В начале августа в Новороссийском порту, в шести километрах от черноморского побережья, произошел выброс нефти при заправке греческого танкера. По предварительным подсчетам, территория загрязнения составила 200 квадратных метров. Чем это грозит окружающей среде — читайте в материале «Ленты.ру».
В компании КТК считают, что причиной аварии стало разрушение внутренней полости гидрокомпенсатора выносного причального устройства. Об этом сообщает «Эксперт».
Институт космических исследований Российской академии наук через три дня после произошедшего обнародовал сведения, что на снимках со спутника в море рядом с Новороссийском замечено большое нефтяное пятно площадью около 85 квадратных километров. «Эксперт» со ссылкой на фото отметил, что есть основания считать разлив больше ранее заявленного в 400 тысяч раз. Глава КТК Николай Горбань отметил, что пятно не является нефтяным.
«Никаких остаточных явлений не наблюдаем. Понимаем свою ответственность, плотно взаимодействуем с Росприроднадзором. Проводим экспертизу самого изделия, готовим претензию к поставщику оборудования», — приводит ТАСС слова Горбаня.
Росприроднадзор отобрал пробы воды на месте разлива нефти. Глава ведомства Светлана Радионова написала на своей странице в Instagram, что взяла ситуацию под личный контроль.
«Наши специалисты работают на месте, пробы воды уже отобраны и будут изучены на предмет загрязнения нефтепродуктами. Также направлены запросы капитану Новороссийского порта и местной полиции. Оцениваем реальные масштабы загрязнения. Ситуацию контролирую лично», — отметила она.
Кроме того, Следственный комитет будет расследовать уголовное дело по факту разлива нефти, сообщал ТАСС со ссылкой на представителя Западного межрегионального следственного управления на транспорте СК России Елену Марковскую.
«В связи с широким общественным резонансом руководитель Западного межрегионального следственного управления на транспорте СК РФ инициировал передачу уголовного дела по факту разлива нефтепродуктов в районе морского порта Новороссийск, возбужденного органами внутренних дел по части 1 статьи 252 УК РФ — "Загрязнение морской среды"», — сказала она.
На противоречивость поступающих сведений указал и глава Краснодарского края Вениамин Кондратьев.
«Сегодня мы обеспокоены ситуацией с разливом нефти в Черном море 7 августа. Поступает противоречивая информация о масштабах происшествия. Нам важно реально оценить ситуацию: как разлив нефти отразится на животном мире, существует ли угроза курортным территориям. Сейчас важно принять исчерпывающие меры для скорейшей ликвидации последствий и тщательно расследовать причины аварии», — приводит ТАСС слова губернатора.
Эксперты называют сложной оценку ущерба в данный момент. При этом «Эксперт Юг» со ссылкой на сотрудников Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора заявил, что когда будет установлен виновник загрязнения, к нему применят санкции в зависимости от статьи.
Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин отметил, что ущерб может составить до пяти миллиардов рублей. Специалист подчеркнул, что сейчас трудно точно рассчитать размер ущерба окружающей среде — например, невозможно определить по спутниковому снимку реальный объем вылившейся нефти.
«Если верить официальной версии, речь идет примерно о 10 тоннах. Но если опираться на данные ИКИ РАН, объем может составить до 5000 тонн, а это уже загрузка небольшого танкера. Вряд ли утечка такого масштаба могла длительное время игнорироваться компанией», — приводят его слова «Ведомости».
Член Общественного совета по экологической безопасности при администрации Новороссийска Татьяна Трибрат высказала предположение, что руководство КТК в десятки раз занижает объемы разлива нефти.
«В Новороссийске подобная ситуация произошла в 1998 году: случился разлив нефти на Шесхарисе. Виновник разлива нефти так же лгал. Главное сейчас — добиться правды и подсчитать реальный ущерб», — приводит слова Трибрат «Эксперт Юг».
Трибрат также высказала мнение, что задержать пятно с помощью установленных заграждений было невозможно. В результате под угрозой оказались заповедник Утриш и песчаные пляжи Анапы.
«Если нефть достигнет песчаных пляжей, восстановить их будет невозможно. Не стоит топить нефть сорбентами, потому что это несет угрозу обитателям морского дна. В районе разлива нефти — в поселке Южная Озереевка — находится крупнейшее нерестилище черноморской камбалы — калкана. В советское время там даже судам запрещали проходить на полной скорости. После разлива нефти в субботу ее реактивный запах разнесся не только по поселку, но и по другим населенным пунктам — Кабардинке, Новороссийску», — подчеркнула Трибрат.
