В доме канадской семьи Харрисонов один за другим при загадочных обстоятельствах умирали люди, но полиция не находила в этом ничего подозрительного. Лишь обнаружив третий труп, свидетельствовавший о жестоком убийстве, власти вышли на след серийного преступника. Почему убийце долгие годы удавалось избегать наказания за содеянное и что на самом деле происходило в доме Харрисонов — в материале «Ленты.ру».
Домработница два часа наводила порядок в доме, не подозревая, что на втором этаже лежит труп. Уборку прервал неожиданный звонок в дверь. Возникший на пороге гость искал владельца дома, 40-летнего Калеба Харрисона, который утром не вышел на работу. Уборщица объяснила, что не видела хозяина, но заметила, что дверь в его спальню закрыта. Вместе они поднялись наверх и обнаружили бездыханного Калеба в постели, укрытого одеялом.
23 августа 2013 года к ухоженному дому семьи Харрисонов, расположенному на тихой улице канадского городка Миссисауга, подъехала машина скорой помощи. Парамедик Патрик Морин посмотрел на здание с односкатной крышей и уверенно заявил коллеге: «Я здесь уже был».
При осмотре тела парамедик и полиция заметили подозрительные травмы: синяки и ссадины на шее, опухшие костяшки пальцев и глубокие царапины на груди. Сотрудник службы судебно-медицинской экспертизы Соня Маккин, прибывшая сфотографировать место смерти и тело, отметила, как и Морин, что дом ей знаком.
Калеб действительно был не первым и даже не вторым человеком, умершим в доме Харрисонов. В апреле 2010 года его 63-летнюю мать Бриджит обнаружили на полу у лестницы, ведущей на второй этаж, в нескольких шагах от туалета, в котором годом ранее нашли мертвым ее 64-летнего мужа Уильяма.
Бриджит Блэквелл выросла в канадском городе Лондоне, с отличием окончила школу. Она успешно играла в местном любительском театре и после учебы пришла в театр Стратфорда, где познакомилась с высоким и симпатичным 18-летним Уильямом Харрисоном, работавшим в костюмерной. Уильям был из семьи джазовых музыкантов и мог поддержать культурную беседу с актрисой и показать ей все местные достопримечательности.
В 1969 году Уильям и Бриджит поженились и обосновались в Миссисауге, а в 1975 году купили там собственный дом. С театральным прошлым было покончено: Бриджит работала учительницей и со временем доросла до директора и помощницы министра образования. Уильям стал специалистом в сфере управления и продаж.
Спокойный и рассудительный Уильям уравновешивал эмоциональную и идейную Бриджит. Они были неразлучны. Родственники подшучивали, что Харрисоны могли было неплохо зарабатывать на советах об образовании, карьерном росте и построении крепких отношений, за которыми к ним постоянно ходили друзья и знакомые.
Супруги никак не могли завести ребенка, поэтому приняли решение об усыновлении. В 1973 году в семье появился шестимесячный Калеб. Гиперактивный мальчик часто попадал в неприятности. «Он был маленьким негодником», — говорила его тетя. «И страшно любопытный, — добавляла его двоюродная сестра. — Любой взрослый, присматривавший за ним, рисковал получить сердечный приступ».
В 27 лет Калеб устроился на работу в специализированный магазин коллекционных кукол Барби, где познакомился с будущей женой, 19-летней Мелиссой Меррит.
Она недавно разорвала помолвку: ее бойфренд оказался не готов к серьезным отношениям, а она мечтала о муже, детях и семейной жизни.
Уже через несколько месяцев после знакомства с девушкой Калеб сообщил родителям, что хочет жениться. Меррит спешила стать матерью, так как по медицинским показаниям ей удалили один яичник. Возлюбленный поддерживал ее желание поскорее завести детей. Они поженились и обосновались неподалеку от дома родителей Калеба. В течение трех лет в молодой семье родились двое детей.
Но вскоре из-за финансовых проблем в отношениях Калеба и Мелиссы произошел разлад. Муж пристрастился к алкоголю, а жена лишь усложняла ситуацию. «Я преувеличивала свои проблемы со здоровьем и заставляла всех волноваться за меня, — позже призналась Меррит. — Я лечила кисту, но подавала все так, что Калеб и мои родные думали, что у меня рак».
В июне 2005 года Меррит заявила в полицию, что Калеб схватил ее за шею и бил по голове. В попытке защититься она поцарапала его. После этого случая супруги решили расстаться. Калеб переехал к родителям, а жена запретила ему видеться с детьми.
