Эпатажный белорусский телеведущий Григорий Азаренок, вещающий под тревожную музыку о том, как мировое закулисье годами безуспешно пытается побороть президента Александра Лукашенко, ворвался в русскоязычный интернет в 2020 году. В 2021 году, после ареста основателя Telegram-канала NEXTA Романа Протасевича Азаренок вышел на новый виток славы. Он заверяет зрителей, что против Лукашенко ведется мистическая война, восхищается мужеством силовиков, обзывает оппонентов крысами и жалуется на то, что оппозиция пытается сделать из него дурачка и клоуна. Кто такой Григорий Азаренок и чем его эксцентричные телевизионные перформансы привлекли российских зрителей — в материале «Ленты.ру».
«Чтобы знать суть происходящего, надо понимать, кто нам противостоит. Это не государство Польша, не Евросоюз, не Украина. Во всем мире признано, что глубинными процессами управляет так называемое глубинное государство», — в сентябре 2020 года объяснял белорусским телезрителям в эфире канала СТВ Григорий Азаренок. Тогда он пообещал раскрыть зрителям правду о том, кто является настоящим врагом президента страны Александра Лукашенко. Пассаж в духе передач Игоря Прокопенко привлек внимание россиян, с тех пор своеобразные трактовки мировых событий в его авторской программе «Пружины мировой политики» под пристальным вниманием телезрителей из России.
Азаренок считает, что глубинное государство обустроило себе центры по всему миру, в том числе в России и в Китае. Эта тайная паутина жаждет добиться мирового господства, но им, как считает Азаренок, мешают сильные лидеры национальных государств — такие как Лукашенко. «Они совершают на Беларусь не просто политическую или экономическую атаку. Это мистическая духовная война», — ввел телеведущий в курс дела своих зрителей. По его мнению, победитель в этой войне уже известен — ведь именно так, по мнению Азаренка, переводится имя Лукашенко Александр. Последнее утверждение ведущего разбилось о факты: имя Александр переводится с греческого как «защитник людей».
Другие тезисы, как бы своеобразно они ни звучали, принципиально неопровержимы. «Если я рассуждаю на какие-то геополитические темы, тайные пружины — на то они и тайные, что доказательств-то нет. Надо только догадаться немножко об этом. Кто тебе сейчас возьмет и выложит системы заговора против нашего государства, как это все делается, телефонные переговоры на стол», — пресек он возможность любой дискуссии о том, насколько его утверждения соответствуют действительности, в одном из интервью.
Тогда же Азаренок сетовал: его противники утверждают, что говорить то, что транслирует он, можно только пьяным или под воздействием наркотиков. Сам же ведущий уверен, что под запрещенными веществами находятся скорее его оппоненты. К примеру, Азаренок заявлял, что участниками протестов несогласных с победой Лукашенко на выборах 2020 года были в основном люди с жутким перегаром и «обдубашенные боевики». Сами протесты он при этом называл антибелорусскими и утверждал, что с их помощью закулисные силы пытаются обмануть жителей страны и разрушить государство. «Главная шутка дьявола — внушить, что его нет. Но он боится света. И мы прольем его», — грозился Азаренок.
В участники минских митингов он записал осужденных, которые вышли по амнистии, жителей других городов, интеллигенцию (в интерпретации Азаренка это ругательство), «зажравшихся айтишников» и «офисный планктон». К последним, как отметил ведущий, относятся «СММ-менеджеры, коучи персонального роста, бизнес-евангелисты и редакторки в белых кроссовках». Он заверил, что эти люди «ненавидят комбайн и форму, потому что смертельно зависят от них своим брюхом, а сами по себе бесполезны». «Государство создается и развивается в поле, у станка, в лаборатории, в кабинете ученого, в армейской и милицейской казарме, а деградирует в гей-клубе, в модной кафешке, на пивных фестивалях и в кальянных», — продолжил свою мысль Азаренок.
В своих передачах он вообще выступает как противник инноваций. «Мировая власть мемов и стикеров — современная чудовищная реальность. И они приближают время, когда по миру вспыхнут голод, мор, бесчисленные болезни, сотни войн. И придет красивый цифровой персонаж. Про него не будут делать мемы. Его преподнесут как героя. Он скажет, что прекратит войны. Нужно всего лишь нанести на руку и чело три цифры. И миллиарды людей сделают это», — предупреждал ведущий об опасности цифровых технологий. В этом же выпуске «Тайных пружин политики» Азаренок добавлял, что считает Белоруссию последним оплотом жизни, где до сих пор не господствует «всепожирающая, мертвая, беспощадная, бездушная и бессердечная цифра», и обещал, что благодаря Лукашенко страна избежит попадания в «сетевую бездну».
