Лионель Месси — официально в «Пари Сен-Жермен». Футболист подписал контракт на два сезона с возможностью продления еще на один. Прощание с «Барселоной», где форвард играл на протяжении всей карьеры, вышло трогательным и тяжелым. На последней пресс-конференции аргентинец не смог сдержать слез и выразил надежду, что уходит из команды не навсегда. В деталях самого громкого трансфера последних лет разбиралась «Лента.ру».
«Барселона» официально объявила об уходе Месси 5 августа. Едва ли не единоличным лидером гонки за футболиста мгновенно стал парижский клуб. Английский «Манчестер Сити», так активно интересовавшийся аргентинцем еще год назад, в этот раз даже не напомнил о себе. Сообщалось, правда, об интересе и со стороны мадридского «Атлетико», но до настоящих переговоров дело так и не дошло. Да и сомнительно, что Месси всерьез рассматривал бы этот вариант — вряд ли ему было по душе остаться в Испании после случившегося.
Несколько дней самые разные французские и испанские инсайдеры заполняли информационное поле противоречивыми данными. Называлась и постоянно сдвигалась дата прилета Месси и его семьи в Париж, раскрывались и опровергались детали контракта и грядущего представления футболиста команде. Писали, например, что для этого задействуют Эйфелеву башню. Но то ли планы боссов ПСЖ изменились, то ли это с самого начала было чьей-то выдумкой. И только ключевое событие — переход аргентинца в Лигу 1 — под сомнение не ставилось.
9 августа в сети появились фото улиц Парижа, заполненных фанатами. Люди ждали Месси. Обочины дорог, ведущих к аэропорту, превратились в сплошную полосу приветственных плакатов. Утром 10 августа ПСЖ опубликовал ролик, в котором намекнул на скорое появление официальной информации. К вечеру аргентинца заметили в зале прилета: он прибыл во Францию в футболке с надписью «Это Париж» и помахал болельщикам через стекло. На 11 августа ПСЖ наметил первую пресс-конференцию Месси.
В парижском клубе игрок проведет следующие два сезона. Перед главным тренером Маурисио Почеттино стоит непростая задача: выбрать такую игровую схему, в которой и аргентинец чувствовал бы привычную свободу, и остальные игроки не потерялись бы. Неймар, Анхель Ди Мария, Килиан Мбаппе — звезд в ПСЖ хватает. Такой состав кажется в принципе сильнейшим из существующих. Ни один клуб в мире сейчас не располагает хотя бы на долю сравнимым с этим активом. Так что на сколько тысяч (или миллионов?) болельщиков станет больше у парижан в новом сезоне — вопрос интересный.
До недавнего времени казалось, что Месси и «Барселона» — единое целое, и одно без другого существовать просто не может. Это, кстати, вполне может оказаться правдой. Так ли нужен аргентинец французскому чемпионату, куда менее интригующему и конкурентному, чем Ла Лига? Так ли он нужен клубу, в основе управленческой политики которого лежит привычка скупать игроков и лишь потом думать, как их использовать? Так ли сине-гранатовые, которые даже с Месси в последнее время выглядели не слишком вдохновляюще, готовы справляться без него?
Справедливости ради, 34-летний нападающий на клубном уровне уже выиграл все, о чем только можно мечтать, и потенциальная неудача в Париже вряд ли ударит по его репутации. Его амбиции, надо полагать, давно переместились в область международных турниров. Что до каталонцев — то у них поводов для тревоги действительно хватает.
Первое — игра. Главный тренер сине-гранатовых Рональд Куман, рассуждая о случившемся, заметил, что в команде хватает исполнителей, которые способны действовать на позиции форварда и приносить пользу. «Мы должны играть хорошо, побеждать и трудиться еще упорнее. Теперь мы без Лео и должны думать о будущем», — добавил специалист. Трудно придумать, какие слова из его уст звучали бы уместнее, но отделаться от ощущения, будто голландец не очень в сказанное верит, еще труднее. В середине прошлого сезона сине-гранатовые неприятно удивили болельщиков, когда оказались в разобранном состоянии, но именно Месси и спас команду от катастрофы. В последних турах редкий матч обходился без его гола, а то и дубля. Обычное для аргентинца дело.
