Из жизни
00:01, 30 мая 2021

Вера крепчала. Откуда в США появились музеи с динозаврами в Ноевом ковчеге и почему это никого не смущает

Михаил Карпов (Специальный корреспондент «Ленты.ру»)
Фото: Luke Sharrett / For The Washington Post / Getty Images

Американские христианские фундаменталисты в последнее время не только не сдают свои позиции, но и зарабатывают новые очки. Картина мира, в которой Книга Бытия, с Эдемом, Адамом и Евой, Ноем и Всемирным потопом, а также всеми прилагающимися мифами является исторической реальностью, выглядит для них совершенно обыденно. Впрочем, к формуле, зародившейся в глубине веков, прибавляются еще и динозавры. «Лента.ру» рассказывает, как американские крайне правые евангелисты заставляют все большее количество людей верить в буквальное прочтение всех мифов Библии.

Чудесный молоток

Чудеса происходят чаще всего неожиданно — ведь если все этого ожидают, оно уже не будет чудом. А если все ожидают именно чуда — оно обычно почему-то не происходит. Точно так же в 1936 году Макс Хан и его жена Эмма не думали, что с ними случится нечто экстраординарное, когда отправились на прогулку рядом со своим домом, что близ города Лондона — не британского, а американского, в штате Техас.

Пара отошла от города километров на десять, к водопадам, намереваясь провести день, любуясь природой, когда Макс внезапно обнаружил странный камень. Он был непохож на остальные, и прямо из него торчал кусок дерева. Хан заинтересовался странным артефактом и отнес его домой.

Некоторое время спустя (судя по всему, в конце 40-х годов) сын Макса и Эмили Джордж расколол камень и обнаружил, что деревянная рукоятка приделана к металлическому молотку, который якобы «не показывал следов окисления и лишь позже приобрел коричневатый цвет». Впрочем, ничего из этого нельзя утверждать точно. В некоторых версиях истории Макса почему-то называют Фрэнком, а действие переносится в 1934 год.

Если задуматься всерьез, ничего необычного в ней не было. Некий трудяга XIX века, работающий в забое, уронил молоток близ водопада, и тот, благодаря естественным процессам минерализации, оказался заключенным в известняк.

Она бы, наверное, и не получила никакого распространения, если бы не библеист и креационист Уолтер Лэнг. Он был знаком с Джорджем и опубликовал в журнале Bible-Science Newsletter статью, в которой утверждал, что молоток находился в известняке силурийского периода, а значит, доказывает, что тогда жили люди, — все, как написано в Ветхом Завете.

Эта идея очень понравилась Карлу Бо — стороннику младоземельного креационизма, в рамках которого предлагается понимать Библию буквально, вплоть до конкретной хронологии. И если считать, что от сотворения мира прошло не больше десяти тысяч лет, то молоток отлично в нее укладывается!

Апологеты «молодой Земли» не отрицают, что когда-то по земле бродили динозавры. Вот только это «когда-то», по их мнению, было вовсе не миллионы лет назад, а всего несколько тысяч. И они, конечно же, сосуществовали с людьми

Так или иначе, но Карла Бо, который почти всю свою жизнь искал прямые доказательства Слова Божьего, молоток не мог не заинтересовать. Он купил его в 1983 году и с тех пор носился с ним, как ошпаренный, делая одно безумное утверждение за другим.

Неудивительно, учитывая неугомонность Бо, что его посетило желание представить публике все доказательства сосуществования людей и динозавров, которых у него, помимо молотка, к тому времени накопилось немало. В 1984 году он открыл в Техасе Музей доказательств творения.

По внешнему виду его здание напоминает большую оранжерею. Здесь можно найти окаменелые следы динозавров бок о бок с человеческими, а также множество других окаменелостей, якобы доказывающих то, что Земля существует не более десяти тысяч лет, а ископаемые виды вымерли исключительно из-за Великого потопа. Стоит отметить, что многие из этих окаменелостей были подделаны в 1930-е годы, но основателя музея это не особо волнует.

Тут даже стоит барокамера, в которой якобы воссоздана «допотопная атмосфера», которая, по словам Карла Бо, давала живым существам возможность жить дольше, расти выше, а также делала их добрыми и умными. Он заявляет это не голословно — по его же словам, мушки дрозофилы жили в этой барокамере в три раза дольше, а из змей выходят токсины.