В этом же выпуске ведущий упоминал и Великую Отечественную войну — отсылки к событиям тех лет регулярно появляются в «Тайных пружинах политики». «В одном из исследовательских центров проводился эксперимент. В сверхмощный компьютер вводились исходные материальные данные Второй Мировой. И раз за разом электронный разум показывал победу Германии. Потому что цифра не учитывает один маленький фактор: тот самый скромненький синий платочек, огонь в тесной печурке, вшитый бабушкой в шинель крестик, то есть душу человека. Отчие могилы, отражение неба в замерзшей воде, старый маленький храм, звезду и человека звезды. Наш президент — человек звезды. И каким бы огромным, мощным, непобедимым ни казался черный паук, плетущий сети, жизнь и правда победят и восторжествуют», — философствовал Азаренок.
Нелюбовь к участникам протестов видна уже в заставке передачи, построенной по классической схеме «было — стало». Белорусская оппозиция предстает как гротескное «было»: люди с бело-красно-белыми флагами несут с собой темноту и разрушение, в их рядах даже есть сама смерть с косой. А вот «стало» с официальными белорусскими флагами светло и прекрасно. Лукашенко же в этой картине мира — воин света, который сохраняет порядок. Последнее — почти цитата. «Только вот такие люди, как Александр Лукашенко и белорусская наша государственность, сохраняют этот мир от скатывания в эту пропасть. И он, я убежден, он очень мудрый человек, очень сильный человек», — нахваливал он президента Белоруссии.
Лукашенко вообще предстает в передачах Азаренка как настоящий «крепкий орешек». С одной стороны, ведущий показывает его как человека, который слишком занят повседневной жизнью страны и мирным трудом: посевными работами, медициной, детскими садами, — чтобы отвлекаться на мелочи вроде оппозиции. Так, например, ведущий утверждал, что во время первой волны коронавируса президент не спал ночами и переживал за каждого заболевшего. С другой стороны, Лукашенко в его интерпретации превращается почти что в эпического героя: «Вся жизнь нашего лидера — служение. Служение этой земле, будущим поколениям. Он ограждает нас от чудовищной бездны, в которую катится человечество. Мировые элиты решили, что все народы будут принадлежать им, что они будут править свой кровавый бал там, где захотят. Но Беларусь и президент Лукашенко им не по зубам». Кроме того, ведущий регулярно повторяет, что простой человек даже не в состоянии представить весь тот груз ответственности, который десятилетиями тащит на себе Лукашенко, никогда не дающий слабины, и добавляет, что таких «мастодонтов» в мире уже практически не осталось.
Еще один излюбленный прием Азаренка, который также уважают российские пропагандисты — это демонизация происходящего на Украине. «Они распродали всю страну: землю, заводы, порты, девушек. Они превратили цветущую страну в пиратский Бандеростан. Ваших детей товарными масштабами продают на органы, а девушек поставляют в европейские бордели чуть ли не официально. Бедная, бедная наша Украина. Страна Гоголя и Булгакова, страна великих киево-печерских святых. Что с тобой сделали эти Гордоны? Вы думаете, что вы выбрали нового президента? Нет, вам назначили нового гауляйтера, комика и шута, кривляющегося клоуна, который не выполнил ни одного своего обещания, который дальше ведет Украину в пропасть», — заявил Азаренок в эфире одной из своих передач, после чего попал в базу сайта «Миротворец».
Выпуски «Тайных пружин политики» начинаются неизменной фразой «Ложь не есть правда, а истина всегда одна», а завершаются музыкальной заставкой. В качестве саундтрека Азаренок, как правило, выбирает что-то либо из советских, либо из духовных песен. Видеоряд, который подбирается для концовки передачи, тоже работает на прославление Лукашенко. Если в песне поется о чем-то плохом, на экране возникает оппозиция, а если о хорошем — то Лукашенко.
Азаренок вообще нередко удивляет зрителей оригинальным мировоззренческим миксом из христианства, сталинизма и русской классической литературы. Он регулярно цитирует святых и постоянно напоминает оппонентам, что предательство — это самый страшный грех, называет их Иудами и угрожает адскими муками. «В Дантовом аду в самом страшном девятом кругу Сатана грызет троих отступников: Иуду, Брута и Кассия. Но после событий 2020 года в Белоруссии список пищи для Вельзевула пополнился», — стращал он белорусских оппозиционеров, а затем называл их ехиднами и призывал к покаянию. Он сетует на то, что к его оппонентам не применяют «сталинские методы» и укоряет их в том, что они даже не читали Николая Рубцова или Достоевского. Кстати, именно из призывов к покаянию вырос второй проект Азаренка — «Орден Иуды». Им он награждает тех, кто выступает против Лукашенко.
