В июне музыкальную индустрию ждало немало внезапных камбэков: ветераны инди-рока в лице The Killers и Modest Mouse представили новые треки, норвежский дуэт Kings Of Convenience записал первый альбом за 12 лет, а американский хип-хоп-экспериментатор Tyler, The Creator продолжил свое преображение в свежем релизе Call Me If You Get Lost. Российская исполнительница Dead Blonde внезапно возродила типичный поп для деревенских дискотек, а коллектив Hodíla ízba — народные традиции в сочетании с джазом. Об этой и другой необычной музыке месяца — в регулярной подборке «Ленты.ру».
Tyler, The Creator — CORSO
Собрав в позапрошлом году «Грэмми» и всевозможные восторженные отклики, Tyler, The Creator надолго пропал с радаров и, по всей видимости, засел за работу над новым альбомом Call Me If You Get Lost, вышедшим в конце июня и почти сразу взлетевшим в чарте Billboard. В свежем релизе рэпер, окончательно отошедший от образа дикого хулигана, продолжает процесс душевного обнажения и снова примеряет образ страдающего романтика, хотя местами это и принимает довольно примитивную форму («В конце концов она выбрала его, но надеюсь, она вспоминает меня, когда они трахаются»). Кроме того, Тайлер все больше экспериментирует с форматами, выдавая минутные треки, и приглашая в эти будто бы недоработанные музыкальные обрывки тяжеловесов из мира хип-хопа. Примечательно, что, оставаясь в рамках этого жанра, музыкант не теряет возможности удивлять, а в CORSO и вовсе снова предстает в образе блистательного артиста, разгоняясь от танцев на столе до слез на полу.
The Killers — Dustland (feat. Bruce Springsteen)
Американские рокеры The Killers решили стряхнуть пыль со своего хита 2008 года Dustland Fairytale и сделать ремейк с самим Брюсом Спрингстином, который, как оказалось, является давним поклонником группы — и эта симпатия, само собой, взаимна. Фронтмен Брэндон Флауэрс говорит, что обязан Спрингстину умением видеть необычное в жизни и многими своими песнями, поэтому когда он получил предложение о сотрудничестве от легендарного музыканта, он поначалу подумал, что стал жертвой розыгрыша. Нетрудно представить, как сильно такой оффер встряхнул Флауэрса, которого то и дело сравнивают со Спрингстином и который зачастую этого сравнения совершенно осознанно добивается. Тем не менее коллаборация пошла The Killers не на пользу: песня, которую вокалист написал, когда его мать боролась с раком, а отец — с алкоголизмом, получилась излишне эпичной и от этого как будто совсем неживой.
L'Rain — Suck Teeth
Еще одна музыкальная фаворитка критиков, пусть пока и отстающая по популярности от Tyler, The Creator, но не уступающая ему в вопросах нестандартного подхода к своему делу — R&B-исполнительница из Бруклина L'Rain, выпустившая в июне свою вторую пластинку Fatigue, неоднородную и именно этим завораживающую. Во взятом оттуда треке Suck Teeth артистка исследует тему материнства, хотя эта деконструированная работа имеет мало общего с радостными песнями о семейных ценностях — а, как верно замечают в комментариях под видео, больше напоминает дрифт по бессознательному. В Suck Teeth L'Rain объявляет себя матерью, которая «похоронена под обломками жизни», и пытается понять, может ли родитель не передавать по цепочке все свои страдания и неудачи. В описании к Fatigue она даже отмечает, что изначально хотела назвать альбом именно в честь этой песни, потому что ей нравится заложенный в ней «очень темный звук неодобрения, раздражения и разочарования».
Kings Of Convenience — Catholic Country
Норвежцы Kings Of Convenience и в 2000-х не пользовались бешеной популярностью и не могли похвастаться обилием наград, а после неприлично долгого перерыва, похоже, напрочь исчезли из информационного поля. Все это время инди-фолк-группа, некогда работавшая с продюсером Coldplay и звучавшая в саундтреке сериала «Сплетница», будто бы пробыла в спячке и абсолютно игнорировала все происходящее в музыкальном мире. Тем лучше — ведь сейчас их законсервированная музыка наконец начала производить впечатление чего-то по-настоящему свежего и редкого. И если 20 лет назад им приходилось тягаться с целой когортой меланхоличных инди-рокеров, то сейчас их просто сложенные композиции выделяются своей умеренной старомодностью и создают особенное настроение на фоне знойного российского лета. Начать погружаться в него можно с, пожалуй, самого красивого нового трека Catholic Country, а затем окунуться и в весь альбом Peace or Love — первую работу Kings Of Convenience за последние 12 лет.
