Моя страна
00:02, 22 июля 2021

«Нам выпал шанс испытать себя» Как муж с женой купили старинную фабрику и возродили легендарное русское ремесло

Подготовила Дина Васильева
Фото: фабрика «Крестецкая строчка»

Крестецкая строчка — уникальный и очень сложный вид сквозной вышивки. Изначально это ремесло появилось среди крестьянок Новгородской губернии, где в начале XIX века было широко развито льноводство, а вместе с ним льнопрядение и льноткачество. Буквально в каждом деревенском доме стояли пяла: строчили целыми семьями, включая мужчин и детей. Тяга местных жителей к красоте, желание создать неповторимый узор на предметах костюма, полотенцах, подзорах породило народные эксперименты в освоении необычного промысла. Когда-то крестецкие изделия преподносили в дар королевским особам, но после развала Советского Союза спрос на продукцию мастеров упал. «Лента.ру» поговорила с представителями фабрики «Крестецкая строчка», которые стремятся возродить старинный русский промысел.

Прибыльное дело

В 1840-х годах новгородские крестьянки начали вышивать особенные узоры на домотканом (свойском, как тогда говорили) льняном полотне. Таким образом они украшали одежду и жилища — изготавливали строчевые наволочки, накидки, рушники, подзоры, задежечки, фартушки. Красивые льняные изделия хорошо раскупались путешественниками, проезжающими по почтовому тракту между Москвой и Санкт-Петербургом. Это открывало широкие возможности для торговли строчевыми изделиями, и ремесло стало не просто крестьянским досугом, но и делом, приносящим прибыль.

Появлению промысла способствовали, кроме почтового тракта, крепостное право, поскольку многие крестьянки вышивали для хозяев, а также большое количество женских монастырей в Новгородской губернии той поры

Однако к середине XIX века заработала Николаевская железная дорога, которая уменьшила движение по тракту и создала трудности в сбыте продукции. Решением этой проблемы занялись частные скупщики: они стремились привести строчку в соответствие вкусам столичных покупателей и требованиям моды.

Массовое производство строчевышитых изделий наладилось с 1870 года. После революции мастериц-надомниц начали объединять в артели, а в 1929 году впервые было образовано предприятие, которое вскоре стало известно во всем СССР. В советские времена, особенно в 1970-1980-е годы, «Крестецкая строчка» процветала: на фабрике работали 700 человек. Для сравнения — в 2015 году, когда ее купил петербургский предприниматель Антон Георгиев, штат насчитывал всего семь человек, среди которых были два сторожа.

В советское время изысканность белоснежных гипюров и высокое качество технического исполнения принесли промыслу мировую славу. Новгородскими произведениями строчевого искусства пополняли свои фонды ведущие музеи страны — Русский музей, Эрмитаж, Музей этнографии в Санкт-Петербурге, Новгородский музей-заповедник, музей ДПИ в Москве и другие. Постельное белье, скатерти и салфетки производства «Крестецкой строчки» были в каждом доме, этот вид рукоделия преподавали на уроках домоводства в школах.

В 1956 году на фабрике «Крестецкая строчка» произошел производственный прорыв в связи с внедрением машинного способа строчки. Новшество способствовало снижению затрат на производство и улучшению экономических показателей предприятия. С тех пор в своей работе вышивальщицы используют только быстрострочащую швейную машину и модифицированную (без лапки) иглу, вручную контролируя ее ход.

Замена ручного труда машинным произошла без ущерба для качества продукции: если раньше мастерица тратила 40 минут на вышивку простой мережки «колышек», то при помощи машины — всего три с половиной минуты

В советский период художников фабрики вдохновляли многие события из жизни страны: первые трудовые пятилетки, подвиг папанинцев, победа в Великой Отечественной войне, первый полет в космос, Олимпиада. Мастерицы вышивали высокохудожественные сюжетные панно, которые продолжают создаваться и сейчас. Техника строчевой вышивки позволяет добиться портретного сходства, тому пример — музейные экспонаты фабричного музея «Пушкин», «Горький» и портреты современников.

