Россия
15:46, 3 июня 2021

Северный раздор. Как коренные народы Севера поссорились из-за ООН, компенсаций и своих прав

Алексей Шутов
Фото: Сергей Карпухин / Reuters

Вдоль притоков рек Амур и Уссури в Приморском крае проживает малочисленный народ, представителей которого осталось всего чуть более 1 500 человек. Удэгейцы стремительно теряют свою самобытность, многие уезжают в крупные города. По данным переписи 2010 года, лишь 400 человек заявляли, что знают удэгейский язык. Тем не менее этот этнос сейчас выделяется среди 40 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (КМНС). О том, как два брата-удэгейца по фамилии Суляндзига уже более десяти лет пытаются представлять все коренные народы России на международной арене, являясь при этом последовательными критиками позиции России по отношению к коренным народам, — в материале «Ленты.ру» 

Активисты из США

Старший из братьев Суляндзига, Павел, в свое время руководил ассоциацией КМНС Приморского края, работал в структурах региональной власти, но был обвинен в растрате, после чего уехал из России и получил политическое убежище в США. Сейчас живет в окрестностях Портленда и читает лекции о коренных народах в Боудин-колледже.

Младший, Родион, остался в России и возглавляет Центр содействия коренным народам, который признан «иностранным агентом» из-за финансирования структурами Еврокомиссии. Братья учредили еще одну организацию под названием Фонд «Батани», которая тоже внесена в реестр иностранных агентов. Обе структуры были официально ликвидированы.

Сам Родион Суляндзига считает причиной этой ликвидации членство в международных организациях. По его словам, «у нас есть прямой выход на структуры ООН, и, конечно, это тоже могло не понравиться нашим оппонентам». Кроме того, он заявил, что ликвидированный Центр — «единственная организация коренных народов России, которая имеет специальный статус и аккредитацию при агентствах и структурах ООН».

Разлад в ООН 

Некоторые утверждения из заявления Родиона Суляндзиги вызвали большой резонанс среди лидеров коренных малочисленных народов России.  

Наличие международного статуса не может быть «охранной грамотой, позволяющей нарушать законодательство», заявила руководитель Информационно-образовательной сети коренных народов «Льыоравэтльан» Гульвайра Куценко. По ее мнению, «напротив, это налагает дополнительную ответственность на организацию в части предоставления полной и объективной информации». «Отчетность должна быть не только функциональной в виде отчетов в ООН или в национальные надзорные органы, но и стратегической, то есть перед теми народами, от лица которых организация выступает», — считает Куценко.

А общественник из Приморского края Валентин Андрейцев отмечает, что уехавший из России Павел Суляндзига создает образ борца за справедливость, но на самом деле он не герой. «На жертву режима Павел точно не тянет, впрочем, как и на опасного шпиона», — резюмирует сотрудник приморской природоохранной организации, который знаком с Суляндизгой.

По мнению лидеров коренных народов России, представлять интересы КМНС могут лишь те, кто постоянно живет в стране. А Гульвайра Куценко уверена, что «Родион Суляндзига намеренно не сдавал отчеты Центра в Минюст и не вносил изменения в Устав». Она думает, что «скорее всего, он также, как и его брат, готовится на ПМЖ в США. Просто ждал удобного случая и, похоже, что он наступил». Стоит отметить, что присвоенный организации или гражданину статус «иностранного агента» часто позволяет претендовать на более щедрые зарубежные гранты.

На данный момент Родион и Павел входят в экспертный совет Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов и экспертный механизм по правам коренных народов при Совете по правам человека ООН. Позиция братьев на заседаниях подразделений ООН всегда является ключевой, несмотря на присутствие лидеров КМНС, проживающих в России постоянно. Представитель народа ханты из Югры Александр Новьюхов охарактеризовал работу братьев Суляндзиг в ООН как «очередные нападки на мой народ и ту систему, которую мы выстраиваем более 20 лет», со стороны «фейковых экспертов, которые, сидя на диване за океаном,  позволяют себе оценивать нашу работу».

