Культура
00:04, 14 августа 2021

Греческая трагедия. Как отпуск превращается в кошмар в новом триллере Netflix?

Рона Суари
Кадр: фильм «Беккет»

В Локарно сегодня завершается один из самых престижных кинофестивалей планеты, а на Netflix уже оперативно вышел его фильм открытия — небанальный триллер с Джоном Дэвидом Вашингтоном «Беккет», в котором греческий отпуск американской пары оборачивается катастрофой, погоней через всю страну и политической интригой, связанной с коррупцией в высших эшелонах власти. «Лента.ру» рассказывает о том, чем это кино отличается от типовых образцов жанра.

«Вот бы и нам встретить оракула, расспросить, что нас ждет», — мечтательно говорит американка Эйприл (Алисия Викандер) своему бойфренду с литературным именем Беккет (Джон Дэвид Вашингтон). Посещение развалин храма Зевса в Додоне, в древности славившегося своими предсказателями, явно произвело эффект. Лучше бы, впрочем, в будущее туристы не заглядывали, потому что ничего хорошего их там не ждет. Тем же вечером Беккет засыпает за рулем, и арендованное авто летит под крутой горный откос. Для Эйприл ДТП становится смертельным, так что ее убитый горем возлюбленный, проведя пару дней в больнице, не находит ничего лучше, чем отправиться на место аварии, чтобы покончить с собой. Впрочем, прежде чем он успевает осуществить задуманное, в него вдруг открывают стрельбу.

Пули оказываются не шальными: местный полицейский, еще недавно утешавший американца из-за гибели подруги, теперь упрямо преследует его по горам и селам, причем в компании пары мутных, почему-то хорошо вооруженных гражданских. Достается и тем, кто берется Беккету помогать: раз — и сломан нос охотника, перевязавшего туристу простреленную руку, два — и страшная кара настигает пчеловодов, поделившихся телефоном и подсказавших дорогу. Беккету остается только бежать от погони в Афины, надеясь найти спасение в американском посольстве, но, конечно, чем яснее становится, почему именно на не очень-то способного за себя постоять бедолагу ополчились грязные греческие полицейские и их сообщники, тем очевиднее, что не ждет героя покой и среди дипломатов из родной страны.

«Беккет» — второй фильм итальянца Фердинандо Чито Филомарино (продюсер — его соотечественник Лука Гуаданьино, знаменитый по «Назови меня своим именем» и ремейку «Суспирии»), всего неделю назад открывавший фестиваль в Локарно, удивляет уже в самом начале. Филомарино не спешит взрывать свое кино экшеном, вместо этого на протяжении пятнадцати минут спокойно наблюдая за диалогами, признаниями, шутками Беккета и Эйприл. Парадокс в том, что тем самым режиссер не только обрисовывает характер протагониста задолго до того как тому придется этот характер проявлять, но и вполне уверенно нагнетает саспенс: чем нежнее воркование влюбленной пары, тем ощутимее кадр наполняется тревогой, тем неотвратимее и катастрофа, и запускаемая ей погоня местных за американским туристом.

Переход от романтической драмы к триллеру об охоте на человека как будто бы должен окончательно вывести «Беккета» на рельсы чистого жанра — и в определенной степени так и происходит: Филомарино, например, старательно и эффективно выстраивает эффектные сцены то на краю горной пропасти, то в забитом людьми поезде междугородного следования. Но незамутненным, предпочитающим любым смыслам действие фильмом «Беккет» при этом так и не становится, — во многом потому что у Филомарино имеется еще один козырь в рукаве. Ему, проще говоря, есть что сказать не только о нелегкой доле туриста, пытающегося выжить на негостеприимной чужбине, но и о самой этой стране, а точнее, о ее прискорбном финансовом положении и его виновниках. Навязанная грекам Евросоюзом политика жесткой экономии, коррупционеры во власти и махинаторы в оппозиции, ультраправые и ультралевые — в финальной трети на жанровом скелете «Беккета» вдруг обнаруживается столько мышц из идей и подтекстов, что типичным остросюжетным кино назвать его уже язык не поворачивается. Филомарино удается выйти на более почтенную и заповедную территорию политического триллера.

Стриминговый сервис последние несколько лет очевидно стремится заполнить своими релизами те лакуны, которые киноиндустрия в ее нынешнем состоянии оставляет в прокате. Стоило крупным студиям решить, что им невыгодно вкладываться в ромкомы, как Netflix начал их производить почти в конвейерном формате. Стоило стать общим местом жалобам о том, что в кинотеатрах уже не встретить кино, рассчитанное на взрослую аудиторию, например, те же политические триллеры, золотой век которых пришелся на семидесятые (о чем говорить, если почти в любом рейтинге лучших образцов этого жанра 2010-х обнаруживается смехотворный комикс «Первый мститель: Другая война»), как вот, пожалуйста, на платформе появляется критикующий политику Евросоюза и лицемерие его американских партнеров «Беккет». Что ж, тем лучше для изголодавшихся по хоть сколько-то отличному от диеты из блокбастеров репертуару зрителей, если, конечно, Netflix и за этот жанр возьмется всерьез, а не решит ограничиться лишь одной туристической вылазкой на его территорию.

Фильм «Беккет» (Beckett) вышел на платформе Netflix

< Назад в рубрику