Культура
00:01, 20 июля 2021

«Всегда хотела быть наравне с мужчинами» Легенда гонконгских боевиков — об экшене, безумных трюках и Джеки Чане

Беседовал Денис Рузаев
Кадр: фильм «Пороховой коктейль»

В российских кинотеатрах уже несколько дней можно посмотреть бойкий и изобретательный комедийный боевик «Пороховой коктейль» — новую работу Навота Папушадо, несколько лет назад заслужившего сравнение с Тарантино и респект от него своими «Очень плохими парнями». Теперь режиссер обратился к очень плохим девчонкам — эффектно, цепями, топорами и автоматами, отбивающемуся от гангстерской мести сестринству киллерш-библиотекарш сразу двух поколений. Старую школу в фильме представляют такие легенды жанра, как культовая черная актриса Анджела Бассетт и Мишель Йео, в 1980-х сумевшая стать первой женщиной-звездой гонконгских боевиков, а затем превратившаяся в самую, возможно, известную азиатскую актрису своего поколения, любимую зрителями всего мира по хитам «Завтра не умрет никогда», «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» и «Дневники гейши». «Лента.ру» поговорила с Йео о «Пороховом коктейле», золотых днях гонгконгского кино и росте интереса Голливуда к азиатским лицам и судьбам.

«Лента.ру»: Чем вас заинтересовал «Пороховой коктейль»?

Мишель Йео: Меня абсолютно заворожил сценарий. Он просто блестящий. Все эти невероятные героини! Ну, вы понимаете... Женщины, экшен — то, что я люблю и всегда любила. А потом меня познакомили с нашим режиссером Навотом Папушадо, и мы мгновенно нашли общий язык. То, как он описывал фильм, вызвало во мне мощный прилив ностальгии. Меня как будто перенесли на машине времени в те дни, когда я снималась в гонконгских боевиках. Все было похоже: экшен, снятый почти как мюзикл, с множеством трюков, но при этом и с драмой тоже, историей такой дисфункциональной семьи, которую составляют героини. И в конечном счете это высказывание о чести, верности и любви. Я была очарована.

А какой элемент этого жанрового коктейля ключевой, на ваш взгляд? Наверное, юмор?

Вы абсолютно правы. Именно это и было целью Навота, входило в ДНК сценария. Юмором пропитан весь фильм — ты буквально можешь его увидеть, почувствовать, даже понюхать. Некоторые экшен-сцены — например, в больнице, где героиня Карен Гиллан сражается с убийцами, несмотря на то, что у нее онемели после парализующих инъекций руки, — просто сумасшедшие! Это как Бастер Китон, Джеки Чан и Саммо Хунг и их совершенно чокнутые трюки. И Карен справилась на ура — смогла драться, не имея возможности драться.

Вашей героине Флоренс — несмотря на то, что экранного времени у нее не так много — несколько эффектных боевых сцен тоже достается.

Да. Ну, вы знаете, мы, актеры, любим говорить, что не бывает маленьких ролей и что это наша задача — делать даже самые второстепенные роли важными. Ты не можешь прийти на площадку с мыслью, что твоего персонажа в любом случае быстро забудут. Тогда такого персонажа в фильме просто не должно быть. В «Пороховом коктейле» все строится на балансе: без одной героини не было бы остальных. Это фильм о сестринстве киллерш, в котором каждая прикрывает тылы других. По-моему, было очень умной идеей поместить логово это сестринства в библиотеку, потому что стоит тебе в ней оказаться, даже как зрителю фильма, ты немедленно чувствуешь историю, стоящую за этими героинями, годы, которые они провели вместе. Это место, которое не могло просто появиться за ночь. И к тому же — что мы уносим с собой из библиотеки, если не считать книг? Знание. И книга — это ведь тоже не только знание. Так что мне нравится, как много всего заложено в такие простые, казалось бы, решения. А что до моей роли, то тут все очевидно: не так важно, сколько именно раз ты появляешься на экране, куда важнее — чтобы это были насыщенные, содержательные появления. И каждая героиня в «Пороховом коктейле» двигает историю вперед. Флоренс, на мой взгляд, нужна, чтобы поддерживать баланс между другими персонажами, она связывает их. Она как суперклей! Много не говорит — что мне нравится: я люблю молчаливых, но сильных людей. Но она рядом, и она за тобой присматривает.

И она здесь владеет оружием, которого я в вашей фильмографии не припомню: тяжелыми, но смертельными цепями.

Все так, это было впервые. Вообще, дизайнеры и наш режиссер Навот все продумали очень тщательно — и особенно, конечно, оружие каждой героини. И думаю, Папушадо дал моей героине эти цепи ровно по той же причине, которую вы назвали, — он, как и вы, не видел меня на экране прежде с оружием настолько громоздким и внушительным, вселяющим мысль: «Так, вот с этой девицей лучше не связываться. Будет больно». Мне не раз доводилось в кино орудовать чем-то легким — вроде наконечника копья на тросе, например. Но не такими цепями. А ведь у них впечатляющий боевой потенциал. Ты можешь пользоваться ими как веревкой или лассо, можешь кого-то подвесить на них, можешь с их помощью бросить врага в сторону — а можешь раскрошить ему голову к чертям. Идей было великое множество. Да, поначалу я опешила: что мне с ними делать? Но наш координатор по трюкам остановиться не мог, фонтанировал предложениями.

Вы здесь — как, впрочем, и всегда — наверняка сами выполняли все трюки!

Что я могу сказать? Я люблю экшен, люблю физическую нагрузку. Только в подобном кино мне достается возможность пускаться во все эти безумные затеи — причем в контролируемой, безопасной среде. Так что — да, все делала сама. И от всего получала большое удовольствие!