Что касается древнейшего молотка, то он тоже находится в экспозиции. Более того, Карл Бо настрогал кучу его копий и продает в качестве сувениров доверчивым посетителям. Разумеется, ни на какую независимую экспертизу он этот инструмент не отдавал, что не мешает ему рассказывать о том, что молоток состоит из неизвестного человечеству идеального сплава и вообще обладает чудесными свойствами.

Бытие мое

Музей Карла Бо — далеко не единственный креационистский музей в мире. Впрочем, большая часть таких заведений расположена в США. Обычно они маргинальны — расположены в странных труднодоступных локациях и существуют на деньги конкретных энтузиастов.

Другое дело Музей сотворения в штате Кентукки. Это величественное здание было построено христианской фундаменталистской организацией Answers in Genesis, которая выступает за буквальную трактовку не только всей Библии, но и Книги Бытия в особенности. Сотворение мира за семь дней, изгнание из Эдема, потоп, Вавилонская башня — все самые старые библейские мифы, которые даже большинство современных христиан считают иносказательными притчами, а не рассказами о реальных событиях, эти люди принимают максимально всерьез. Они готовы бороться за свою точку зрения и искать ее прямые доказательства.

Тут стоит заметить, что, несмотря на это, создатель американской ветви Answers in Genesis австралийский креационист Кен Хэм очень не любит конкуренцию и в особенности Карла Бо, который, казалось бы, занимается тем же самым. В 1996 году он заявил, что окаменелости, представленные в музее Бо, вызывают «вопросы у ведущих исследователей творения» и нуждаются в дальнейших исследованиях, а также назвал конкурента «голливудским Моисеем», намекая, что тот охоч до любых сенсаций.

То ли дело детище самого Хэма! Его никак не назовешь маргинальным. Внешность и интерьер, а также подход к экспозиции говорят посетителям: это не шутки, здесь работают не сумасшедшие и им есть что сказать. Музей сотворения в Кентукки действительно похож на хороший, добротный музей естественной истории. А основная цель такого музея — дать ценные сведения для тех, кто пришел посмотреть на его экспозицию. Самое главное, креационисты здесь не отвергают науку, они призывают задуматься, а что если все не так, как вам это рассказывают последние сто лет в школах?

Музей юрского периода

Для того чтобы попасть внутрь, взрослым посетителям придется заплатить почти 30 долларов и еще 8 — за посещение планетария. Прямо у входа гостям предложат сфотографироваться на фоне зеленого экрана и тут же поместят их на снимке на фон Ноева ковчега или Эдемского сада. Впрочем, в качестве фона можно выбрать и динозавров, которые, по мнению авторов экспозиции, несомненно существовали во времена Ноя.

После этого посетители попадают в просторный центральный холл, откуда можно попасть в «Кафе Ноя» или пройти дальше по экспозиции. Она начинается с диорамы, на которой представлен механический тираннозавр и играющие с ним двое мальчиков, а также с выставки биоразнообразия видов. Рядом — комната под названием «Раскопки», в которой палеонтологи откапывают окаменелый скелет динозавра.

Лозунг на стене сразу же определяет то, что музей собирается сообщить посетителю: «Те же факты, но разные взгляды… Почему?». То есть понятно, что сейчас один палеонтолог выкопает динозавра и сделает одни выводы, а его соратник, перед которым лежит раскрытая Библия, — другие

«Вы должны либо выбрать Слово Божье как базовый аргумент, либо опираться на собственную ничем не мотивированную философию при попытке объяснить окружающий мир и в том числе Библию», — предупреждают посетителей на специальной табличке. Они должны понять, что креационисты правы, потому что одно дело Бог, а другое дело — какие-то люди, которые взяли какие-то идеи с потолка и решили, что так все и будет.

К чему ведет такой образ мысли, показывает «Аллея граффити», которая представляет собой декорации темного переулка, размалеванного условной шпаной, где висят выдранные из газет статьи. Темы статей — террористы, исследование стволовых клеток, гей-браки, эвтаназия, стрельба в школе. И вывод: во всем виноват закат христианства в Америке. Тут же есть и разломанная стена протестантской церкви. В нее врезался стенобитный шар «миллионы лет», символизирующий все очевидно ложные для Answers in Genesis понятия, — эволюцию, историю человечества и прочие еретические измышления, подрывающие устои общества.