Она упомянула и о крайне негативном влиянии на лес.
«Постоянный сероводородный запах идет с моря, погибают сосновые леса, которые были посажены в советское время вокруг озера Абрау. Никто не хочет делать спектральный анализ, мониторинг, чтобы выяснить реальное влияние предприятия на экологию нашего региона», — приводит 74.ru комментарий Трибрат.
Экологи уверены, что пятно расползается. Даже на любительских снимках видно, что масштабы катастрофы в десятки раз превышают заявленные, утверждает член Общественного экологического совета при губернаторе Краснодарского края Вениамин Голубитченко.
«Любой разлив нефти приводит к самым плачевным последствиям. Пленка, которая образуется от разлива нефти, мешает газообмену. В воде начинается кислородное голодание. Особенно это опасно для водоемов, в которых происходят сильные процессы гниения: повышается уровень аммиака и сероводорода. Пятно понесло в Керченский пролив, в котором большие иловые отложения. В первую очередь погибает фитопланктон, который кормит все море», — сказал эколог.
Он утверждает, что нефть попала в особо ценную акваторию Утриша, которая практически не затронута деятельностью человека.
На морском терминале Каспийского трубопроводного консорциума в Новороссийске в конце зимы заметили массовую гибель птиц. Как сообщал «Интерфакс», тогда в компании заявили, что работа КТК не влияет на экологическую обстановку. Произошедшее объяснили аномальными холодами в Краснодарском крае и истощением кормовой базы.
Примечательно то, что двумя неделями ранее, 15 февраля, при осмотре оборудования терминала после шторма сотрудники КТК обнаружили образование гофры на шланге внутренней линии выносного причального устройства.
На сайте «Транснефти» указаны акционеры КТК. Российских компаний всего треть (31 процент). К примеру, еще 20,75 процента — за Казахстаном, а 16,75 процентов — в США.
С чего зарубежным государствам, которые составляют почти 70 процентов акционеров, в принципе заботиться о российской экологии? Забота — это в первую очередь вложения, а в данном случае складывается впечатление, что иностранные компании всеми силами стараются не платить необходимые для поддержания экологии нашей страны средства. Буквально стараются сэкономить на чужих жизнях.
Ведь ситуация с разливом нефти — не единственное негативное влияние компании на природу. Например, как сообщает «Экологическая вахта по Северному Кавказу», жители курортного поселка Южная Озереевка и люди, отдыхающие в урочище Широкая Балка все чаще жалуются на неприятный нефтяной запах, который тянется с терминала Каспийского трубопроводного консорциума. Как предполагается, выбросы происходят в момент погрузки танкеров.
Издание подчеркивает, что подобные предположения подтвердила проверка Северо-Кавказского межрегионального управления по техническому и экологическому надзору. Специалисты зафиксировали, что КТК крайне редко осуществляет контроль за состоянием атмосферного воздуха во время погрузки танкеров, отмечает издание.
«Независимая газета» отмечает, что официальная мощность КТК — около 30 миллионов тонн, но с 2011 года реализуется проект расширения КТК в три этапа. Предполагалось строительство десяти дополнительных нефтеперекачивающих станций, шести резервуаров для хранения нефти под Новороссийском и третьего выносного причального устройства на Морском терминале КТК, а также замена 88 километров трубопровода на территории Казахстана.
Построили шесть новых нефтеперекачивающих станций, шесть новых резервуаров для хранения нефти РВС-100000 и завершили строительство третьего выносного причального устройства. В 2018 году компания закончила реализацию проекта расширения, которая позволила увеличить мощность трубопровода до 67 миллионов тонн нефти в год, отмечает «Интерфакс».
Также издание inbusiness.kz ранее упоминало, что с завершением ПУУМ в 2023 году пропускная способность трубопроводной системы Тенгиз — Новороссийск составит не менее 72,5 миллиона тонн нефти в год на выходе с территории Казахстана и около 80 миллионов тонн в целом по нефтепроводу.
С таким расширением не согласны экологи. По словам Татьяны Трибат, члена Общественного совета по экологической безопасности при администрации Новороссийска, КТК периодически пытается увеличивать объемы транспортировки нефти, а на общественных слушаниях экологи пытаются доказать, что предприятие наносит ущерб экологии.