Полицейские немедленно отправились в дом Харрисонов. Там выяснилось, что Калеб получил серьезные травмы в ДТП и не мог передвигаться без костылей, следовательно, был не в состоянии напасть на жену. Позже Меррит неоднократно жаловалась в полицию на агрессию Калеба. Полицейские стали подозревать, что она врет, чтобы вызвать подозрения в отношении мужа. Но никаких обвинений ей предъявлено не было.
В октябре 2005 года суд позволил Калебу видеться с детьми по вторникам и четвергам, а также проводить с ними каждые вторые выходные. При этом он по-прежнему должен был жить с родителями.
Той зимой Меррит познакомилась в интернете с 28-летним Кристофером Фаттором. В октябре 2006 года, в свой день рождения, он предложил ей пожениться. Пара стала планировать свадьбу на весну, забыв, что Мелисса официально все еще замужем. «Я ошибочно думала, что после двух лет жизни порознь вы автоматически перестаете быть мужем и женой», — утверждала она. Торжество прошло в банкетном зале в Торонто. «Но это была ненастоящая свадьба», — уточнила она.
За пять лет Меррит родила Фаттору четверых детей. С новым партнером, однако, финансового благополучия тоже не наступило, они часто одалживали деньги у родных и спасались социальными выплатами. Когда Мелисса и Калеб развелись, суд предоставил им равные права в воспитании общих детей. Половину времени дети проводили с отцом в доме Харрисонов, в остальные дни жили с матерью и ее новым мужем.
Уильям и Бриджит активно участвовали в воспитании внуков: возили детей в школу, водили на секции, помогали с уроками. Меррит это возмущало. Она считала, что только они с Калебом могли заботиться о детях, а помощь бабушек и дедушек воспринимала как неуместное вмешательство.
«Если Калеб не занимается воспитанием детей, то никто, кроме меня, не должен этим заниматься», — писала она в электронном письме Харрисонам.
В марте 2009 года Калеб сел в тюрьму на полтора года за вождение в нетрезвом виде, повлекшее смерть человека. При вынесении приговора судья подчеркнул, что для детей важно жить в прежнем режиме — в частности, регулярно гостить у Харрисонов.
Вместо этого Меррит и Фаттор решили оградить детей от родственников и покинули город, не сообщив об этом ни своей семье, ни родителям Калеба.
16 апреля 2009 года Уильяма Харрисона нашли мертвым в ванной комнате первого этажа. Бриджит вернулась домой с собрания школьного совета примерно в девять вечера и заметила, что во всех комнатах выключен свет. Зайдя в прихожую, она услышала шум телевизора, а на столике перед телевизором увидела недоеденную еду.
В поисках Уильяма она стала ходить по комнатам и громко звать его по имени. Проверив второй этаж, она спустилась по лестнице и увидела, что дверь ванной комнаты, расположенной на первом этаже, заперта. Взломав замок с помощью булавки, она зашла внутрь и обнаружила на полу бездыханного мужа.
Бриджит позвонила в службу экстренной помощи, уточнив, что муж не дышит. Прибывшие по вызову парамедик констатировали то, что она уже знала: ее муж мертв. Она указала полицейским на подозрительные детали. По ее словам, человек, находясь дома один, не стал бы закрываться в уборной на замок. Также ей показалось странным, что в доме был выключен свет.
Коронер Джирад приехал в дом Харрисонов в 22:50, осмотрел тело и заметил тонкие ссадины на шее покойника. Эксперт предположил, что они могли появиться из-за цепочки. Он попросил сотрудников службы судебно-медицинской идентификации сделать фотографии, чтобы задокументировать красные следы на шее Уильяма.
Несмотря на запертую дверь и ссадины на шее, следователи не сочли смерть подозрительной. «По всей видимости, смерть наступила от естественных причин, — говорится в полицейском отчете. — В ходе расследования коронер не нашел ничего подозрительного». В своем заявлении Джирад сделал тот же вывод: «Место происшествия было осмотрено вместе с полицией, которая не нашла вызвавших подозрение деталей».
Джирад отправил тело на аутопсию, чтобы установить точную причину смерти. Вскрытием занялся патологоанатом Тимоти Фелтис. Услышав от коронера, что он считает смерть естественной и не будет присутствовать при процедуре для съемки, специалист не уделил вскрытию должного внимания и написал в отчете, что не считает смерть Уильяма подозрительной.
