Глэмпинги появились в России всего несколько лет назад, но довольно быстро нашли свою аудиторию. В «гламурные кемпинги» (считается, что понятие «глэмпинг» родилось именно из этих двух слов) поехали гости, желающие совместить отдых на природе с привычными удобствами — крышей над головой, мягкой кроватью и возможностью принять утренний душ. Пандемия лишь ускорила развитие этого бизнеса, заставив людей задуматься о внутреннем туризме и новых локациях для отдыха. Тем не менее сравнивать такой досуг с аскетичными палаточными путешествиями кажется нелогичным — многие глэмпинги, по своей цене нередко превосходящие отели, предлагают посетителям не только комфорт, но и чувство принадлежности к некому комьюнити, более экологичному и внимательному к природе. «Лента.ру» выбрала наиболее популярные направления для глэмпинга и пообщалась с основателями таких проектов об интересных особенностях бизнеса, целевой аудитории и правильном выборе места.
Летом 2020 года сразу несколько изданий написали о буме глэмпингов в Московской области. Жители мегаполиса, не имеющие возможности поехать в другую страну и в целом не желающие проделывать слишком большой путь ради нескольких дней на природе, получили внушительный список опций — от деревни хоббитов в Можайском районе до лесных юрт в поселке Брикет. Количество новых точек продолжает расти, а старые быстро бронируются на дни и недели вперед. Посетителей не останавливает даже цена, которую не назовешь низкой. Так, выходные в глэмпинге «Под небом» обойдутся примерно в 70 тысяч рублей на двоих. Его сооснователь Сергей Петров отмечает, что в Подмосковье больше нет локаций в этой ценовой категории, а высокий ценник позволяет сформировать особую аудиторию: «К нам едет человек, который кое-что повидал в этой жизни и которого простым отелем уже не заинтересуешь. Люди едут к нам за природой и нахождением в сердце этой природы. У вас никогда не было такого, что вы приезжаете отдыхать, заселяетесь в гостиницу, а вам от этой гостиницы до того места, за которым вы приехали, приходится еще идти? В случае с глэмпингом ты можешь воткнуть номерной фонд в самое сердце природной территории. Это дает тебе такой опыт и эмоции, которые ты ни в одной другой гостинице не получишь. Когда ты просыпаешься в комфортной кровати, открываешь глаза и понимаешь, что ты находишься рядом с водой».
Сооснователь отеля «Под небом» считает, что пандемию нельзя назвать главной и единственной причиной популярности такого досуга. «Пандемия — это та возможность, которой надо сейчас воспользоваться, чтобы изменить рынок и изменить отношение людей к путешествиям по России. На это есть один-два года, и если получится, то этот рынок в несколько раз может вырасти», — говорит Петров.
На этот бизнес он и сам решился из-за коронавируса: раньше он вместе с партнерами занимался рекламой в интернете, а когда случился локдаун, начал задумываться, какая сфера будет расти, когда ограничения ослабнут. В итоге от начала стройки его проекта до приезда первых гостей прошло всего четыре недели.
К выбору места Петров и его партнеры подошли системно. Один из них сел на лодку и проплыл все подмосковные северные водохранилища. Он отметил на карте 150 мест, из которых его коллеги выбрали 25. После этого команда «Под небом» начала работать с этим шорт-листом, пытаясь понять с юридической точки зрения, на какой участок они могут претендовать. Так появился их глэмпинг около Пестовского водохранилища — с катерами, сафари-тентами и собственным рестораном.
Куда еще поехать в Подмосковье: «Рузская Аляска», экоранчо «Алексеевка», Pine River, «Юртовый комплекс», «Дача», хаски-деревня «Рузская Аляска», комьюнити «Деревня».
Эти территории привлекали толпы туристов и задолго до появления глэмпинга, но теперь кажется, что они будто бы созданы именно для такого отдыха. Обилие лесов, близость к озерам и одинаково живописные пейзажи как зимой, так и летом отлично подходят для отдыха в палатках, но наличие комфортабельных домов прямо на природе делает эти места еще более интересным направлением для путешествий. На границе Карелии и Ленинградской области можно найти лесную поляну с купольными домами от Hills & Huts. Там же можно попариться в бане, арендовать велосипед или окунуться в японскую купель Фурако. Основатели глэмпинга не раскрывают статистику, но утверждают, что на спрос жаловаться не приходится. «Гостям нравится отдыхать наедине с природой. Гости — в основном пары, также семьи с детьми», — заявили в Hills & Huts.