Вы уже сказали, что работа над «Пороховым коктейлем» напомнила вам золотые дни гонконгского экшена. Сейчас — по разным причинам, от экономических до политических — очевидно, что эти золотые дни гонконгской индустрии позади. Какие у вас остались самые теплые воспоминания о том времени?

С наибольшей теплотой я вспоминаю наше товарищество в те времена, дух общего дела. У нас не было отдельных трейлеров для актеров, не было ассистентов, не было ничего на самом деле. Все деньги уходили на съемки собственно кино. Даже сценариев часто не было! Ты приезжаешь на площадку и слышишь: «Так, сегодня будешь выпрыгивать из окна горящего дома». Тебя ставили перед фактом, часто в последний момент, и работали мы на износ, буквально 24/7. Хотела бы я снова пережить опыт тех лет в том же виде? Конечно, нет. Сейчас съемки стали куда безопаснее и комфортнее. Но что мне нравилось в тех гонконгских фильмах — сумасшедшие и очень опасные трюки в них всегда дополнялись юмором. Иногда слэпстиком, иногда поворотом сюжета, иногда яркой ироничной репликой. А на «Пороховом коктейле» я как будто смогла в той или иной степени в то время вернуться. И была искренне этим растрогана. Я, конечно, скучаю по Джеки Чану, по Саммо Хунгу, по Джету Ли. Но у нас были те золотые деньки. И со мной всегда останутся воспоминания о них. И боль! Ее было много, очень много.

Вы ведь тогда были по сути первопроходкой — первой женщиной в гонконгском экшене, которая показала, что может быть героиней боевика, выполнять трюки и бои так же интенсивно, как и мужчины. Каково это было? Сложно было заставить себя уважать?

(смеется) Заставить уважать! Мужчины! На самом деле это недалеко от истины. Это был насквозь мужской мир, в котором бал правили боевики, построенные вокруг мужчин-звезд. Женщинам в них отводились роли в основном девиц в беде. Мне же это было не близко, я всегда хотела быть на равных с мужчинами. Я часто говорила Джеки Чану: «Учти, я не буду пищать в кадре: "О, Джеки, спаси меня!"» (имитирует картинно тонкий женский голос). Никогда! А ведь мы очень хорошие друзья — и когда снимали «Полицейскую историю 3: Суперполицейский», очень хорошо проводили на площадке время. К счастью, времена изменились. Не в последнюю очередь потому, что и мужчины-звезды стали в чем-то увереннее в себе.

К слову, мне нравилось сниматься в «Завтра не умрет никогда», где Пирс Броснан вставал сложа руки и говорил: «Давай, справляйся с ними сама» (смеется). Только по-настоящему уверенный в себе человек может сказать: «Зачем мне с тобой соревноваться в чем-то? Мы же партнеры». По-моему, здорово, когда в сценарии есть такие персонажи. Конечно, мы все боремся за равенство, за гендерное равноправие, за инклюзивность, за разнообразие — так много всего, за что приходится бороться! Но в конце концов мы бьемся и за право рассказывать истории, которые соответствуют нашим взглядам на мир, которые искренни и которые действительно, а не на словах верят в то, что женщины способны на все. И мне кажется, это уже не должно удивлять. Я счастлива, что это так. Выдающихся женщин в экшене теперь стало много — от моих партнерш по «Пороховому коктейлю», таких как Анджела Бассетт и Карен Гиллан, до Анджелины Джоли, Шарлиз Терон, Скарлетт Йоханссон — и все они по-своему уникальны.

Вы еще и проторили путь для азиатских звезд в Голливуде — причем два с лишним десятилетия назад. А мы ведь только в последние несколько лет стали видеть американское кино, которое уходит от прежних расовых стереотипов.

Вы знаете, это процесс. Я рада, что он запустился, что ситуация улучшается. И нам нужно стараться, чтобы этот процесс шел дальше, чтобы не случился откат назад. Ведь азиатские лица повсюду, их много в любом современном обществе — в Америке, в Европе, в Азии, само собой, и даже, насколько я знаю, в России. Почему мы должны сводить их к стереотипам? И еще нужно учитывать, что за стереотипами тоже стоит история, жизни людей, мечты о большем и о лучшем. Так что мы должны стремиться лучше рассказывать истории, которые нам близки. Еще за пару лет до успеха «Безумно богатых азиатов» невозможно было бы запустить подобный фильм. Романтическая комедия? И тебе в ответ смех: «Романтические комедии больше не зарабатывают в прокате». Так что жанр играл против нас. С полностью азиатским актерским составом? Последним таким фильмом в Америке был «Клуб радости и удачи» — почти 30 лет назад! Так что это тоже было нам не на руку. Но нам нужно было продолжать пытаться, пробовать, искать способ снять тот фильм, который мы хотели увидеть, — и посмотрите на результат! («Безумно богатые азиаты» заработали в прокате 238,5 миллионов долларов при бюджете в 30 миллионов — прим. «Ленты.ру».) Мы должны продолжать пробивать эту стену. Лично я никогда не перестану этого делать. Я была такой всегда — уже с первого своего фильма, в котором я как раз сыграла классическую девицу в беде и после которого сказала и себе, и окружающим: «Я достойна большего, ролей сложнее и интереснее». Так на свет появилась «Да, мадам!», и назад я уже не оглядывалась. Иногда, если ты стоишь на своем достаточно долго и заявляешь о себе достаточно громко, ты будешь услышана.

Фильм «Пороховой коктейль» (Gunpowder Milkshake) уже идет в российском прокате

< Назад в рубрику