Нена фон Шлебрюгге, дочь прусского барона, родилась в Мексике, выросла в Швеции и обрела славу в Нью-Йорке. «Идеальная» внешность подарила девушке шанс построить карьеру не только в модельной, но и в киноиндустрии. Нена была женой «гуру психоделики» Тимоти Лири, а затем — профессора-индолога Роберта Турмана, ее дочь Ума стала звездой Голливуда. О жизни и карьере одной из самых успешных манекенщиц 1960-х годов — в материале «Ленты.ру».
Биография фотомодели Нены фон Шлебрюгге началась с причудливой истории отношений и брака ее родителей, развивавшейся на фоне сложных и трагических событий 1930-х годов в Европе.
Барон Фридрих Карл Йоханнес фон Шлебрюгге был характернейшим представителем прусской военной аристократии. Он родился в Оберглогау (ныне польский Глогувек) в 1886 году. В его роду, как это было принято в дворянских семьях германских княжеств, было немало военных, и сам бравый кавалерийский офицер выслужился на Первой мировой до звания полковника.
Фридрих Карл Йоханнес был образованным и культурным человеком широких взглядов, либеральным монархистом, начисто лишенным националистических предубеждений. Среди его друзей и деловых партнеров было немало евреев. И когда в 1933 году в Германии к власти пришли нацисты и очень скоро начали продвигать свою антисемитскую политику, фон Шлебрюгге этого отнюдь не одобрил. Как и не ощутил ни малейшего желания вернуться к армейской карьере, чтобы служить новой власти.
Больше того: ветеран Первой мировой продемонстрировал, что верен кодексу офицерской чести. Он не боялся публично выступать против нацистской повестки и активно помогал своим еврейским друзьям и компаньонам. Когда ему предложили «добровольно-принудительно» вернуться на службу в Рейхсвер, фон Шлебрюгге отказался. У наци лопнуло терпение, они припомнили полковнику в отставке и его нонкорформизм, и помощь евреям. По доносу неких «благонамеренных» граждан Фридрих Карл Йоханнес оказался в тюрьме. Дальше его, как и других таких же «несговорчивых» честных немцев, ожидали концлагерь, страдания и смерть.
Однако судьба распорядилась иначе. У немецкого аристократа была шведская подруга по имени Биргит Ольга Холмквист, которая выступила его поистине сказочной спасительницей. Это была незаурядная юная леди свободных взглядов. В конце 1920-х Биргит, которой тогда было лет 17-18 (она родилась в 1911 году) позировала обнаженной шведскому скульптору-импрессионисту Акселю Эббе для статуи Famntaget («Объятие»): прекрасная нагая девушка раскинула руки, словно желая обнять весь мир. С 1930 года статуя встречает корабли в самой южной точке Швеции — гавани Смигехюк.
В нарастающем европейском и мировом конфликте Королевство Швеция придерживалось нейтралитета, а нацисты принимали этот факт из стратегических и политических соображений — прежде всего потому, что в этой скандинавской стране были большие запасы различного сырья, например, никеля, и настраивать против себя ее население Гитлер не хотел.
Шведов объявили арийской нацией, равной по всем привилегиям нации немецкой. Это выражалось, например, в том, что браки между немецкими и шведскими гражданами не встречали никаких препятствий со стороны нацистских властей. Биргит при поддержке семьи и знакомых официально изъявила желание заключить брак с заключенным фон Шлебрюгге.
Это был старый, еще средневековый обычай: свадьба с честной девушкой спасала приговоренного от исполнения наказания. Брак разрешили — при условии того, что опальный отставной офицер навсегда покинет пределы Третьего рейха. Барон, которому в 1935 году было уже около 50 лет, с благодарностью принял предложение своей юной спасительницы (Биргит была моложе жениха почти вдвое). Пара обвенчалась и эмигрировала в Центральную Америку.
Фон Шлебрюгге поселились в Мехико. Брак, который со стороны можно было бы принять за фиктивный и заключенный из милосердия, оказался вполне реальным. Уже в 1937 году у пары родился сын Бьерн, а в начале 1941-го на свет появилась дочь, названная первым именем в честь матери — Биргит Каролина. Домашние называли девочку Нена.
Фридрих Карл Йоханнес умер в 1954 году, когда ему было под 70. Вдова с детьми вернулась в Швецию. Нена училась в шведской школе и, как полагается благовоспитанной баронессе, увлекалась музыкой и историей искусства. В 1955 году в гостях у друзей своей матери девушка познакомилась с известным фотографом моды Норманом Паркинсоном, снимавшим для Vogue. Паркинсон сообщил и вдовствующей баронессе фон Шлебрюгге, и самой Нене, что девушке просто необходимо стать моделью. Невинное, классически прекрасное лицо и стройная хрупкая фигура юной аристократки взволновали его воображение.
Мать Нены, хотя и сама в молодости была натурщицей, сочла, что 14 лет — слишком юный возраст для начала модельной карьеры, поэтому фон Шлебрюгге решили подождать. Спустя пару лет Нена перебралась в Лондон, где заключила контракт с Ford — одним из ведущих мировых модельных агентств, а затем в Нью-Йорк, где ее ожидала недолгая, но бурная слава фотомодели.
