоже предприятие-банкрот.
По поводу Аминова Иван Кляйн заявил на суде: потерпевший умышленно оклеветал его и солгал следствию. Мэр Томска обратил внимание, что после того, как все ограничения на строительство жилья в злополучном микрорайоне Мокрушинском были официально сняты, Аминов не стал проводить никакое строительство, а перепродал участок. И весь интерес бизнесмена, на взгляд мэра, и заключается в «сплошных перепродажах», а не интересах жителей.
Резонный вопрос, который задают в связи с этим делом горожане: почему следствие встало на защиту бизнесмена с сомнительной репутацией?
В суде Иван Кляйн также рассказал о фактах давления на него со стороны следствия. «Пришел представитель правоохранительных органов с предложением: "Признавай эпизод "аминовский", и тогда мы новых эпизодов тебе не дадим, не признаешься, мы тебе найдем другие эпизоды, дойдем до взятки и отправим тебя в тюрьму на 10–12 лет, — говорил Иван Кляйн, выступая на судебном заседании. — Я заявляю, что никаких преступлений, которые мне вменяются, я не совершал, и тех, которые еще будут мне вменены. Я так понимаю, идет все по сценарию, которым меня стращали», — сказал Иван Кляйн.
Так и вышло. Кляйну, не признавшему вину по первому эпизоду, следствие предъявило еще два обвинения.
По второму эпизоду дела Иван Кляйн обвиняется в том, что он в 2015-2016 годах в интересах своей дочери превысил свои должностные полномочия. Обвинение считает, что его действия нанесли ущерб Томску в сумме 180 тысяч рублей.
«Обвинение основано на показаниях свидетеля, самостоятельно совершившего все действия, которые обвинение считает противоправными», — рассказала «Ленте.ру» адвокат Ивана Кляйна, управляющий партнер адвокатского бюро Томской области «Шейфер и партнеры» Лариса Шейфер. По ее словам, свидетель обвинения — экс-заммэра, бывший начальник департамента архитектуры и градостроительства администрации Томска (ДАиГ) Анна Подгорная. В феврале 2019 она стала фигурантом уголовного дела по факту превышения полномочий. «Это человек уже преступивший закон и осужденный за злоупотребление должностными полномочиями, — говорит Лариса Шейфер. — В тексте обвинения прямо указаны все лица, которые все указанные действия реализовывали. Очевидно, что они смогли избежать ответственности за все эти действия единственным способом: став свидетелями обвинения, сообщив, что указания о предоставлении Светлане Кляйн земельного участка вне конкурентных процедур они получили от Ивана Кляйна».
Адвокат отметила, что заявление рассматривали специалисты ДАиГ. Подготовка документов для издания постановления о предварительном согласовании не позволяла избежать конкурентных процедур. На стадии поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка Иван Кляйн никаких управленческих решений не принимал и принять не мог. Судьбу поступившего заявления Светланы Кляйн определяли специалисты ДАиГ. И они приняли решение об опубликовании извещения о возможном предоставлении земельного участка.
По словам адвоката, заявления о существенном вреде, состоящем в нарушении прав граждан на приобретение в собственность земельных участков в установленном законом порядке, вызывают по меньшей мере недоумение. Заявления о причинении вреда муниципалитету в размере 180 тысяч рублей основаны на ошибочной и тенденциозной экспертизе, выводы которой защита надеется опровергнуть в ходе судебного разбирательства уголовного дела. «Мы представим историю всех продаж земельных участков по улице, где Светлана Кляйн получила землю. Все граждане, желающие приобрести участок в этом районе, реализовывали свои права беспрепятственно. Таким образом, никаких противоправных действий, повлекших существенный вред и связанных с превышением должностных полномочий мой подзащитный не совершал. Обвинение его в этом законным и обоснованным признать невозможно», — утверждает адвокат.
