Не успел отгреметь шум по режиссерской версии «Лиги справедливости», а Зак Снайдер уже выпустил — теперь на Netflix — свой новый блокбастер. В «Армии мертвецов» скрещиваются жанры зомби-хоррора и фильма-ограбления — иногда с впечатляющими, а иногда с невразумительными результатами. «Лента.ру» рассказывает, почему так получилось.
Тиха невадская ночь. Гремят разве что жестянки на бампере покидающих Вегас молодоженов — он за рулем, она в честь свадьбы наклоняется, чтобы отсосать новоиспеченному супругу. Да перешучиваются солдаты в спешащем навстречу военном кортеже: «Кого везем? Ну, мы же из Зоны 51 едем. Так что по-любому инопланетянина». Лучше бы и те, и другие следили за дорогой — взаимная невнимательность оборачивается лобовым столкновением. И невольным освобождением живого груза — который оказывается вовсе не пришельцем с далеких планет, но, судя по всему, детищем армейских экспериментов. А именно — умным, накачанным и, главное, быстроходным, вопреки всем стереотипам, зомби.
Последствия судьбоносного ДТП Зак Снайдер в своем фирменном стиле — под выкрученный на максимальную громкость кавер на Viva Las Vegas Элвиса — убористо уместит в открывающие фильм титры. Вот восставшие из мертвых топлес-танцовщицы впиваются в шею двойнику Либераче. Вот уже ряды зомбаков медленно, но верно заполоняют собой залы казино и лобби отелей, покусывая всех на своем пути. Вот десантник-парашютист, не успев приземлиться, навсегда исчезает в толпе нежити. И так далее по емко сжатым в трехминутную монтажную нарезку клише зомби-кино, пока Вегас не окажется целиком окружен стеной из гигантских морских контейнеров — другого способа остановить эпидемию власть вместе с армией не найдут. Следующий шаг — сброс на зараженный и теперь изолированный Город грехов ядерной бомбы. А пока это не случилось (счет идет на часы), владелец одного из казино снаряжает группу авантюристов — некоторые из них (Дэйв Батиста, Омари Хардвик, Ана де ла Регера) не просто сумели в войне Вегаса с зомби выжить, но и проявили себя героями — чтобы извлечь из хранилища под его владениями 200 миллионов долларов.
Семнадцать лет назад Зак Снайдер начал свою режиссерскую карьеру со сносного ремейка великого «Рассвета мертвецов» Джорджа Ромеро — но «Армию мертвецов», которая, несмотря на схожее название, никак не связана с тем дебютом, язык не поворачивается назвать возвращением к корням. Скорее уж напрашиваются очевидные сближения вроде «"Одиннадцать друзей Оушена", но в антураже нежити», или «"Чужие" в столице слот-машин». «Рассвет» был фильмом нервным, хлестким и относительно лаконичным. «Армия» же расползается от всеядности и ненасытности, как военный бюджет любого государства, политики которого настаивают на том, что их страна окружена кольцом врагов. Лаконичным здесь можно было бы назвать лишь тот самый пролог-нарезку — если бы Снайдер уже не успел объявить, что и это нашествие зомби на Вегас будет освещено в отдельном сериале-спиноффе, причем мультипликационном.
Снайдер, то есть, расставшись (или нет?) с киновселенной DC Comics, продолжает мыслить франшизами — заложен в финал «Армии мертвецов» и задел на сиквел. И конечно, именно подобная раздутость амбиций, неспособность сказать некоторым из своих импульсов и идей «нет» саму «Армию» на каждом углу и подрывает. Снайдеру мало снять хлесткий боевик о наемниках, ради материальной выгоды направляющихся в сердце апокалипсиса, чтобы разнести несколько сотен подгнивших, но зубастых черепушек (блестящий пример подобного кино с тем же Дэйвом Батистой в главной роли — боевик о перевороте в США «Бушвик», который даже обходится и без зомби). Нет, «Армии мертвецов» еще и необходимо то тут, то там пуститься в сантименты об отношениях отцов и дочерей или о человечном отношении к оказавшимся в карантине беженцам, о любви или о прощении. Надо ли говорить, что ровно эта сентиментальность Снайдеру — во всех его фильмах — дается хуже всего? «Армия мертвецов» длится два с половиной часа — и ей бы не помешало немного сбросить жирок, тем более что все эти сидящие в подкорке персонажей утраты, запоздалые выяснения отношений и минуты рефлексии все равно ощущаются конструктами, дешевыми инструментами разжалобить публику.
Но при этом налицо, конечно, в «Армии мертвецов» и бесспорные достоинства специфического снайдеровского видения кинематографа. Не то чтобы изысканный, но эффективный выбор саундтрека для экшен-сцен — да-да, конечно, в фильме про зомби должна звучать Zombie от The Cranberries. Наглый в своей прямоте подход к концепциям — кто же, в самом деле, откажется смотреть «Одиннадцать друзей Оушена» с зомби (вот и сам Снайдер с явным удовольствием крутит сразу две колоды жанровых клише и сводит сцену вскрытия сейфа с эпизодом освоенной нежитью эксплуатации лифта). Остроумная, пусть и лобовая работа с фактурой — которую Вегас, этот самый искусственный и материальный город на свете, поставляет в избытке, будь то его эффектно изуродованные бомбежками псевдодостопримечательности или восставшая с того света галерея колоритных типажей в диапазоне от стриптизерш до невест в свадебных платьях. Ну и — опять же — зомби-тигр Валентин!
Фильм «Армия мертвецов» (Army of the Dead) уже вышел на Netflix