Норман Паркинсон был не единственным фотографом, с которым работала Нена. Для Vogue, Harper’s Bazaar и Glamour, а также рекламы люксовых брендов (в частности, Chanel и Trifari) ее снимали Берт Стерн, Ричард Аведон, Уильям Кляйн, Глеб Дерюжинский и другие звезды фэшн-фотографии того времени. Кроме знакомых по модельному бизнесу у баронессы-модели появились знакомые и в нью-йоркских артистических кругах богемного района Гринвич-Виллидж. Среди них были поэт и писатель Грегори Корсо и знаменитый художник-сюрреалист Сальвадор Дали — считается, что Нена позировала и ему.
По одной из версий биографии Нены, именно Дали познакомил молодую модель со знаменитым представителем нью-йоркской богемы — психологом и адептом «психоделической революции» Тимоти Лири.
Его знакомство с Неной произошло в начале 1960-х, когда Лири еще не превратился в скандального нонконформиста, а был признанным ученым-психологом, автором монографии The Interpersonal Diagnosis of Personality («Интерперсональная диагностика личности»). Монография вышла в 1957 году и по сей день используется спецслужбами. Ее автора в 1960-м пригласили преподавать в Гарварде. В сфере интересов Лири оказалось воздействие на психику тогда еще не запрещенных психоделических препаратов.
Нена вышла замуж за Лири в 1964 году. На свадьбе, которую сыграли в особняке приятеля Лири миллионера Уильяма Хичкока, гуляли все значимые персонажи гринвич-виллиджской «тусовки», а режиссер Донн Алан Пеннебейкер снимал новобрачных и гостей для своего черно-белого документального фильма You're Nobody Till Somebody Loves You («Ты никто, пока кто-нибудь не полюбит тебя»).
Однако ни Нена фон Шлебрюгге, ни Тимоти Лири до своей встречи не были «никем». Остались они яркими личностями и после развода, который случился всего через год после свадьбы. Вещества, которыми увлекался Лири как с научными, так и с практическими целями, в США признали запрещенными, но психолог и не думал от них отказываться. Нена же оказалась слишком молодой и добропорядочной, чтобы разделить беспокойную жизнь мужа. В 1965-м супруги расстались.
Как это принято у буддистов, монашество Турмана не было пожизненным: он как раз собирался сложить с себя обет, чтобы продолжить образование в Гарварде, который бросил в 1962-м ради поисков себя и знакомства с индийскими духовными практиками.
Знакомство оказалось многообещающим. Молодые люди были ровесниками, им было легче понимать друг друга. Они начали сначала активно общаться, а потом и встречаться. У обоих была бурная молодость: Роберт, как и Нена, уже был разведен (от первого брака у него была маленькая дочь), и еще до своих индийских приключений получил тяжелую травму, лишившись глаза. Травма в какой-то мере повлияла на его решение развестись и уехать искать смысл жизни на другом континенте.
В итоге этот смысл молодой индолог обрел на родине. В 1967 году Турман женился на Нене фон Шлебрюгге, которая оставила модельную карьеру ради семьи: в том же году у пары родился старший сын Ганден. Роберт вернулся в Гарвард и в 1969 году защитил магистерскую, а в 1972 году докторскую диссертации по санскритской индологии. К тому времени он и Нена уже были дважды родителями: в 1970-м у них родилась дочь Ума Каруна, будущая суперзвезда Голливуда. Имя дочери — по имени богини индуистского пантеона Умы, что в переводе означает «дарующая блаженство» — выбрал сам Турман.
После рождения Умы Нена снялась в фильме Джона Палмера и Дэвида Вайсмана Ciao! Manhattan («Чао! Манхэттен»), однако сцены с ее участием при финальном монтаже вырезали. После этого баронесса фон Шлебрюгге больше не возвращалась в шоу-бизнес, посвятив себя семье, помощи мужу и изучению индуизма и буддизма.
В 1973 году Роберт Турман стал профессором религиоведения в Амхерст-Колледже, а Нена родила третьего ребенка — сына Дечена. Спустя пять лет на свет появился младший сын пары — Мипам. В 1988-м, когда Мипаму исполнилось десять, его отец достиг пика академической карьеры, став профессором Колумбийского университета, а старшая сестра Ума снялась в своих первых фильмах — «Джонни, будь хорошим» и «Опасные связи».
Первые годы брака Нена фон Шлебрюгге посвятила заботе о детях, а потом тоже продолжила образование и получила диплом психотерапевта. В 1986 году ее муж вместе с голливудским актером-буддистом Ричардом Гиром и композитором-минималистом Филипом Глассом основали общественную организацию Tibet House. в 1991 году Биргит Каролина (Нена) фон Шлебрюгге стала исполнительным директором этой организации и до 2002 года организовывала его мероприятия, встречи и концерты.
Уйдя со своего поста в Tibet House, неугомонная аристократка, модель, мать семейства и общественная деятельница не успокоилась, а основала центр тибетской медицины Menla Mountain Retreat. В свои 80 бывшая манекенщица, судя по фото и интервью, по-прежнему остается в прекрасной форме и сохраняет поистине буддистское душевное равновесие.