Культура
00:02, 1 сентября 2021

Черти водятся. Мэтт Дэймон изменился до неузнаваемости ради роли в «Тихом омуте». Почему этот фильм ждет «Оскар»?

Ярослав Забалуев (кинокритик «Ленты.ру»)
Кадр: фильм «Тихий омут»

В сети доступен «Тихий омут» — новый фильм автора оскароносного «В центре внимания» Тома Маккарти с почти неузнаваемым Мэттом Дэймоном. «Лента.ру» рассказывает, зачем Дэймон перевоплотился в мечущегося по Марселю строителя из Оклахомы, и объясняет, за что фильм удостоился пятиминутной овации в Каннах.

Борода, темные очки, бейсболка, клетчатая рубашка, символизирующий великую Америку белоголовый орел на плече — таков повседневный облик Билла Бейкера (Мэтт Дэймон), угрюмого строителя из Оклахомы. Он отлично знает свое дело, живет обособленно и очень любит дочь Элисон (Эбигейл Бреслин), которая уже пять лет сидит в марсельской тюрьме. Элисон осудили за убийство своей девушки, но она уверяет, что невиновна, а истинным виновником называет араба Акима, с которым случайно познакомилась в баре. Билл летит в Марсель навестить Элисон и заодно попытаться возобновить расследование в надежде на апелляцию. Уроженцу консервативного штата не слишком мешает даже незнание французского языка. Он хватается за любую возможность освободить дочь и в итоге заводит дружбу с местной сердобольной актрисой (Камилль Коттен), которая берется помочь с поисками справедливости и ограждает от шуточек подруг, интересующихся, голосовал ли Билл за Трампа. На эти саркастические реплики Билл совершенно не обижается и реагирует прямолинейно — не голосовал из-за судимости.

После оскаровского успеха другого фильма про расследование — «В центре внимания» («Оскар-2016» за лучший фильм и лучший оригинальный сценарий) — от его режиссера и сценариста Тома Маккарти ждали, пожалуй, попытки последовательно развить свалившийся на голову успех. Фильм о схватке честных либеральных журналистов и священников-педофилов апеллировал к лучшим чувствам просвещенной публики — вот и от «Тихого омута» сразу ждешь чего-то подобного. Не настораживает даже поначалу стоеросовая харизма главного героя. Про таких персонажей, не слишком склонных к рефлексии, вообще любят снимать кино скорее в России — Данила Багров или Антон Ремизов из «Кремня» наверняка нашли бы с Биллом Бейкером общие темы.

Маккарти, однако, не Балабанов, да и Мэтт Дэймон совсем не Сергей Бодров-младший. Исполнитель главной роли здесь, кстати, перетягивает ожидания в несколько иную сторону — международного боевика, вроде тех, в которых не первое десятилетие блистает Лиам Нисон. В конце концов, зря что ли за плечами 50-летнего артиста эпопея про шпиона с нетвердой памятью и железными кулаками Джейсона Борна? Не зря, но Дэймон тоже не собирается влезать в старые образы, вместо этого полностью растворяясь в своем новом герое — крепко сбитом, тяжелом, немногословном, но все-таки скорее положительном мужчине с американского Юга.

Впрочем, сознательный обман ожиданий в случае Тома Маккарти очевидно не слишком надежная тактика, так что он их не столько обманывает, сколько элементарно игнорирует, сосредоточиваясь на истории, принципиально отличной от «В центре внимания». В основе сюжета «Тихого омута» лежит нашумевшая история Аманды Нокс, которая незадолго до премьеры картины даже успела возмутиться тем, что ее биографию экранизировали без ее ведома. Этот реальный случай, однако, не более чем отправная точка, импульс, завязка, оттолкнувшись от которой Маккарти и Дэймон направляются в несколько иную сторону.

Получается, что, маня зрителя миражами боевика или триллера, «Тихий омут» оказывается на практике фильмом, в котором два самых динамичных эпизода связаны с футболом — уличным и профессиональным. Да и эти сцены далеки даже от довольно вдумчивого экшена «Интернешнл» Тома Тыквера, с которым фильм Маккарти роднит важный для сюжета языковой барьер между героями. С жанром тут вообще главные сложности. С одной стороны, это детектив, но при этом не спешащий закручивать интригу и искать виноватых. Вместо этого Маккарти предпочитает подолгу всматриваться в своего персонажа и его драму, которая становится все более выпуклой, чем упрямее герой пытается понять, какой именно порядок событий привел его дочь за решетку. Более того — такой подход оказывается даже киногеничнее любых жанровых клише.

При этом Маккарти мягко избегает и соблазна превратить «Тихий омут» в какую-нибудь метафору или разогнать неспешное действие до обобщающего высказывания о кризисе современной Америки. Все это при желании можно вчитать и всмотреть в картину, которой от этого, впрочем, ни жарко ни холодно: она ни на минуту не теряет резкости и конкретности. «Тихий омут» умышленно немного неповоротлив и движется вперед с грацией своего похожего на валун героя. Однако есть в фильме и какое-то подспудное европейское изящество, которое периодически наделяет дэймоновского Билла Бейкера бульдожьим обаянием героев Жана Габена.

В рамках промокампании фильма актер успел рассказать, как отказался от главной роли в «Аватаре», и обругать супергеройское кино за примитивность конфликтов. В этом, конечно, есть некоторая доля лукавства — сам Мэтт скоро появится на экране в новом «Торе». Но в то же время «Тихий омут» с его семидесятнической обстоятельностью наглядно показывает, что именно имеется в виду. Переполняя фильм вроде бы незначительными деталями, легко позволяя себе старомодные длинноты, Маккарти прежде всего показывает, что такое непредумышленно умное, тонко и точно выстроенное кино сегодня возможно. Во многом «Тихий омут» еще и доказывает, что драматургия такого высокого уровня не просто возможна в полнометражном кино, но и срабатывает в нем едва ли не лучше, чем в раздутом сериальном хронометраже. Финальный поворот сюжета здесь не глушит и не ошеломляет, а похож на короткий тычок в солнечное сплетение, который не пытается убить, но остается в памяти надолго. И нет ничего удивительного в том, что после этого тихого фильма плачущий Дэймон в Каннах слушал пятиминутную стоячую овацию. Вполне возможно, что-то подобное ему еще предстоит пережить на ближайшей раздаче «Оскаров».

Фильм «Тихий омут» (Stillwater) вышел на платформах Amazon Prime Video и Apple TV.

< Назад в рубрику