Телеведущий также регулярно оскорбляет своих оппонентов. «Околокультурная чернь», «тупицы», «дегенераты», «особи в стрингах», «трусливые шакалы», а также мартышки, крысы, жабы, змеи и пауки — так Азаренок характеризует политических противников. «Посмотрите на змагаров (этим словом называют как радикальных белорусских националистов, так и просто людей, выступающих против Лукашенко — прим. «Ленты.ру»). Какое убожество, какая безвкусица. Сколько пошлости. Нет ни одного достойного писателя, музыканта или художника. У них есть только выжившая из ума старуха со страной полицаев, у них есть инсталлятор с фаллосом на груди, изображающим распятие, у них есть пьяница Михаил Ефремов и его дочь-сын Анна-Сережа», — восклицал Азаренок в одном из выпусков «Тайных пружин политики».
Телеведущий дегуманизирует «чужих», сравнивая их с животными или существами, к которым чаще всего испытывают презрение. В то же время он заверяет, что никогда не оскорблял и не унижал людей. «Я, можно сказать, хорошо владею словами-конфликтогенами. Но всегда стараюсь строить предложения так, чтобы никого никогда не унижать лично. Ни одного человека», — заверял телеведущий.
Григорию Азаренку 25 лет. Он родился в 1995 году, в этом же году его отец Юрий Азаренок выпустил фильм под названием «Ненависть. Дети лжи». Азаренок-старший поднимал примерно те же темы, о которых сын потом будет говорить в своих передачах: оппозиция Лукашенко — это националисты, которые хотят навредить Белорусии. Затем Юрий Азаренок снял еще несколько фильмов. Название одного из них — документального сериала «Тайные пружины политики» — Григорий в 2020 году использовал для своей авторской передачи. За свои работы, в числе которых «Ненависть: дети лжи» и «Конспирология», Юрий Азаренок получил премию «За высокие творческие достижения». Именно поэтому издание Media Sapiens назвало Азаренка-младшего потомственным пропагандистом.
Впоследствии отец телеведущего снял документальный сериал под названием «Духовная война». В нем он рассказал зрителям о тайной власти сатанистов и масонов. Они, по мнению Юрия Азаренка, давно захватили США. Фильм строился в лучших традициях произведений конспирологов. Автор утверждал, что идеи масонов-сатанистов продвигает Голливуд, а Уолта Диснея представлял в своей работе как «масона вашего посвящения», который использовал в своих мультфильмах специальные техники, призванные разрушать у детей врожденное чувство доброты.
Отец телеведущего тоже начал политическую карьеру, а в 2007 году подрался на «Евровидении» с Филиппом Киркоровым. По официальной версии, Азаренок отказался предоставить машину для танцора из России, которому понадобилась медицинская помощь, нахамил Киркорову, после чего певец ударил его по лицу. Азаренок-старший впоследствии заявлял, что поссорился с Киркоровым, «потому что он повел Диму Колдуна в гей-клуб, и много чего другого было».
Дипломной работой Григория Азаренка был фильм под названием «Солдат Христа», посвященный православному писателю и журналисту Юрию Воробьевскому, автору таких произведений, как «Украина. Фантом на русском поле», «Третий акт. Третий рейх и Третий Рим», «Неизвестный Булгаков. На свидании с сатаной», «Аненербе — оккультный меч рейха», «Мистика фашизма», «Падут знамена ада», «Неизвестный Гитлер» и «Орден Иуды» — название последней Азаренок впоследствии использует для своей рубрики на белорусском ТВ.
«В конце фильма писатель Юрий Воробьевский целовал Григория трижды и уходил в бескрайнюю русскую даль и в зтм [затемнение], а Григорий долго смотрел ему вслед. До зтм писатель Юрий Воробьевский нес дичь», — вспоминала в Facebook о фильме киновед Марина Костюкович, которая рецензировала работу.
«Иногда Воробьевский вспоминал, что он масон и что в Европе бедлам. Чтобы про бедлам было понятно, Григорий показывал Кончиту Вурст. Ей, проповедовал Воробьевский, противостоит только русская православная церковь, поэтому мир погибнет, а русская православная церковь нет. И что-то у них там возродится, и самодержец объявится. Гора Афон там тоже была. С крестом на небе», — добавляла она. Костюкович рассказала, что в рецензии укорила автора в обскурантизме, а также поинтересовалась, почему работа была допущена к защите в белорусском вузе. Григорий, по словам киноведа, «был еще безбород, поэтому снимал новости для СТВ и молчал». За фильм вступился его научный руководитель: он объяснил замысел картины тем, что православие — основная религия в Белоруссии.
Работа Азаренка на СТВ началась с новостных сюжетов, которые он сам называл классикой телевидения. Журналист много ездил по стране и снимал репортажи о посевных и уборочных работах. Вернувшись из армии (Азаренок демобилизовался ефрейтором), он начал снимать сюжеты, в которых освещал деятельность вооруженных сил — за это министр обороны, по словам ведущего, присвоил ему звание лейтенанта.
