Туризм в грядущем сезоне смещается в сторону внутреннего, поэтому развлечения на борту становятся важной индустрией. Что могут предложить российские авиакомпании и какие фильмы не следует смотреть в полете — читайте в материале «Ленты.ру».
Возможность смотреть фильмы на борту самолета появилась на заре гражданской авиации, первый рейс с видео был в США уже в 1921 году. Но только к 2000-м годам данная услуга приобрела более привычный нам вид.
Авиакомпании повсеместно внедряют именно этот вид развлечений, различается он лишь подачей: в одних самолетах кинокартины, программы или мультфильмы нужно смотреть со своего мобильного устройства, подключаясь через Wi-Fi, в других же установлены экраны, где можно выбрать интересующий контент.
За границей десятки авиакомпаний предлагают посмотреть видео, послушать музыку и поиграть на электронных носителях. Одним из лидеров в данной отрасли является перевозчик Emirates.
В 1992 году Emirates стала первой авиакомпанией, которая внедрила развлекательную систему на борту самолета для всего авиапарка и всех классов обслуживания: в спинку каждого кресла встроили устройства для просмотра видео. Сейчас их система ICE насчитывает более 4 500 каналов. Среди них, например, отдельная подборка кулинарных. Есть комедийные программы или HBO. Придумать, что посмотреть на борту, можно еще до вылета: достаточно зайти на сайт и выбрать интересующий контент.
Впрочем, есть и видео, вызывающие вопросы. Например, «В объятиях лжи», жанр которого драма/триллер. Он относится к контенту, которого на борту желательно было бы избежать, так как он считается достаточно тяжелым для восприятия и может вызвать у пассажира депрессивные мысли.
«На борту самолета никогда не покажут фильмов ужасов, не проходят отбор фильмы-катастрофы, особенно если это связано с крушением самолета. Некоторые авиакомпании избегают фильмов об однополых отношениях», — рассказала психолог, гештальт-терапевт Светлана Валуева.
Авиакомпания Lufthansa также предлагает свою систему развлечений. Находясь дома, можно выбрать, какой фильм хотите посмотреть на борту. Для этого перевозчик предлагает специальный онлайн-каталог, в котором собрано более 150 фильмов, 200 аудиопрограмм.
Кинокартины транслируются на восьми языках, также есть субтитры для слабослышащих и специальная звуковая дорожка (аудиоописание) для людей с нарушениями зрения, отмечается на сайте перевозчика. Среди кинокартин есть и триллер «Вне поля зрения», а этот жанр психологи в целом не советуют смотреть людям с высокой тревожностью.
Такой сервис для авиакомпаний едва ли может быть прибыльным. Однако некоторые перевозчики показывают рекламу на борту в качестве одного из вариантов отбить часть расходов от покупки фильмов.
Найти авиакомпанию с системой развлечений на борту в России — целая история. Например, Nordwind Airlines анонсирует запуск системы развлечений, однако пока она не предусмотрена ни на одном из рейсов.
Авиакомпания S7 в 2019 году писала о том, что пассажиров будут развлекать на борту.
«Трансляция контента происходит в режиме стриминга и не требует скачивания контента на смартфон. Подробную информацию об использовании системы всегда можно найти в бортовом журнале S7», — значилось на сайте. Однако сотрудники контакт-центра авиакомпании сообщили, что такой системы на бортах нет. Ранее она работала, но только для пассажиров бизнес-класса.
Чаще всего при упоминании рынка развлекательного бортового видео в России пассажиры вспоминают «Аэрофлот». На сайте авиакомпании значится, что она работает на Airbus A320/A321 и Boeing 737.
«Ознакомьтесь с новинками кинематографа, прослушайте аудиокниги или музыкальные альбомы. Летите с детьми? Включите им мультфильмы или компьютерные игры, и перелет станет действительно увлекательным», — написано на сайте перевозчика.
Посмотреть, что предлагают на каждом типе самолетов, можно в специальных гидах. Они также размещены на сайте. Для каждого свой отдельный список, это, кстати, неудобно, так как пассажир не знает, какой будет у него самолет. Например, среди кинокартин, предлагаемых пассажирам Airbus A330 значится триллер «Дьявол в деталях». По сюжету, главного героя втягивают в поиски серийного убийцы, который терроризирует город. Есть и «Перевал Дятлова», который кинокритики наперебой называют то триллером, то фильмом ужасов.
Для людей, которым такого рода кинокартины сложно смотреть, предлагают комедийную драму «Зеленая книга», мультфильм «Бобик в гостях у Барбоса» и другие. У пассажиров есть десятки вариантов на любой вкус. Есть и советские шедевры, например: «Они сражались за Родину», «А зори здесь тихие», «Летят журавли», хотя этот список мог бы быть дополнен и современными картинами на эту тему, рассчитанными на более молодую аудиторию.
