Современные электробусы, шикарные трамваи и новые футуристические поезда метро быстро вписались в картину нынешнего транспорта Москвы. В 2021 году кажется, что так было всегда. Но по-настоящему современный транспорт в огромном мегаполисе — это не только, вернее, даже не столько просто новые машины и поезда. Прежде всего это — развитая инфраструктура услуг и сервисов, которые должны максимально удовлетворять все возрастающие потребности горожан. О том, как столичные власти используют самые разные механизмы социальных взаимодействий для обеспечения комфортных условий жизнедеятельности всех москвичей и гостей столицы, «Ленте.ру» рассказала пресс-секретарь Транспортного комплекса Москвы Алена Еремина.
Мы с вами встречаемся на Северном речном вокзале. Почему возрождением этого места занимается Московский транспорт — у вас ведь нет речных трамваев?
Алена Еремина: Пока нет. Этот объект находится в ведении Мосгортранса, поэтому реконструкцией занимался транспортный комплекс. Мы хотели воссоздать не только транспортную функцию, но и ту аутентичную атмосферу, а также, конечно, возродить уникальный памятник архитектуры.
Даже когда здание вокзала находилось в ужасающем состоянии, отсюда все равно продолжали отходить круизные теплоходы. Министерство транспорта и правительство Москвы каждый год открывали и продолжают открывать тут круизную навигацию.
Возвращаясь к вопросу речных трамваев, мы сейчас прорабатываем два постоянных маршрута для запуска в 2022 году. Это будут не просто прогулочные маршруты — у них будет транспортная функция. Москва-река — это артерия, которая может соединить жилые районы и деловые кварталы. Например, Москва-Сити находится на берегу.
Уверены, что производители нас не подведут и сделают нам реально классное судно — оно будет полностью электрическое. Надеемся, что для людей речные трамваи станут не столько местом прогулки и времяпрепровождения, сколько реальным транспортом, которым они смогут пользоваться каждый день.
На мой взгляд, получилось особенное место для горожан, и не только для местных жителей. Когда я нахожусь здесь, возникает ощущение, будто мне снова пять лет: когда деревья еще высокие, а эскимо вкусное.
Действительно — место силы, заряженное культурным наследием. Планируете ли вы проводить здесь мероприятия?
Все-таки сейчас сохраняется тяжелая эпидемиологическая ситуация, поэтому мероприятия мы проводим очень аккуратно и с соблюдением всех мер предосторожности. Когда пандемия отступит, ограничения будут сниматься, мероприятий будет становиться все больше и больше.
Транспорт уже стал культурным проводником, поэтому Северный речной вокзал — это одна из серьезных точек для нас. Северный вокзал кажется слишком культурным, больше про лайфстайл, но это еще и отражение лица московского транспорта. Мы стараемся быть больше чем просто транспортом.
Функция транспорта — просто перевозить пассажиров. По крайней мере так было заведено. Но по вашему подходу видно, что сейчас транспорт — это про людей и для людей. Как вы пришли к такому пониманию транспорта?
Наша задача — относиться к нашему пассажиру не просто как к пассажиру, которого мы должны доставить из точки А в пункт Б, неважно с какой скоростью. Максим Ликсутов недавно писал в своей колонке, что мы должны относиться к вам как к требовательному клиенту. Так у нас появилась Служба пассажирских сервисов — мы недавно рассказывали о ней в нашем Telegram-канале.
Если вы пришли и осознанно выбрали общественный транспорт — вам должно быть в нем комфортно. И вообще, сегодня это основная идея мэра Москвы: сделать город для человека, чтобы удовлетворять ваши потребности в удобстве, безопасности и социальной жизни.
Ваш Telegram-канал — о чем вы пишете? Ругают ли вас за предоставление информации исключительно о транспорте? Как вы готовите контент?
Ну мы же канал о транспорте. У нас очень много развлекательной и социально значимой повестки. Мы стараемся делать весь контент — и на экраны, и плакаты в метро — интересным и полезным. Например, сейчас пандемия — важно, чтобы люди носили маски и перчатки в транспорте. Мы стараемся не просто говорить «Люди, носите маски и перчатки!», мы делаем объявление разными голосами — то дети, то врачи, то звезды озвучивают.
При производстве контента мы рассчитываем, что транспорт должен быть модным, его должны выбирать в том числе модные люди. Наша задача — сделать так, чтобы вам в транспорте было не только быстро, качественно и комфортно, вам должно быть интересно. Хороший Wi-Fi и в наземном транспорте, и в метро дает возможность работать. Вы знали, кстати, что московское метро — единственное в мире, где бесплатный Wi-Fi есть на всех линиях? Для тех, кто просто хочет отдохнуть, работают экраны. Мы меняем контент на них три раза в неделю, его готовит моя команда, и он очень разнообразный. То мозаики на станциях метро мы оживляем, то ребусы придумываем. В метрополитене 17 тысяч экранов: в старые поезда их приходится достраивать, а новые — например, «Москва 2020» — Метровагонмаш поставляет уже с ними. У экранов не только развлекательная функция, там есть городские новости, федеральные новости, очень много информации про транспорт. Сегодня уже два из трех пассажиров ездят в новых составах метро. Доля обновленных поездов — более 65 процентов.
Какова функция у экранов в метро — все-таки развлекательная?
В первую очередь функция экранов — информирование пассажиров. Мы не только рассказываем людям интересные факты о метро, мы объясняем, как добраться. Если что-то случилось — мы также выводим эту информацию на экраны.