Динозавры встречают посетителя не только на входе. Вероятно, Кен Хэм со товарищи отлично понимали, насколько они привлекательны для детей, поэтому доисторические ящеры иллюстрируют сразу несколько библейских мифов. Их реальные окаменелости тоже представлены в составе экспозиции

А если у посетителей возникнет вопрос, почему же, если динозавры жили бок о бок с людьми всего несколько тысяч лет назад, не сохранилось преданий о них, ответ рядом, на выходе, в книжном магазине под названием «Зал дракона». Помните легенды о рыцарях и драконах? Вот-вот. В подтверждение этой версии над входом в книжный магазин, который выполнен в стиле средневекового замка, распростер кожистые крылья птеранодон.

Последние дни

Как отмечает корреспондент журнала Discover Бруно Мэддокс, Answers in Genesis полностью обезоруживает противников тем, что они не претендуют на то, что они правы.

«Да, я могу побродить по декорациям Эдема и посмотреть на древо познания, но каждый раз, когда я хочу сказать, что все это антинаучно, мне напоминают, что все это — лишь теория, возможный сценарий, наиболее возможный вариант». Тут всегда представлены две точки зрения. Вот, например, те же два палеонтолога, упоминавшиеся выше, один из которых смотрит в обычный учебник, а другой — в Библию.

При этом не говорится явно, что точка зрения одна плоха, а другая хороша, посетителю просто говорят, что восприятие зависит от точки отсчета. Это потом его мягко подведут к выводу о том, что отсчет все-таки лучше вести от Слова Божьего, а то — добро пожаловать на «Аллею граффити».

Сам Кен Хэм не дает в этом сомневаться. В своей речи, которую он произнес на конференции Answers in Genesis в 2013 году, он говорил о том, что, по его мнению, последние дни близки, и потому нужно быть «проповедниками добродетели», чтобы успеть на новый «Ноев ковчег», который обеспечит спасение — ведь Судный день грядет.

Корабль динозавров

Музей сотворения — первая ласточка Кена Хэма, но далеко не последняя. И если на Вавилонскую башню и ближневосточный город первого века нашей эры ему денег пока не хватает, то всего пять лет назад неподалеку от музея открылся Ноев ковчег (аттракцион Arc Encounter), сделанный, как утверждают его создатели, по информации, данной в Ветхом Завете.

Это огромный деревянный корабль 155 метров в длину, 26 в ширину и 18 в высоту. Но каким бы большим он ни был, в него, как это объясняется в экспозиции, не влезли крупные динозавры — в этом и причина их вымирания

А не такие крупные? Конечно, были. Как объясняют создатели, слово «динозавры» придумали в 1841 году, а до этого можно вполне допустить, что доисторические животные вполне входили в категорию «скот», из которой Господь заповедовал Ною взять как минимум по паре животных — самца и самку.

Так динозавры средних габаритов преспокойно и дожили до средневековья, став в летописях драконами. Конечно, огнедышащими они не были, но у страха глаза велики. Но было их немного, плодились они плохо, а тут еще рыцари повадились на них охотиться — вот всех и уничтожили.

Сторонники теории «молодой Земли» уверены, что в ковчеге нашлось место для многих динозавров, и эта точка зрения, конечно же, отражена и в аттракционе Ark Encounter, в многочисленных загонах которого, помимо современных видов, стоят и модели доисторических ящеров.

Конечно, ковчег из Кентукки — это не только динозавры и бессмысленно большая деревянная лодка. Это, как и Музей сотворения, то место, где в головы прежде всего юного поколения вкладываются идеи о том, что неплохо было бы задуматься о том, «как все было на самом деле», как говорится, «задавать вопросы».