Однако принцип, по которому выбираются фильмы для просмотра на борту, неясен ни у одной авиакомпании. Нельзя сказать, что показывают наиболее популярные на земле или преимущественно кинокартины отечественного производства. Голосования среди пассажиров тоже не встречались. Если внимательно изучить программу, то очевидно, что ее составляют люди, руководствующиеся скорее своим личным вкусом, а не запросами пассажиров и состоянием кинорынка.
Вообще система бортового развлечения — это то, благодаря чему люди должны прежде всего отдыхать. Сесть в кресло, расслабиться, отметить пару любимых фильмов и получить на их основе третий — который точно понравится. Каждая авиакомпания с системой развлечений на борту — это, по сути, такая же площадка для показа русского кино и сериалов, как и все онлайн-кинотеатры, поэтому ожидается, что обсуждаемые отечественные кинокартины можно посмотреть на борту.
В стратегии развития «Аэрофлота» до 2028 года представлявший ее тогда гендиректор авиакомпании заявил, что перевозчика выведут на уровень «пятизвездочного». Будем надеяться, что эту опцию включат в пятизвездочный сервис.
Для того чтобы понять принцип, по которому крупнейший авиаперевозчик в стране подбирает контент для бортового просмотра, «Лента.ру» отправила соответствующий запрос, на который, к сожалению, на момент публикации не был получен ответ.
Между тем международный опыт в данной сфере достаточно богат, и подходы очень разносторонние. Для подтверждения этого достаточно просто рассказать о том, из чего состоит развлекательный контент некоторых крупных авиакомпаний согласно анализу сайтов крупнейших авиакомпаний.
Так, например, развлекательная система Emirates помимо фильмов, ТВ-сериалов и шоу содержит аудиокниги, подкасты, музыку, игры, видеоролики uTalk с уроками арабского, французского, немецкого, итальянского, испанского и других языков. Всего 140. Пассажирам предлагают более 4 500 каналов: фильмы, телепередачи, музыка и игры.
По последним данным, в библиотеке ICE 124 новинки (76 фильмов и 48 сериалов, выпущенных в 2020-2021 годах), из них 17 тайтлов детского контента — 15 фильмов и мультфильмов и два анимационных сериала.
В библиотеке Lufthansa детские и семейные тайтлы составляют 11 процентов. Фильмов и сериалов, произведенных в Германии, — 13 процентов. Новинки (фильмы и сериалы, выпущенные в 2020-2021 годах) составляют 34 процента.
Фильмы 2020 и 2021 годов составляют чуть более четверти (27 процентов) библиотеки «Аэрофлота». Среди них только четыре фильма, попавших в ТОП-20 по размеру кассовых сборов в России в 2020 году.
Гештальт-терапевт Светлана Валуева прокомментировала, что большинство людей спокойно переносят полеты, однако испытывают легкую тревогу. Она отметила, что люди чаще могут спокойно заснуть в самолете, слушать музыку, разговаривать и читать, смотреть различные фильмы.
«Учитывая, что все люди разные и заранее нет возможности учесть индивидуальные особенности конкретного человека, поэтому я бы рекомендовала остановиться на просмотре легких и несложных картин, например, комедийных («Стажер», «Гарольд и Кумар уходят в отрыв») или легких познавательных мультфильмов — «Оранжевая корова», «Фиксики». Их просмотр помогает вырабатывать эндорфины (или гормоны счастья), что улучшает эмоциональное состояние человека, помогает справляться со стрессом, повышенной тревожностью, способствует развитию позитивного мышления», — подчеркнула специалист.
Также Валуева предложила кинокартины, которые, по ее словам, могут поспособствовать засыпанию. Среди таких фильмов она назвала «Нью-Йорк, Нью-Йорк», «Седьмая печать», «Большой Лебовски».
При этом есть перечень контента, который психолог категорически не рекомендовала бы к просмотру. К примеру, не стоит смотреть фильмы о катастрофах, действие которых разворачивается над землей, и их последствиях, даже если сюжет в фильмах завершился благополучно. Психолог в качестве примеров назвала «Экипаж», «Чудо на Гудзоне», «Линию горизонта».
«Вообще не стоит смотреть любые фильмы про авиацию, фильмы ужасов и триллеры (например, «Воздушная тюрьма») — они способны пробудить страхи и обострить болезненные моменты; мелодрамы — они погружают людей в грустные эмоции, появляются негативные мысли («Дневник памяти», «Дорогой Джон»); романтические картины, которые построены на классическом сюжете «от любви до ненависти», — если подобную картину смотрит одинокий человек, который зациклен на своем одиночестве, то такой фильм еще сильнее усугубит его состояние», — сказала Валуева.
При этом психолог напомнила, что лучше всего для здоровья смотреть в самолете собственные сны.