Modest Mouse — We Are Between
Еще один знатный инди-камбэк — американцы Modest Mouse, выпустившие первый альбом The Golden Casket за последние шесть лет. Их свежая пластинка из 12-ти треков получилась добротно скроенной и не особо актуальной, если рассматривать ее в рамках современных музыкальных трендов, но трудно понять, стоит считать такую характеристику плюсом или минусом. То, что одним может показаться скучным воспроизведением устаревших песен, для других вполне может выглядеть как возрождение некогда популярного жанра, причем в его лучшем виде. Сами же Modest Mouse, скорее всего, вряд ли слишком глубоко анализируют, насколько их последние песни вписываются в существующий музыкальный контекст, и просто достойно держат планку, не пытаясь примирить новые веяния с миром инди-рока 2010-х.
Vince Staples — LAW OF AVERAGES
Американский хип-хоп-артист, бывший сподвижник объединения Odd Future (основателем которого как раз был Tyler, The Creator) и музыкант лейбла Def Jam Recordings Винс Стейплс на слуху уже лет пять: он выпускает удачные новинки и остается при этом простым парнем из Лонг-Бич, которому по-прежнему гораздо ближе улицы, чем индустрия рэпа со всем ее пафосом и изобилием. По крайней мере именно такой образ Стейплс рисует в своем творчестве и делает это довольно правдоподобно, в том числе и в первом сингле с нового альбома LAW OF AVERAGES. В нем исполнитель зачитывает о трудных человеческих отношениях под заавтотюненный бэк-вокал в духе Bon Iver и мягкий, словно оглаживающий по голове саунд от Kenny Beats, параллельно смешивая легкую агрессию и банальное чувство разочарования. И нельзя сказать, что это получается у него как-то по-особенному, но почему-то в каждую вылетающую из уст Стейплса строчку, будь то слова о лицемерии друзей или меркантильности женщин, веришь искренне и без оглядки.
Hodíla ízba — «Шел я яром»
Проект Hodíla ízba зародился из фольклорного ансамбля «Комонь» и в феврале этого года получил грант на фестивале New/Open, благодаря которому, видимо, и появился «Ходуном» — увлекательнейший и сотканный из различных жанров дебют группы, в котором есть и джаз, и трип-хоп, и народные мотивы. Именно их Hodíla ízba делают визитной карточкой всего своего творчества — и зря. Кажется, без бесконечных народных напевов музыка коллектива стала бы куда чище, а неразборчивый вокал не отвлекал бы от по-настоящему интересных элементов и сбил бы с музыки некую избыточность. Что же касается сингла «Шел я яром», то музыканты назвали свой пестрый клип кислотно-народным шабашем и попали в точку — более подходящего определения тут и не придумаешь.
SAULT — Bitter Streets
Загадочный британский проект SAULT в 2020-м привлек немало внимания со стороны критиков, опубликовав за 12 месяцев сразу два релиза, а в этом году уже успел подготовить и свой пятый альбом Nine, продолжая сохранять анонимность и отказываясь от любых интервью. При этом музыка SAULT на самом деле не нуждается в уточнениях, а сами участники коллектива с ее помощью высказываются довольно исчерпывающе: от трека к треку они открыто говорят о том, что их действительно волнует, то и дело поднимая темы вроде положения темнокожих людей в современном обществе, уличной преступности и полицейского беспредела. Любопытно, что на одном из фитов мелькает рэперша Little Simz — и это появление настолько идейно близкой артистки превращается в настоящий музыкальной мэтч. При этом среди плотного потока социальной тематики, уравновешенной расслабляющим и мелодичным саундом, особой красотой отличается именно Bitter Streets — мечтательная и слегка минорная композиция c легким ретро-налетом.
DEAD BLONDE — «Мальчик на девятке»
За последние месяцы экс-продюсер GSPD Арина Буланова выпустила второй альбом «Княжна из хрущевки» с песнями про продавщицу из районного магазина и тяжелую судьбу жены бандита, заполонила все чарты песней «Мальчик на девятке», анонсировала первые концерты в Москве и Санкт-Петербурге. То, что (как хочется верить) задумывалось в качестве стеба над чудовищной и безвкусной попсой, внезапно не на шутку понравилось тем, кто эту попсу из 90-х почти не застал, и завирусилось среди традиционно молодой аудитории TikTok. Тут стоит отметить, что и сама 22-летняя Dead Blonde вряд ли выросла с включенным телевизором и звучащими оттуда группами «Демо» или «Краски». Несмотря на это ей удалось до ужаса точно воспроизвести музыку того времени и даже сделать ее модной и популярной. Открытым, правда, остается вопрос, надолго ли растянется такое увлечение саундтреками для деревенских дискотек или же успех «Мальчика не девятке» — это не тренд, а обычная случайность.