Как вы думаете, например, появился Гранд-Каньон? Неужто дело в том, что вода миллионы лет постепенно точила камень? А что если не миллионы лет, а в одночасье, как раз когда был потоп? И если взрослые люди, получившие образование, имеющие устоявшийся взгляд на мир, могут спокойно пожать плечами, то ребенок будет слушать открыв рот

При этом Кен Хэм понимает, что слова — это одно, а личный опыт — совсем другое. «Как вы достучитесь до максимального количества людей? — рассуждает он. — Почему бы не с помощью массовых аттракционов, таких как Диснейленд или студия Universal?». А лучшее место для подобного рода проектов — это, конечно, Америка.

Битва двух популяризаторов

В 2014 году популяризатор науки, известный ведущий научных телепрограмм для молодежи Билл Най выразил готовность принять участие в дебатах с Кеном Хэмом, понимая, что разобьет его аргументы в пух и прах. Креационист принял вызов.

Во время разговора оппоненты определенно не слышали друг друга. И хотя рационально мыслящие научные блогеры заявили в унисон, что популяризатор науки просто «съел Хэма на обед», христианские активисты так же безапелляционно отдали победу лидеру Answers in Genesis.

Как отмечало издание Daily Beast, «если вы слушали внимательно, то понимали, что с научной точки зрения слова Хэма не значили ничего». Тем не менее дебаты — это вопрос «общего впечатления, а не фактов». И Хэм выглядел как уверенный в себе вменяемый человек, способный на парирование выпадов в его сторону и на адекватное продолжение беседы. Важно было не то, что он говорил, а как он говорил.

Кен Хэм заявил о себе в тот момент как о «не боящемся науки апологете христианства». Во время дебатов он напирал на то, что только дословное прочтение Бытия способно спасти Америку от морального падения, в то время как научно обоснованная точка зрения его оппонента неминуемо ведет к наступлению темных времен.

В то же время фундаменталист не гнушался и сам создавать впечатление апологета научного знания. В ответ на реплику Ная о том, что взгляды Хэма противоречат появлению инноваций, тот отвечал, что многие ученые и изобретатели придерживаются креационистских взглядов. А «правильная» наука, по его мнению, не только не опровергает теорию «молодой Земли», но и активно подтверждает ее.

Кену Хэму не нужна была наука, чтобы доказать свою точку зрения. Он мог спокойно заявить, что настоящему христианину достаточно веры. Тем не менее он выбрал другой путь и, вполне возможно, убедил таким образом многих колеблющихся христиан, которые не были уверены в том, как трактовать Бытие

Хэм использовал важный риторический прием: поделил науку на «прикладную» и «историческую». «Если мы говорим о том, что можем изучать людей и обезьян сейчас, то речь идет о прикладной науке, — говорил он. — Но если кто-то утверждает, что миллионы лет назад обезьяноподобные создания превратились в людей — что это? Это историческая наука. Что, если мы скажем, что Бог создал Адама из земли? Это тоже историческая наука».

Что же до того, почему Бытие, по крайней мере в последние столетия, принято воспринимать не буквально, то ответ на этот вопрос прост: грех. Люди якобы сердцем чувствуют, где ложь, а где правда, а правда, согласно Кену Хэму, в Слове Божьем, которым и является Библия. А раз Библия — это Слово Божье, то воспринимать ее иначе, как буквально — святотатство.

***

В отличие от мелких музеев сотворения, разбросанных по всей Америке, Музей сотворения в Кентукки представляет собой совсем иное. Он вовсе не аномалия, которая, как может показаться, существует на задворках американского общества, в том углу, где сидят люди, верящие в рептилоидов и носящие шапочки из фольги.

Нет, это самый что ни на есть мейнстримный институт крайне правых евангелистов: людей, которые ненавидят современную Америку и хотят «вернуть все назад» — хотя бы в 50-е, когда все было понятно, семья была превыше всего, и ужин начинался с молитвы. Answers in Genesis готовит воинов культурной войны и дает им оружие, которым те будут бороться с современным, непонятным им миром и его ценностями.

Одно дело — слышать, а другое — видеть. Музей сотворения в Кентукки, Ноев ковчег, полный динозавров — как бы смешно и абсурдно все это ни выглядело, но для тех, у кого современная массовая секулярная культура с ее терпимостью вызывает отвращение, эти места дают возможность подпитать свою батарейку веры. Оказывается, согласно Кену Хэму, чтобы верить, — достаточно сомневаться во всем, точнее, профессионально делать вид.

< Назад в рубрику