В попытке найти объяснение перелому грудной кости, Фелтис спросил Джирада, были ли в ванной комнате острые углы, о которые Уильям мог удариться при падении. Тот заявил, что были. Патологоанатом поверил на слово и не стал просматривать фотоотчет с места происшествия. Он пришел к выводу, что Уильям мог упасть и получить травмы из-за сердечной аритмии, либо упасть и удариться грудью, тем самым вызвав остановку сердца. Причиной его смерти он указал сердечный приступ.
Вскоре после смерти Уильяма Бриджит обнаружила, что Мелисса забрала детей и уехала из города. Она обратилась в полицию. Там ей сказали, что необходимо получить постановление суда, позволявшее ей выступать в роли опекуна. Бриджит оформила временное (на время тюремного срока Калеба) опекунство над детьми.
Бриджит рассказала полиции, что ее сын попал в тюрьму, после чего ей и ее мужу Уильяму перешли по закону его родительские права. Также она сообщила о внезапной смерти мужа, отметив, что на следующий день после этого ее внуки не появились в школе. Женщина подчеркнула, что коронер так и не объяснил причину смерти Уильяма.
Полицейские выслушали показания, но не связали цепочку событий воедино. Если бы следователи заподозрили неладное, они бы заметили странное совпадение: Меррит и ее новый муж Фаттор забрали детей и уехали из города 16 апреля — в тот же день, когда обнаружили труп Уильяма.
Мелиссу и детей искали семь с половиной месяцев. «Самые мучительные месяцы в моей жизни», — утверждала Бриджит. Все это время Меррит и Фаттор с детьми колесили по Канаде. Они поехали в город Калгари, затем, в поисках более дешевой аренды жилья, отправились на восток. В конечном счете они обосновались в провинции Новая Шотландия, где Меррит родила очередного ребенка.
Вскоре после этого полиция установила их местоположение благодаря тому, что Фаттор, пользовавшийся псевдонимом, случайно раскрыл свое настоящее имя при оплате аренды. В ноябре его арестовали, обвинили в похищении детей и отправили обратно в Онтарио. Меррит арестовали, но позже отпустили под залог при условии, что она не будет покидать дом без специального разрешения.
Бриджит прилетела за внуками в Галифакс и увезла их домой. За хорошее поведение Калеба досрочно выпустили из тюрьмы, дети снова пошли в школу. Бриджит с сыном тяжело переживали утрату Уильяма, которому удавалось сглаживать острые углы в общении. Когда его не стало, отношения между матерью и сыном ухудшились.
10 апреля Меррит и Фаттор нарушили судебное постановление и приехали к дому Харрисонов. Мелисса осталась в машине, а Фаттор позвонил в дверь и попросил Бриджит передать детям письмо с фотографиями. В это время к дому подъехал Калеб с детьми и увидел в припаркованной у дома машине Мелиссу. Растерявшись, Бриджит вызвала полицию.
За нарушение постановления суда Меррит посадили в тюрьму на три дня.
За день до судебного слушания по делу о похищении детей восьмилетний сын Калеба вернулся на велосипеде из школы, открыл входную дверь и увидел на полу возле лестницы бабушку Бриджит. Он побежал к соседям и поднял тревогу.
Прибывший по вызову коронер Роберт Бойко осмотрел тело и зафиксировал ссадины и синяки на подбородке и шее покойной. Тело отправили на вскрытие. На этот раз специалисты провели подробную судмедэкспертизу — то, чего не было сделано в случае с Уильямом. Смерть Бриджит эксперты сочли подозрительной.
Два дня спустя патологоанатомы объяснили полиции, что травмы шеи и точечные кровоизлияния в глазах могут указывать на удушение. При этом у покойницы выявили переломы шеи, которые, как правило, не встречаются при удушении и подтверждают теорию о падении с лестницы. Тогда же специалисты подняли старые материалы и установили, что смерть мужа Бриджит тоже вызывала вопросы.
Патологоанатомы хотели снова обследовать труп Уильяма, однако это было невозможно: его кремировали.
В беседе с полицией Меррит заявила, что в тот день, когда обнаружили тело Бриджит, она сидела с детьми дома, а Фаттор занимался делами на заднем дворе. Полицейские извлекли запись с камер видеонаблюдения и убедились в правдивости ее показаний, однако упустили ключевую деталь: Фаттор сказал, что навещал бабушку Мелиссы, чтобы забрать барабанную установку. Бабушку следователи так и не допросили.