Например, какое-то время назад человек упал на рельсы, и зеленая ветка стояла 45 минут, — мы включили аудиоинформирование, на экранах пошла бегущая строка. Раньше было как: сидите в поезде и не знаете, что происходит. Кстати, на восстановление движения требуется теперь меньше времени. У нас работает Единый диспетчерский центр, который контролирует движение поездов. Более чем в 3,5 раза сократилось время реакции на инциденты на МЦК и МЦД, в метро — более чем в 2,5 раза. В том случае люди тоже около получаса провели в поезде, но когда они вышли, их встречали сотрудники метро с водой. Это заслуга пассажирской службы метро, которая стала сильным клиентским сервисом — не хуже, чем в банках, магазинах.
У экранов, конечно, есть развлекательная функция, ведь мы хотим, чтобы поездка в метро была интересной. У нас большое количество партнерских программ, с Московским зоопарком, например. Ролики про панд или про других животных, возможно, видели — это создает в транспорте хорошую атмосферу. Транспорт должен быть местом, где приятно находиться.
Если мы начали говорить о партнерских проектах, давайте обсудим ваши благотворительные проекты. Сколько вы уже успели запустить?
Какие-то вещи, пусть и неорганизованные, происходили всегда. Существует группа доноров, кто-то животным помогает, кто-то в детские дома ездит, кто-то деревья сажает.
На нашем хакатоне мы собираем идеи о будущих проектах — вокруг экологической и благотворительной повестки крутятся 70 процентов идей. Мы долго подступались к теме благотворительности, потому что я, например, больше люблю животным помогать, а вы, возможно, кровь сдавать. Поэтому выбрать проект для поддержки бывает сложно. Мы долго не могли решиться, но в итоге пришли к мысли: «Если ты что-то можешь сделать, надо пойти и сделать».
Очень сильно на нас повлияла пандемия. В прошлом году вместо праздника в День московского транспорта — он в июле — мы запустили «Марафон добрых дел»: посадили деревья, сдали кровь, запустили флешмоб «Мечта Сони Рыбиной» и акцию «Двери не закрываются» — для поиска хозяев для бездомных животных. Вот тогда мы подошли к благотворительности более системно, но все равно системы как таковой у нас нет, если кто-то просит помощи — мы помогаем.
Максим Ликсутов, например, обращался к благотворительным фондам: если нужен транспорт — обращайтесь, мы поможем. Так мы помогаем «Ночлежке», фонду «Жизненный путь» — они возят на наших автобусах своих подопечных на работу.
Мы всегда поможем — информационной поддержкой, транспортом или как-то еще. И очень важно, что прямые расходы несем не мы, а партнеры проектов.
Бывают темы, которые нам самим откликаются, или они возникают в повестке. Они часто не имеют отношения к транспорту, но у нас есть ресурс, и мы можем помочь. Домашнее насилие — это не совсем про транспорт. Но представьте женщину, которая столкнулась с проблемой. Она увидит на экране в метро телефон службы доверия — один раз, два, три... И когда-нибудь запишет его и позвонит — и, возможно, это спасет ей жизнь. У добра нет принадлежности к теме.
Московский транспорт — это еще и ваши мероприятия: концерты со звездами, балет на станциях метро и многое другое. Зачем и почему вы поддерживаете эти инициативы?
Мы хотим быть больше чем транспортом. Это же огромная часть вашей жизни — москвичи очень много времени проводят в транспорте. Мы провели более 500 мероприятий, и они очень разные. До пандемии их было больше, сейчас они происходят в онлайн-формате. Мероприятия востребованы — людям очень нравятся: в прошлом году Лев Лещенко пел, а в этом году самым популярным стал концерт Artik&Asti. Концерт Юлии Паршуты я сама посмотрела три раза. Это и правда красиво.
Офлайн-мероприятия, когда они проводятся, привлекают очень много людей. Например, мы транслировали одну серию «Игры престолов».
А в каком формате это происходило? На экранах в метро?
Нет, прямо на станциях метро, ночью. Мы расставили стулья, сделали кинотеатр в метро.
А на экранах в поездах мы транслировали «Бессмертный полк» — в прошлом году он был онлайн. Показываем поздравление президента каждый Новый год — едешь в метро на Красную площадь и слушаешь. Под праздники транслируем специальные эфиры, ведь транспорт — это часть жизни, а не просто средство передвижения, которое перевозит тебя из точки А в точку Б.
Этот год объявлен годом искусства, поэтому мы с нашими партнерами — театром имени Табакова, Третьяковской галереей, Пушкинским музеем проводим разные мероприятия. Хочу вам показать лимитированную карту «Тройка», которая вышла ограниченным тиражом ко дню рождения метрополитена. Их раскупили за несколько часов. Наводите камеру на смартфоне, вас перекидывает на сайт и смотрите: кораблики плывут, дирижабль летает. Люди проводят около 2,5 минуты на странице, что для дополненной реальности очень хорошие показатели. Очень благодарны коллегам из Пушкинского музея, которые дают использовать свои картины.
Вы скоро отмечаете День московского транспорта — в июле. Готовите ли вы что-то особенное?
В 2017 году профсоюзы попросили организовать праздник, который нас объединяет. Это же очень классно — у нас 150 тысяч человек работает! Пандемия вносит свои коррективы, и мероприятия будут проходить онлайн. Но слоган у нас уже есть: «Искренне ваш, московский транспорт».