Куда еще поехать в Карелии и Ленинградской области: Boho Camp, Hygge Camp Karelia, Shanti Home, Nord Camping Karelia.
Тверская область видится не самым очевидным вариантом, когда речь заходит о поездках на природу, однако регион активно развивает различную туристическую инфраструктуру, включая глэмпинги. Причем точек притяжения здесь можно насчитать достаточно, начиная от Селигера и заканчивая Осташковским районом, где находится исток Волги. Именно вблизи Волги располагается экоотель «Ново-Окатово». Его основатель Виталий Начаркин полтора года искал это место, успев обойти весь берег от Конакова до Рыбинского моря. «Оказалось, что лучшая локация — здесь. С одной стороны — девственный сосновый лес, с другой — широкая Волга, вытянутый вдоль берега участок и просто безумная энергетика, которая дополнена огромными камнями-валунами по территории. Такие обычно встречаются в нетронутых природных местах вроде Карелии. Именно здесь мы ощутили место силы, где можно набраться энергии, замедлиться и побыть в моменте», — вспоминает генеральный директор «Ново-Окатово».
Глэмпинг Виталий Начаркин считает стартовой точкой. По его мнению, закрытые границы подтолкнули россиян пробовать что-то новое, поэтому скоро «Ново-Окатово» предложит им самые разнообразные варианты. «Наша концепция — большой экоотель, который в будущем сможет разместить до 350 гостей. Это будет ансамбль из глэмпинга, шале, таунхаусов и домов повышенной комфортности. На данный момент реализована одна десятая часть проекта. Мы начали именно с глэмпинга, потому что было любопытно проверить эту концепцию, а во-вторых — мы видели большой интерес со стороны туристов», — рассказал Начаркин.
Куда еще поехать в Тверской области: Shiksha, «Старый Сиг», Hoki Camp, «Ефимов Глэмп».
Краснодарский край усеян гостиницами, а Сочи — разнообразными аттракционами для туристов, но именно это изобилие, похоже, и подталкивает людей к более сдержанным путешествиям подальше от социума и поближе к природе. Помимо понятного пляжного отдыха Краснодарский край может предложить горы, водопады и заповедники, а появляющиеся новые глэмпинги тоже активно используют это разнообразие для привлечения клиентов.
Недавно открывшийся в Тисо-самшитовой роще отель Best Place строит философию вокруг экологии, организовывает раздельный сбор мусора и даже занимается своего рода образованием посетителей. «У нас главный упор на то, что мы в национальном парке Сочи. Через наш отель проходит треккинговая тропа, и мы вместе с парком будем развивать новые маршруты. В скором времени мы еще планируем QR-коды с табличками около самшитов и разных растений. Каждый желающий сможет прочитать что-то интересное, потому что на самом деле мало кто что-то знает про редкие растения, и мы хотели бы ознакомить наших гостей с местной природой», — рассказали соосновательницы Best Place Ольга и Анастасия Поляковы.
По их словам, посетители и сами пытаются больше узнать про природу Краснодарского края, а в глэмпинге чувствуют романтику предков, которые ездили с палатками на озеро:
Куда еще поехать в Краснодарском крае: Eco Village Sochi, «Оранжереи», «Жемчужный», «Глоток воздуха», «ЛЕС».
Весной «Российская газета» писала о «нашествии глэмпингов в Татарстане», хотя на тот момент в регионе было всего шесть подобных баз отдыха. Но, учитывая, что к концу года их число должно достигнуть 20, темпы распространения и правда впечатляют. Свою роль здесь играет поддержка властей: ранее президент республики Рустам Минниханов назвал экотуризм приоритетным направлением и пообещал помочь людям, занятым в этом бизнесе. И хотя в Татарстане подобные проекты будто бы все еще находятся на стартовой позиции, их основатели пытаются привнести в них конкурентные преимущества, включая поездки на квадроциклах или даже молельные комнаты в специальном халяльном глэмпе.
Основатель «Дикой Дачи» Гомер Давлятшин считает, что по сравнению с прошлым годом актуальность этого формата в Татарстане выросла в два-три раза. «Думаю, в ближайшие пять-семь лет все узнают, что такое глэмпинг, и полюбят данный вид отдыха. Пока что многие даже не могут выговорить это слово, но спрос растет», — отметил он.