Почерк мастерицы

Структура льняного домотканого полотна позволяла выдергивать в нем нити и вышивать необычные узоры. Первым приемом такой вышивки стала мережка: нить выдергивалась в одном направлении, и на ткани появлялись дорожки, напоминающие путь саней, накатанный среди заснеженных полей новгородской земли. Позже появились техники, где вышивка выполнялась уже по сетке, образованной путем выдергивания нитей в двух направлениях.

Особое распространение строчка получила в селе Старое Рахино, расположенном вблизи оживленного почтового тракта. В начале XX века именно старорахинские мастерицы Раиса и Александра Тихановы придумали более сложные рельефные швы и стали авторами первых сновочных гипюров.

У каждой мастерицы — свой почерк, поэтому каждое изделие на фабрике до сих пор закреплено только за одной вышивальщицей, даже если оно создается с помощью машинной иглы

Крестецкую строчку нередко называют игольным кружевом, однако с этим видом искусства ее роднит лишь то, что визуально изделия выглядят очень ажурными. Крестецкая строчка выполняется иглой с нитью по тканевой основе, в то время как кружево любого вида выплетается из нитей с помощью специальных инструментов — коклюшки или крючка.

Помимо крестецкой строчки существуют и другие техники, в основе которых лежит сквозное строчевое шитье, — например, российские горьковский гипюр, кадомский вениз и ивановская строчка, из зарубежных брендов — итальянская вышивка ретичелло.

«Строчке можно учиться всю жизнь»

Модные городские рисунки — гипюры — требовали изменения техники строчки, и она стремительно развивалась. Предметы повседневной жизни отразились в причудливых названиях швов: «решеточка», «фонарик», «колышек», «козлик», «жучок», «снопик», «лапка». В процессе развития промысла мастерицы придумали и более сложные гипюрные узоры: «старинный гипюр», «рассыпной гипюр», «мыльный пузырь», «вологодское стекло», «тарлата», несколько десятков видов широкой и узкой мережки.

Сегодня мотивы в орнаментах остаются практически теми же, что и столетие назад. После многолетнего кризиса производства идеолог проекта возрождения крестецкой строчки Александра Георгиева восстанавливает традиции строчевой вышивки, используя архивные материалы и опыт фабрики до банкротства. Все, что выпускается сейчас, — это изделия, соответствующие модным трендам в интерьере и одежде. На современном производстве используются все те же лен, хлопок, шерсть, а также ткани нового поколения — вискоза, рами, модал, тенсель.

Самостоятельно освоить такой вид вышивки очень сложно, поэтому на фабрике обучают тех, кто в дальнейшем хотел бы работать на производстве. Обучиться тонкостям шитья удается далеко не всем: крестецкая строчка требует не только трудолюбия, усидчивости и зоркости, но и особого таланта. Как говорят мастерицы со стажем, строчке можно учиться всю жизнь.

Современная техника вышивания делится на несколько этапов. Сначала эскиз узора и его расположение на ткани вырисовывается простым карандашом на миллиметровой бумаге. Выводя каждую линию по клеткам, художник работает карандашом, будто иглой, представляя, как впоследствии вышивальщица перевьет каждую нить в сетке полотна.

Затем по эскизу художника с помощью маленьких ножниц прямо в структуре ткани полотняного переплетения мастерицы-дергальщицы подрезают и выдергивают часть нитей, выполняя так называемую заготовку под ажур. Процесс держки основан на счете нитей и не допускает ошибок.

Раскроенная приемом ручного кроя по нитке ткань закрепляется в пяльцах и туго натягивается. По сетке, состоящей из вертикальных и горизонтальных нитей (тонек), вышивальщицы прокладывают диагональные нити (сновки) иглой. Наконец, полученную паутинообразную основу заполняют ажурным орнаментом, плотно обвивая каждую сторону квадрата.