Второе — деньги. По оценкам консалтинговой фирмы Brand Finance, после ухода Месси стоимость бренда каталонского клуба может снизиться на 11 процентов по сравнению с показателями на 2021 год (1,27 миллиарда евро). Таким образом, «Барселона» рискует потерять 137 миллионов евро. 77 из них приходится на спонсорские деньги, 17 — на матчдэй, 43 — на выручку с продажи клубной атрибутики. А ведь клуб и так погряз в долгах.
Самое драматичное в этой истории, пожалуй, то, что «Барселона» потеряла Месси не потому, что этого захотела хотя бы одна из сторон. Все дело в финансовом fair play.
Еще весной 2020 года каталонцы столкнулись с необходимостью оптимизировать расходы из-за паузы в чемпионате Испании, вызванной пандемией коронавируса. Сначала футболистам предложили отказаться от 70 процентов зарплаты на время приостановки чемпионата, и они приняли условия. Однако уже через полгода передумали, из-за чего финансовые трудности команды усугубились.
В августе 2020-го Месси впервые заговорил о желании покинуть клуб — причиной он назвал «нездоровую атмосферу». Нападающий открыто критиковал руководство, а его представители якобы вели переговоры с «Сити». Однако переход тогда был практически невозможен из-за космической суммы отступных, прописанной в контракте с «Барселоной»: 700 миллионов евро. Лионель не сумел убедить каталонцев отказаться от соблюдения этого пункта и в конце концов остался. Ему предстояло отыграть за сине-гранатовых еще как минимум сезон.
В начале лета 2021-го на пост президента клуба вернулся Жоан Лапорта. Он сменил скандально известного Хосепа Бартомеу. Болельщики выдохнули: функционер наладил отношения с Месси и даже смог уговорить аргентинца пойти на 50-процентное понижение зарплаты. В середине июля сообщалось, что заключение нового пятилетнего соглашения с аргентинцем — почти решенный вопрос. Кроме того, контракт предусматривал переход Месси на административную должность в «Барселоне» после завершения футбольной карьеры.
Теперь же выяснилось, что сохранить Месси в команде невозможно, хотя для этого было сделано все. Дело в том, что Ла Лига высчитывает потолок зарплат для каждого клуба индивидуально, исходя из его доходов. У каталонцев с этим большие проблемы. Так, потери «Барселоны» по итогам прошлого сезона должны были составить около 200 миллионов евро, но превысили 400 миллионов, а долги уже достигли миллиарда. Подписание Месси привело бы к тому, что клуб тратил бы на зарплаты игроков 110 процентов доходов. Руководство лиги такой контракт не согласовало бы, а урезать зарплату игроку еще больше не позволило бы испанское законодательство.
Два десятка лет назад каталонцы сделали самое успешное вложение едва ли не за всю историю футбола: оплатили лечение аргентинскому мальчику, у которого был дефицит гормона роста. Взамен они получили преданную суперзвезду — крайне редкое сочетание. И даже год назад, когда Лионель прямо говорил о желании уйти и остро критиковал руководство, охотно верилось, что это лишь пустые угрозы.
И вот Месси в ПСЖ — пока это звучит не вполне естественно, но придется привыкнуть. На последней пресс-конференции в каталонской команде игрок выразил надежду, что прощается с сине-гранатовыми не навсегда, и назвал Барселону домом, но утешение это слабое. И для болельщиков, и для клуба, и, судя по всему, для него самого. «Я люблю "Барселону", эта команда — моя жизнь», — неоднократно говорил аргентинец. Кажется, футболист и сейчас готов повторять это, но рано или поздно эмоции утихнут. Признается ли он однажды в любви и французскому клубу?