Третий эпизод в деле касается участия мэра в управлении ОАО «Томское пиво», одним из акционеров которого он является. Следствие считает, что он оказывал покровительство указанной коммерческой организации в решении возникающих вопросов с органами власти и иными структурами с октября 2013-го по ноябрь 2020 года. Адвокаты и здесь категоричны. Суть позиции защиты по третьему эпизоду: состав преступления состоит не в управлении юрлицом, а в предоставлении преимуществ этой организации с использованием служебного положения. Защитник Ивана Кляйна, член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по безопасности предпринимательской деятельности Андрей Гривцов утверждает, что следствие не обнаружило ни одного факта предоставления мэром льгот и преимуществ предприятию, акционером которого он является. К делу подшиты записанные в результате «прослушки» разговоры Кляйна с бывшими подчиненными, а это не является составом преступления. По его словам, обвинения по этому эпизоду неконкретны и противоречивы. «Нестыковки по датам, никакой конкретики, все размыто», — заявил защитник «Ленте.ру», комментируя претензии обвинения. Он отметил, что следствие и обвинение путаются даже в датах. Так, в обвинительном заключении утверждается, что Кляйн совершал преступления тогда, когда еще даже не вступил в должность мэра, то есть не являлся субъектом преступления.
Иван Кляйн, отвергая обвинение в незаконном участии в управлении «Томским пивом», заявил в суде, что физически не мог совмещать предпринимательство и управление городом. Отстраненный мэр сообщил, что управлением городом он занимался по 12-16 часов рабочего времени без выходных. «Это могут подтвердить сотрудники мэрии. Как одновременно быть на двух местах (мэра и главы «Томского пива»)… контролировать уборку города, ремонт дорог? Юлий Цезарь мог, я не могу на двух стульях сидеть», — заявил он.
При этом он добавил, что в существующих условиях бизнесменам не стоит идти во власть — в депутаты, мэры, губернаторы. «На моем примере я убеждаюсь, что любые разговоры с бывшими коллегами, с которыми работал не один десяток лет, сегодня расцениваются как преступление — как управление, как указание», — сказал Кляйн.
Горожане внимательно следят за ходом судебного разбирательства. Эксперты также активно обсуждают происходящее.
Депутат гордумы от КПРФ Иван Андреев уверен, что мэр «болел городом и хотел оставить после себя след. Вероятно, были минусы, как у многих градоначальников, но жители Томска его в большинстве своем поддерживают», — заметил коммунист.
Политолог и руководитель региональных программ Фонда информационной политики Александр Конев считает, что Иван Кляйн неплохо распоряжался вверенным ему имуществом. «Я много раз был в Томске, да и по России много ездил, могу сказать, что изменения в городе за время его правления однозначно позитивные. Город стал намного чище, лучше. Это касается и инфраструктуры, и благоустройства улиц», — считает политолог.
Евгений Ковалевский, известный российский путешественник, уверен в невиновности Ивана Кляйна. «Возвращение Ивана Григорьевича на пост мэра было бы показателем настоящей демократии, настоящей честности, настоящей справедливости, показателем того, что Россия — справедливая страна».
Адвокат мэра, Андрей Гривцов рассказал «Ленте.ру» о своих впечатлениях от встреч с томичами и их реакции на арест градоначальника: «Я не являюсь жителем Томска, поэтому могу сказать только об отзывах некоторых жителей, с которыми случайно сталкивался при приезде в этот город: таксистов, работников больницы, где лежит Кляйн. Все они, когда узнавали, что адвокат из Москвы приехал в Томск защищать Кляйна, очень тепло отзывались о своем мэре, говорили, что он хороший и порядочный человек, которого поддерживают. Также говорили, что уверены в том, что Кляйн привлекается к уголовной ответственности ошибочно, что он много делал для города и никаким коррупционером не является».
Созвучное мнение высказала, в том числе, и бывшая глава Якутска Сардана Авксентьева, назвав Ивана Кляйна порядочным очень человеком. «Я знакома с Иваном Кляйном. И он произвел на меня самое благоприятное впечатление. Я думаю, что быть мэром любого города — это довольно опасное занятие. То что с ним произошло, для меня это тоже большое удивление. Человек серьезный, с опытом. И я как бывший мэр понимаю, что один мэр не может сам принять решение по санитарным зонам. Не может кто-то один подписать санитарные зоны сидя один в кабинете. Незнакома с деталями дела, но полагаю, надеюсь все будет хорошо», — отметила она.
«Новая газета» рассказывает о самых популярных версиях происходящего: «Рейдерский захват завода и желание сотрудников правоохранительных органов заработать звезды на погоны. Есть также версия о том, что дело Кляйна — попытка окончательно похоронить идею выборности мэров в России: Томск — один из последних городов, где мэров выбирают», — пишут журналисты издания.
Временно отстраненный от должности мэр Томска не признает вину ни по одному из пунктов предъявленных ему обвинений. «Видимо, я стал кому-то неугоден. Я не признаю того, чего добивается от меня следствие», — сказал Иван Кляйн.