Сегодня в мире уже более 40 стран полностью или частично отказались от пластика и запретили использование пакетов из полиэтилена. Причин несколько: пластиковые отходы перерабатывать достаточно дорого, поэтому их просто захоранивают, а под воздействием ультрафиолета пластик разлагается, превращается в микропластик, его частички попадают в атмосферу, почву и загрязняют окружающую среду. В день рождения бумажного пакета, который отмечается 12 июля, «Лента.ру» рассказывает, как московские промышленники реализуют принцип ответственного потребления и что можно сделать уже сейчас на пути к полностью экологичному производству.
В июле в Евросоюзе ввели запрет на продажу одноразовых пластиковых изделий. Речь идет об одноразовых пластиковых тарелках, столовых приборах, соломинках, палочках для воздушных шаров и ватных палочках, контейнерах для еды и напитков из пенополистирола и всех товарах из оксоразлагаемого пластика.
В ближайшем будущем, по словам вице-премьера России Виктории Абрамченко, такие нововведения ожидаются и в России. Уже сейчас в законодательство готовятся поправки, запрещающие использование цветного пластика, пластиковых трубочек, ватных палочек и одноразовой пластиковой посуды.
Российская промышленность на данный момент рассматривает исключительно постепенный отказ от использования подобного типа пластика в производстве и предлагает начать с минимизации пластиковых пакетов.
Там, где это возможно, от пластика в стране отказываются и без принудительного порядка. «В столице действует около трех тысяч промышленных предприятий, и каждое второе из них поддерживает экотренды. Сегодня важность отказа от пластика понимают обе стороны: и производители, и потребители. Это стало особенно заметно в прошлом году, когда производство бумаги и бумажных изделий выросло почти на 50 процентов, это связано с увеличением доли онлайн-продаж и более активным распространением сервисов доставки, а также использованием картонной упаковки вместо пластиковой», — отметил заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельным отношениям Владимир Ефимов.
По данным ООН, в мире ежегодно образуется 300 миллионов тонн пластиковых отходов. В России это около трети всех бытовых отходов. Только в столице, согласно данным представителей Greenpeace, средний москвич производит в год примерно 500 килограммов бытового мусора, и приблизительно половина из него — это пластиковая упаковка и одноразовые предметы.
Такая статистика всерьез заставляет не только беспокоиться, но и предпринимать серьезные меры, чем уже сейчас и занимаются столичные промышленники.
Крупнейший в России производитель продуктов питания и напитков PepsiCo уже несколько лет пользуется поддержкой правительства Москвы, получая налоговые льготы. На заводах компании проводят различные мероприятия по уменьшению воздействия на окружающую среду, например организуют раздельный сбор отходов и упаковки, контролируют расход воды, электроэнергии и газа, а на некоторых заводах компания готовится к установке солнечных батарей. Большое внимание в компании уделяется переработке упаковки и использованию переработанного пластика.
«В прошлом году мы убрали пластиковую крышку с одного из наших продуктов — маленькая инициатива, но это минус 150 тонн пластика в год. Пластиковые крышки мы также убрали с маленьких упаковок сметаны. В 2019 году начали использовать переработанный пластик в упаковке наших напитков, и в 2020 году количество rPET в упаковке удалось увеличить вдвое. Мы верим, что упаковка никогда не должна становиться мусором», — рассказал директор по коммуникациям «PepsiCo Россия, Белоруссия, Украина, Кавказ и Центральная Азия» Александр Костиков.
Столичная компания Faberlic уже более 20 лет ежегодно производит около 150 миллионов единиц косметической продукции. Все технологические отходы производства пластиковой упаковки фабрика отдает на вторичную переработку. В ноябре 2020 года предприятие запустило проект «Экострана». Цель — сохранить ценные природные ресурсы и вернуть отходы в производственный цикл. Все желающие могут сдать упаковку от косметических средств в специальных пунктах приема: таких уже 877, они расположены в пунктах выдачи заказов Faberlic в 266 городах России.
«Современная реальность требует новых, высокотехнологичных и, главное, экологичных подходов во всех сферах, в том числе и в промышленности. Столичные промышленники не только следуют за экотрендами, но и внедряют современные экотехнологии в свое производство и минимизируют использование вредного для экологии материала. Кроме того, промпредприятия стараются внести вклад в формирование культуры ответственного потребления и привлечь внимание к проблеме загрязнения экологии отходами полиэтиленовой продукции», — сказал руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики Александр Прохоров.
Компания «Смерфит Каппа Рус» — ведущий изготовитель гофрокартонной упаковки — производит экологически чистый, на 100 процентов перерабатываемый продукт. Его используют российские и международные производители продуктов питания и напитков. На предприятии поддерживают ответственное потребление и перерабатывают более 48 тысяч тонн макулатуры в год.
«В декабре прошлого года компания получила право на инвестиционный налоговый вычет. Ей присвоен статус московского инвестора второй категории, что позволяет применять льготную ставку на региональную часть налога на прибыль в размере 8 процентов», — прокомментировал Александр Прохоров.
Однако, как отмечают участники промышленного сектора, полностью перейти на бумажную упаковку, перерабатываемую во всех сферах производства, сложно.
На столичном предприятии «Ламбумиз» придерживаются мнения о невозможности полного отказа от пластика. Компания уже почти полвека производит одноразовую упаковку для пищевых продуктов. Сегодня здесь изготавливают картонную упаковку «домиком» Gable Top (с крышечкой сверху), которую можно увидеть в продуктовых магазинах на полках с напитками.
В 2020 году на предприятии запустили производство одноразовой посуды из ламинированного картона — это 93 процента самого картона и всего 7 процентов — пластика. От которого, по словам генерального директора компании «Ламбумиз» Александра Абалакова, совсем нельзя отказаться.
«Пластик повышает устойчивость основного материала к механическому воздействию, а также к влаге и температуре — и позволяет сохранить саму упаковку и ее содержание», — подчеркнул Александр Абалаков.
Картон — один из самых экологичных материалов, он полностью разлагается, а если грамотно организовать сбор, картон может быть использован повторно.
Впрочем, задача по созданию замкнутого цикла, при котором отслужившая бумажная или картонная упаковка для пищевых продуктов будет перерабатываться и использоваться для изготовления новой, решается не так просто. Существует ряд требований по содержанию и качеству макулатуры в сырье, а также серьезные ограничения по дальнейшему использованию упаковки, изготовленной с ее применением.
Но это не означает, что сократить использование пластика в производстве и использовать переработанную продукцию без вреда совсем невозможно. Столичные промпредприятия проявляют существенный интерес к осознанному потреблению и развиваются в этом направлении: совершенствуют существующие технологии, активно ищут варианты по минимизации применения вредных для экологии материалов.