Культура
00:01, 19 июля 2021

Мультивселенные, диктаторы, бог-бисексуал: чем закончился сериал «Локи» и зачем он нужен Marvel?

Илья Кролевский (Редактор отдела «Культура»)
Кадр: сериал «Локи»

На Disney+ вышел финал сериала «Локи» (Loki) об одном из самых коварных и смазливых персонажей «Мстителей». Асгардский бог Локи — антигерой вышедшего в 2011-м фильма «Тор» и главный антагонист в «Мстителях» 2012-го, первой ленте франшизы, объединившей до того разрозненные супергеройские картины о Торе, Капитане Америке, Железном человеке и Халке. В «Мстителях: Войне бесконечности» Локи, в героическом порыве пытавшийся убить главного злодея Таноса, умирает — однако Disney на этом с очаровательным богом озорства не закончил, «реанимировав» его в третьем по счету сериале четвертой фазы кинематографической вселенной Marvel. О том, что в шоу сотворили с его главным героем, что с ним будет дальше и зачем все это было нужно, — в материале «Ленты.ру».

Камбэк в события «Мстителей» 2012-го (а также «Мстителей: Финала» 2019-го — спасибо путешествиям во времени, спутавшим всю марвеловскую хронологию настолько, что сам черт ногу сломит): за окном небоскреба «Старк Индастриз» в Нью-Йорке только завершилась война с инопланетными захватчиками, ее виновник Локи — в оковах, схваченный мстителями. Бога-обманщика вместе с Тессерактом, сосудом, содержащим камень бесконечности, собираются отправить в Асгард. Тем временем мстители из будущего (из «Финала») пытаются украсть витально важный камень у самих себя. Ограбление срывается — Тессеракт случайно оказывается в скованных руках Локи, который с его помощью тут же телепортируется в монгольскую пустыню.

Беглеца, правда, сразу настигают — но не мстители, а охотники из бюрократической организации «Управление временными изменениями» (УВИ). Бог коварства и озорства, оказывается, нарушил законы мироздания, взяв в руки Тессеракт — согласно УВИ, действие это не было предусмотрено Священным таймлайном, а значит, породило совершенно новую реальность. Последнюю охотники оперативно аннигилируют, а нарушителя отправляют под суд.

«Локи» с первой же серии приятно удивляет динамичностью действия и его разнообразием

Главного героя выхватывают в совершенно новый мир (расположенное вне времени и пространства УВИ — это бесконечные коридоры, кабинеты и архивы в стиле ретрофутуризма), вываливают тонну информации об истинном устройстве мультивселенных, спасают от «удаления», подрядив на охоту за другой, более опасной версией Локи (Софи Ди Мартино; да, Локи существует и в женской ипостаси!), причиняющей УВИ немало неудобств, и отправляют в путешествие по фантасмагорическим мирам. Критики уже окрестили сериал супергеройской версией «Рика и Морти» (конечно, не только из-за прыжков между вселенными — шоураннером «Локи» выступил Майкл Уолдрон, один из сценаристов и продюсеров этого мультсериала), впрочем, аналогия с «Доктором Кто» с раздутым в десять раз бюджетом здесь выглядит куда более точной.

Сражения сопровождаются эффектными и отточенными акробатическими трюками, побеги и погони ведут в новые, еще более живописные и колоритные инопланетные миры, — да, всем этим Marvel уже не раз радовал поклонников в полнометражных картинах, но в сравнении с «Вандой/Вижном» и «Соколом и Зимним солдатом» шоу и само выглядит как кинотеатральный блокбастер, и даст по уровню CGI и визуальному насыщению фору, должно быть, вообще любому существующему сериалу. Пика в своей сюрреалистичности «Локи» достигает в пятом, предпоследнем эпизоде, в котором главный герой, в конце концов «удаленный», попадает в Пустоту, — безумное чистилище для всех нарушителей законов УВИ, напоминающее босховский ад, — где встречает кучу альтернативных версий себя (в том числе «классический», сошедший из старых комиксов вариант в исполнении Ричарда Э. Гранта). Но здесь же сильнее всего обнажается главная проблема сериала — все остальные версии Локи оказываются куда интереснее оригинального заглавного героя.

Локи хоть и заслужил в фильмах Marvel репутацию коварного обманщика, зрителям все же полюбился — не только из-за харизматичного Тома Хиддлстона, его играющего, но и из-за слезливой предыстории, да и вообще, персонажи-бунтари на фоне правильных супергероев всегда смотрятся выигрышнее. Однако в сериале асгардец, своими выходками однажды чуть не уничтоживший планету, оказывается невероятно пассивным и на сюжет влияет мало, лишь таскаясь за персонажами то из одного, то из другого лагеря.

Бога озорства вроде бы и пытаются засунуть под микроскоп, заставив отрефлексировать все прошлые (и будущие) преступления, и даже отправляют в романтическое приключение (правда, с иной версией его самого — что для таких нарциссов, в принципе, единственно приемлемый вариант равноправных и «здоровых» отношений), но за весь сериал эволюция Локи сводится к каким-то совсем уж детским откровениям о том, что обманывать и предавать — плохо. К несчастью, без своей главной суперсилы асгардец превращается в безынициативного романтика, под конец сериала бросающегося фразами максимальной пошлости («Ты не умеешь доверять, а мне доверять нельзя») — словом, в одного из наискучнейших марвеловских персонажей (и даже озвученная бисексуальность ему нисколечко не помогает). На целый набор «альтернативных» Локи, включая женскую версию, смотреть куда веселее; но большинство из них в сериале играют лишь эпизодические роли.

К счастью, параллельно вселенской одиссее Локи назревает раскол в УВИ, — служащие организации, «добрый коп» Мобиус (Оуэн Уилсен), судья-карьеристка Равонна Ренслейер (Гугу Эмбата-Ро) и суровая охотница B-15 (Вунми Мосаку) начинают задумываться, не в слишком ли строгой узде они держат Священный таймлайн. Здесь «Локи» буквально поднимает вопрос о том, стоит ли жить под жестокой диктатурой, истребляющей диссидентов ради соблюдения общего баланса и относительного мира, норовя превратиться в политическую драму — чего, конечно же, так и не делает. Не даром, все-таки, шоу названо в честь бога хитрости и обмана!

Подобными иллюзиями, скрывающимися в заигрывании персонажей с детерминизмом, продолжительных лекциях по устройству мультивселенных, сюжет «Локи» попросту переполнен — и при просмотре хочется верить, что все эти ответвления приведут к долгожданной развязке, к окончательной остановке этого динамичного приключения. Но нет — финал шоу заканчивается анонсом второго сезона. Тот пока не получил дату выхода, но уже стало известно о появлении главного антагониста из «Локи» в полнометражном фильме «Человек-муравей 3» (Ant-Man and the Wasp: Quantumania), а самого Локи — в грядущей картине «Доктор Стрэндж и мультивселенная безумия» (Doctor Strange in the Multiverse of Madness). То бишь события в «Локи», перипетии его заглавного героя Disney нужны были для того, чтобы подвести зрителя к своим многобюджетным проектам — создается впечатление, будто компания просто использует свою стриминговую платформу как промоплощадку для полнометражных блокбастеров. Похоже, нас еще немного обманули. Впрочем, вспомним название сериала и не будем жаловаться — мы, по крайней мере, были предупреждены.

< Назад в рубрику