«Мы не выбирали Суляндзигу»

Недовольство одиозной информационной политикой братьев Суляндзиг высказывается и в других регионах Крайнего Севера. Председатель местной Ассоциации КМНС Таймыра Григорий Дюкарев написал открытое письмо главному редактору норвежского интернет-издания Barents Observer, в котором потребовал опровержений сведений, сообщенных Павлом Суляндзигой. «Мы не выбирали Суляндзигу своим представителем, как главу наших общин и председателей ассоциаций. Таймыр и коренные жители — вне компетенции господина Суляндзиги», — заявил Григорий Дюкарев.

Недавно компания «Норильский никель» разработала программу содействия развитию коренных малочисленных народов Таймыра — в течение пяти лет на поддержку традиционных видов деятельности, на финансирование жилищных, медицинских, инфраструктурных, туристических и социокультурных проектов планируется выделить два миллиарда рублей. По мнению президента Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Григория Ледкова, программа послужит хорошим примером для других компаний. 

Однако Павел Суляндзига считает, что это всего лишь покупка «Норникелем» влияния. «Зачем им вести переговоры с теми, на кого они не могут повлиять, когда они могут просто купить лояльность других. Это российская реальность», — заявил норвежскому изданию Суляндзига. 

«Мы считаем естественным сотрудничество с крупным бизнесом ради сохранения культуры, языков, ремесел и традиционного природопользования ненцев, долган, нганасан, эвенков и энцев, проживающих на Таймыре», — отвечает Суляндзиге лидер КМНС Таймыра Дюкарев.

Абориген Форум

Кроме того, таймырцев возмутила политика двойных стандартов, которой придерживаются Суляндзига. Так, он давно, по его словам, вынашивает идею создать новую организацию, которая будет бороться за права аборигенов России с территории США. Прототипом такой организации стал сайт под названием Абориген Форум, который братья учредили в 2019 году. Главным его редактором стал Геннадий Щукин — долганин, проживающий на Таймыре. Он является муниципальным депутатом и возглавляет местную общину «Амяксин». Но многие таймырцы считают, что, работая на структуры Суляндзиг, он только разъезжает по западным странам, где ему оплачивают билеты и проживание, а расплачивается он за эти поездки тем, что рассказывает небылицы и подписывает любые письма.

В конце 2020 года община Щукина получила от «Норникеля» самую крупную компенсацию среди других общин Таймыра — около 30 миллионов рублей. Но при этом, по мнению Дюкарева, Щукин как редактор сайта Абориген Форум, поддерживает в статье Barents Observer идею, что коренные народы Таймыра лишены какой-либо помощи. «Компенсацию ущерба традиционному природопользованию в 177 миллионов рублей получила 51 община, которая ловит рыбу в реке Пясина. По логике Суляндзиги, теперь их лояльность тоже оплачена?» — вопрошает глава Ассоциации КМНС Таймыра.

Арктический совет и права коренных

В условиях беспрецедентного санкционного давления на Россию любые обвинения в области прав человека получают политический подтекст.  «Мы имеем право говорить от своего имени о своей жизни и проблемах сами и не нуждаемся в защитниках-самозванцах», — считает Дюкарев. Будет ли услышан голос коренных народов Севера, проживающих в России, или картинка будет формироваться только на основании мнения сторонних экспертов, зависит и от российской политики. 

Россия приняла председательство в Арктическом совете — международном объединении стран, имеющих свои территории за полярным кругом. Повестка о правах коренных народов будет одной из доминирующих, и именно она особенно удобна для торможения экономического развития северных регионов России. 

Организации со штатом в несколько человек и эксперты, которые не способны представлять все народы в масштабах российской Арктики, но при этом облачаются в национальные костюмы и делают стереотипные заявления на хорошем английском, очень востребованы за рубежом. Работают они и в связке с некоторыми международными экологическими организациями, лоббирующими введение моратория на добычу нефти в Арктике, по сути, препятствующие тому, чтобы «российское могущество» прирастало «Сибирью и Северным океаном».  

В реальной жизни, как отмечают большинство экспертов, коренные народы нуждаются в социальных инвестициях, в проектах в области сохранения традиций и образования на национальных языках, в получении современной техники и комфортного жилья, в возможности встроиться в современную экономику. Это невозможно сделать без взаимодействия с государством и бизнесом. Как у председателя Арктического совета у России есть два года, чтобы рассказать миру о реальной жизни коренных народов Севера и о развитии экономики без ущерба этносам и природе.

< Назад в рубрику