Его проект в 20 километрах от Казани тоже запустился не так давно — «Дикая Дача» начала принимать гостей год назад и выросла из желания создать некий лагерь для друзей и близких по духу людей. В беседе с Enter Давлятшин также вспоминал, что на его решение повлиял запуск «Дикой собаки Динго», которым занималась его подруга Альбина Фахрутдинова. В итоге идея собрать единомышленников сработала, и, по словам основателя глэмпинга, многие из гостей постепенно стали его друзьями и постоянными посетителями. В «Дикой Даче», где избегают шумных тусовок и стараются беречь природу, работает своеобразный фейс-контроль: особо буйным и не вписывающимся в общую компанию клиентам вполне могут отказать в посещении.
Куда еще поехать в Татарстане: Urman Camp, Halal Resort, «Лесная Поляна», «Дикая собака Динго», «Лебедино».
Несмотря на то что на фоне пандемии Алтай, по данным Forbes, столкнулся с таким наплывом туристов, какого не было со времен закрытия перелетов в Египет в 2015-м году, мода на глэмпинги туда доходит с неким опозданием. Такая задержка кажется удивительной, потому как именно регионы, способные показать красивые природные достопримечательности и успевшие стать любимым направлением для поездок по России, должны были первыми опробовать новый формат. Как рассказала совладелица глэмпа «Айвенго» Юлия Кирьянова, виной тому может быть особая местная специфика: «Алтайцев тяжело привлечь к работе, а тех, кто выполняет специфические строительные работы, тут по пальцам пересчитать. Нас долго подключали к электричеству, но зато какая радость была, когда мы перестали пользоваться шумными генераторами!»
Несмотря на возникшие сложности, Юлия Кирьянова согласна с тем, что Алтай идеально подходит для нового формата отдыха и может предложить гораздо больше, чем пустые нетронутые поля. «На Алтае огромное количество рек и озер, которые, как известно, общего пользования, и строить на берегу капитальные базы отдыха нельзя. Тут как раз и есть где развернуться глэмпингам. Вода и сумасшедше красивые горы — это и есть изюминка Алтая. Строить в чистом поле тут нет смысла, надо искать красивые места. Недалеко от "Айвенго" есть стоянка древнего человека, где до сих пор ведутся археологические раскопки и есть петроглифы. Приезжаешь в это место и проникаешься духом прошлого. Еще есть водопады, красивый мост, смотровые площадки в горах, рыбалка на хариуса, катание на лошадях, полеты на вертолетах и экскурсии на отдаленные горные озера», — рассказывает совладелица «Айвенго».
При этом важно понимать, что обещанный глэмпингами комфорт может быть очень разным: какие-то варианты размещения оказываются не слишком приспособленными к морозам, другие наоборот нагреваются под солнечными лучами не меньше, чем дешевая палатка. По словам Юлии Альяновой, управляющей глэмпингом «Август», в основном этот формат отдыха на Алтае представлен купольными постройками, в которых можно столкнуться с определенными сложностями: «У них печки-буржуйки, и, чтобы ночью комфортно себя чувствовать, нужно каждые два-три часа просыпаться, подкидывать дрова. А днем светит настолько сильно, что ни один кондиционер, который у них там может быть установлен, с этим не справляется. То есть это парник получается».
По поводу качества домов в «Августе» у Альяновой нет сомнений, поскольку с них и начался весь проект. «Мы организовали в Барнауле собственное производство домов, и таким образом родилась идея создания глэмпинга. У нас на данный момент запущено девять домов, в дальнейшем планируется увеличение номерного фонда до 26 домов. В каждом доме небольшая двуспальная кровать, как правило, это для двоих взрослых. Мы не приглашаем в гости детей, и у нас нет каких-то специальных площадок, аниматоров, детского меню. Основная целевая аудитория — это пары. Мы находимся среди папоротников и сосен, поэтому старались минимально вмешаться в природный ландшафт и оставить все как есть, но внутри в домах комфорт абсолютно отельного уровня: белоснежное постельное белье, ортопедический матрас, халаты, кондиционер, душ, холодильник, фен, теплый пол», — рассказала управляющая «Августа».
Запустив проект в первой половине июля, Юлия столкнулась с тем, что все дома забронировали вплоть до середины августа. Она считает, что дальше спрос на глэмпинги никуда не исчезнет — ведь их концепция принципиально отличается от привычных туристических точек с шумными алкогольными посиделками и позволяет провести отдых в спокойствии и уединении.
Куда еще поехать на Алтае: «Чепош парк», «Сайкол Глэмпинг Камаин», Mamont Camp, «Лес и море».