«Шанс испытать себя»

Новая жизнь фабрики «Крестецкая строчка» началась в конце 2015 года, когда бизнесмен Антон Георгиев вместе с женой Александрой, дизайнером, выкупили предприятие. На фабрике висели многомиллионные долги, а от некогда многочисленного коллектива осталось всего несколько мастериц. За два года новые собственники сделали капитальный ремонт здания, полностью модернизировали производство, изменили ассортиментную линейку и радикально перестроили маркетинг.

В советские времена к отцу Антона в Ленинград приезжали шведы, которые хотели купить текстиль с крестецкой вышивкой для своих гостевых домов. От поездок на знаменитую фабрику у Антона Георгиева остались яркие впечатления, и спустя почти четверть века он вспомнил об этом ремесле, когда на глаза ему попалось объявление о продаже новгородского предприятия.

Разработка и производство коллекций одежды и столового текстиля с ажурной строчевой вышивкой ведется в двух местах. На фабрике в рабочем поселке Крестцы, который расположен в 270 километрах от Петербурга, трудятся 99 человек, в том числе 46 вышивальщиц и заготовщиц под ажур. Вся вышивка создается руками исключительно местных мастеров. Работа организована в двух направлениях: выпуск столового текстиля с гипюрными узорами и производство купонов с ручной вышивкой для дальнейшего создания моделей одежды.

В Петербурге же расположен экспериментальный цех «Крестецкой строчки», где ведутся все разработки, и отделение по пошиву одежды. Все решения о деятельности предприятия принимаются здесь — генеральным директором Антоном Георгиевым и его женой, креативным директором фабрики Александрой Георгиевой, в команде с офисными сотрудниками.

Зараженные идеей

Идея возродить народный промысел принадлежала дизайнеру Александре Георгиевой. Когда вместе они с супругом приобрели легендарную фабрику, Александра стала автором коллекций одежды, аксессуаров и предметов интерьера. Как призналась Александра в разговоре с «Лентой.ру», покупка фабрики стала для нее «испытанием, важным жизненным этапом и толчком на пути к познанию себя».

За пять лет работы на обновленном после капитального ремонта производстве под руководством Александры было выпущено 15 коллекций столового текстиля, пять капсульных и сезонных коллекций женской одежды, линейка ажурных аксессуаров: пояса, баски, фартуки-поневы, манжеты, чокеры, воротнички. Каждый предмет бренда украшен самобытной новгородской вышивкой.

При создании коллекций Александра вдохновляется архивными материалами «Крестецкой строчки», историей моды и мировых домов моды, своей семьей, природой, путешествиями, советскими фильмами и музыкой

«Вспоминается время, когда в Доме мод на Кузнецком Мосту царил New Look и дефилировали легендарные Регина Збарская и Галина Миловская. Девушки 60-х, романтичные и женственные, как Вертинская и Варлей, верили в любовь и справедливость, учились на геологов, инженеров, архитекторов и хирургов. Они реализовали себя как личности и остались верны идеалам юности, как Катя Тихомирова из "Москвы слезам не верит"», — говорит Георгиева. По ее признанию, именно эта оскароносная советская картина вдохновила ее на создание весенне-летней коллекции 2021 года.

Коллектив фабрики буквально заражен идеей как можно глубже заинтересовать людей, особенно молодое поколение, народной культурой, поскольку локальные орнаменты, национальные традиции и народные промыслы — это актуальный модный тренд, который усиливается с ростом спроса на устойчивую моду.

C 1930-х годов изделия новгородских вышивальщиц активно отправлялись на экспорт. Почти сотню лет спустя новые владельцы фабрики стремятся вновь рассказать миру об уникальных изделиях. Уже сегодня среди заказчиков фирменного интернет-магазина появились представители Германии, США, Франции, Швейцарии, Латвии, Катара, ОАЭ и других стран.

< Назад в рубрику