Вспоминая о годах, проведенных в разъездах по стране, Азаренок утверждал, что практически все жители Белоруссии довольны Лукашенко. По мнению телеведущего, тех, кто обращается с жалобами, мало, и все они люди экзальтированные, а потому и слушать их не стоит.
Активно освещать политическую жизнь страны Азаренок начал еще до прошлогодних выборов президента Белоруссии. Уже в конце 2019 года он рассказывал о том, что оппозиция пытается разрушить страну и устроить кровавую бойню. Вскоре репортажи журналиста трансформировались в авторскую передачу. Сперва появились «Тайные пружины политики», а затем — «Орден Иуды».
Карьера Азаренка расцвела тогда же, когда закончилась карьера многих его коллег. Когда в стране начались массовые протесты, журналисты и ведущие государственных телеканалов и радиостанций начали покидать свои посты. Среди уволившихся были сотрудники телеканалов «Беларусь 1», АТН, СТВ, ОНТ и Первого канала белорусского радио. Азаренок же в это непростое время получил государственную медаль «За отвагу».
Первые выпуски «Тайных пружин» были посвящены разоблачению не только белорусской опозиции, но и мировых антибелорусских заговоров, которые устраивает мировое правительство, США и Европа. Азаренок также активно освещал ситуацию с коронавирусом в стране — Белоруссия была одной из немногих стран, которые в 2020 году отказались от строгого карантина.
«Лидеры государств испытывают небывалое давление. В первую очередь информационное. Немногие сохраняют мужество, демонстрируют волю и характер. Среди таких президент нашей страны. За Беларусью сейчас следят во всем мире. И завидуют. Видят, что в мире есть лидер, которого не ломает невиданная информационная буря. Пришло время доказать, что Беларусь не истеричная барышня-подросток, скрывшая лицо под маской. А гордая республика-партизанка. Впереди юбилей Победы. Встретим его достойно. Гнем свою линию», — призывал Азаренок. В то же время он утверждал, что в мире происходит не пандемия, а истерия, обвинял лидеров других стран в тотальных заговорах и добавлял, что белорусам болеть некогда.
Осенью 2020 телеведущий, как и его отец когда-то, стал жертвой нападения. Только его ударила по лицу переводчица и преподаватель английского языка Ольга Калацкая, а не Киркоров. В январе Калацкую задержали и обвинили в злостном хулиганстве, наказание за которое составляет до шести лет лишения свободы. Несмотря на то что Азаренок не писал заявления, ходатайствовал о прекращении дела, а на суде заявил, что не имеет претензий к Калацкой и не требует компенсации, ее приговорили к двум годам ограничения свободы в домашних условиях. Обвинение посчитало, что переводчица нанесла удары, «открыто противопоставляя себя обществу» и «неоправданно проявляя агрессию».
Обвиняя своих оппонентов в ненависти к государству, Азаренок однако совершенно не стремится к непредвзятости. «Объективность — это художественный прием, которым я нечасто пользуюсь», — признавался телеведущий в интервью.
Азаренок уверен, что сражается в информационной войне и обороняется от информационных атак врагов. Журналистика, по мнению телеведущего, сегодня стала мощным оружием управления населением, которое «глобальные силы» и «глобальные структуры» используют для манипуляций. Именно поэтому Азаренок решил принять бой. «Меня можно было бы упрекать в пропаганде, если бы не существовало канала NEXTA и Путило», — утверждал телеведущий и добавлял, что их пропаганда в сто раз хуже.
Оставаясь верным принципам собственного художественного мира, он регулярно проводил параллели между Великой Отечественной войной и информационной войной в Белоруссии. «Мы, конечно, уже переходим в контратаку. Можно сказать, в августе это была битва под Москвой. Сейчас уже мы победили Сталинград. И идем на Берлин», — хвастался победами телеведущий.
Азаренок уверен, что его противники завербованы агентами ЦРУ, а сам открыто признается, что сотрудничает с белорусскими силовиками: «Лучше быть перепроверенным в КГБ, чем в ЦРУ». При этом добавляет, что зарабатывает «средне по Минску» и ездит на общественном транспорте — последнее, по словам ведущего, приводит в шок его противников, когда они случайно встречают его в метро.
Еще одному своему приему — дегуманизации врага — он остается верен до конца. Азаренок не только обзывает оппонентов жабами и гадюками в своих передачах, но и утверждает, что их цель — это уничтожить государство, которое заботится и о больных, и о стариках, и о детях, и о сиротах. «И там уж не до каких-то этических вещей. Хотя кто определяет, что этично, а что нет? Что эстетично, а что нет? Где мерило? Поэтому, я считаю, для каждого правила этики и морали вполне себе свои», — уверен Азаренок.