Расследование длилось две недели. Потом дело закрыли, а смерть Бриджит классифицировали как «неопределенную». Согласно отчету патологоанатома, она умерла из-за травм шеи. В заключении рассматривали две версии произошедшего: удушение и падение с лестницы, для каждой теории приводились доказательства.
2 сентября 2010 года полицейский, расследовавший смерть Бриджит, написал в финальном отчете: «В ходе обширного расследования не было получено никаких доказательств, позволяющих предположить, что Харрисон стала жертвой преступного деяния. Коронер заключил, что смерть наступила в результате удушья, но детали произошедшего неизвестны».
23 августа 2013 года в доме Харрисонов обнаружили третий труп. Установив, что Калеба задушили, следователи пересмотрели дело о смерти его матери. Только тогда полицейским стало очевидно, что все три смерти между собой связаны.
После того как Меррит признали виновной в похищении детей, суд ограничил ее в родительских правах. Ей позволили видеться с их общими с Калебом детьми каждые вторые выходные. Весной 2013 года Калеб дал согласие на то, чтобы дети проводили одну неделю с ним, а другую — с матерью.
10 июля Меррит подала заявление на полное восстановление ее родительских прав. Калеб не отреагировал на прошение. Он был убит за день до того, как Меррит снова должны были ограничить в общении с детьми. Через две недели после его смерти она написала заявление с просьбой предоставить ей полную опеку, указав, что ее бывший муж скончался. Прошение удовлетворили.
После этого Меррит с Фаттором и детьми снова покинули город. На этот раз их перемещения отслеживала полиция. Несколько месяцев полиция прослушивала их телефонные разговоры, а в январе 2014 года супругов задержали и обвинили в совершении двойного убийства первой степени. В ходе 13-часового допроса Фаттор признал вину. Он заявил, что в апреле 2010 года приехал к дому Харрисонов и попросил Бриджит впустить его, чтобы передать записку детям. Переступив порог, он напал на женщину и несколько раз ударил ее.
По его словам, он надеялся, что, убив Бриджит, поможет Мелиссе получить равную опеку над детьми. Спустя три года, согласно показаниям Фаттора, он снова пробрался в дом Харрисонов с помощью ключей, которые украл у сына Калеба и Мелиссы. Он зашел в спальню на втором этаже и ударил Калеба битой по груди, после чего задушил. Он настаивал, что Мелисса ничего об этом не знала и непричастна к убийствам.
После этого Фаттора и Меррит разместили в одной камере. Полицейские надеялись, что наедине супруги начнут обсуждать содеянное и выдадут себя. План сработал.
За месяц до смерти Калеба в браузере на компьютере Фаттора и Меррит появился запрос: «легкие способы убить и избежать наказания».
Ноутбук оказался хранилищем ценных улик, но полиция столкнулась с проблемой: Фаттор и Меррит пользовались компьютером вместе, поэтому следователям было сложно установить, кто именно искал подозрительную информацию в интернете. Полиция пыталась сопоставить запросы с почтовой перепиской, чтобы выяснить, могла ли Меррит вводить эти фразы в поисковике.
В день судебного слушания 37-летнюю Меррит было почти не узнать. За четыре года тюрьмы она вдвое похудела и заметно постарела. 27 сентября 2017 года суд свел воедино битву Мелиссы за опекунство над детьми и гибель трех членов семьи Харрисонов. Прокуроры считали, что она вступила в сговор с Фаттором, чтобы избавиться от бывшего мужа и его матери. Пару обвинили в двойном убийстве первой степени.
40-летний Фаттор отрицал причастность к смерти Уильяма. За неимением улик и тела покойного доказать его вину оказалось невозможно.
При этом полиция собрала ряд улик, в том числе ДНК-материалы под ногтями Калеба, подтверждавшие, что именно Фаттор убил Бриджит и ее сына. Прослушав телефонные разговоры Меррит с Фаттором, следователи заключили, что она принимала косвенное участие в убийствах Харрисонов, поэтому проходит по делу как соучастница преступлений.
Фаттора признали виновным в убийстве Калеба и его матери. Меррит также обвинили в гибели бывшего мужа. Обоих обвиняемых приговорили к пожизненному заключению без возможности досрочно выйти на свободу до истечения 25-летнего срока.