Моя страна
00:01, 11 сентября 2021

«Поначалу вздрагивало сердце» История россиянина, рискнувшего пробежать через всю Россию. Что ему пришлось пережить?

Беседовала Дарья Рыбак (Редактор отдела «Путешествия»)
Фото: страница Макса Егорова-Курмыша во ВКонтакте

Многие туристы привыкли к путешествиям с комфортом, заранее распланированным турагентами или частными компаниями. Однако в современном мире все чаще встречаются люди, которым наскучил тривиальный отдых. Одни готовы пересечь весь мир на велосипеде, другие путешествуют между государствами на товарных поездах. Но Максиму Егорову-Курмышу и этого показалось мало. Вдохновившись подвигом главного героя фильма «Форест Гамп», он решил пробежать через всю Россию. Свой забег он начал из родного Санкт-Петербурга. Путешествие заняло 14 месяцев. О том, какой ценой ему удалось пробежать 10 тысяч километров, — в материале «Ленты.ру».

«Лента.ру»: Как вы решились на такое путешествие?

Максим Егоров: С трудом и не сразу.

Изначально эта идея появилась у меня где-то в 2018 году. Помню, сидел на работе, сделал пробный маршрут до Владивостока. Распечатал и сохранил «на потом». И начал потихоньку спрашивать людей, мол, как думаете, возможно ли вообще такую дистанцию пробежать. Конечно же, я не говорил, что сам собираюсь сделать это, просто интересно было послушать мнение других.

Кто-то говорил: «Ооо, ну ты что, это нереально», другие же наоборот отвечали, что все возможно. Одна девушка мне сказала: «Ну, если хочешь, надо сделать». Вот тогда я и понял, что в принципе придерживаюсь такого же мнения. Хочешь — делай.

И с этого момента идея настолько закрепилась в моей голове, что я уже не мог просто так освободиться от этой мысли, мне надо было все-таки попробовать пробежать. Я понимал, что перед тем как начать, надо решить много вопросов. Это и финансовая составляющая, и физическая подготовка, и уверенность в себе.

Вы говорили, что не готовились к забегу. Совсем?

Да, как таковой подготовки не было. Финансово я не готовился, физически тоже — я просто тренировался как при подготовке к обычному марафону. Самым сложным было настроиться морально. Я до конца не понимал — смогу или нет.

Что было переломным моментом?

А его и не было. Просто в какой-то момент в конце 2019 года я понял, что моя жизнь застыла примерно на одном уровне во всех направлениях. И вроде бы и жизнь веселая, и движуха такая, что иногда на сон времени не было. Но если глобально смотреть, то будто бы застрял на одном месте. В спорте результаты не выросли, в отношениях не было какого-то развития, то же самое и с работой. И я подумал, что если не сейчас, то когда? И сказал себе — надо.

Подводил ли организм на маршруте?

Ни разу. Я сам его подводил, наверное. Может, пару раз, когда у меня что-то случалось. Вот, например, болел ахилл — это было из-за моей лени. Допустим, пробегаешь большое расстояние, после этого надо обязательно потянуться, размяться, сделать упражнения. Два раза я поленился, ничего не делал, просто игнорировал эти состояния, так как был слишком уставший и думал только о том, как бы упасть на кровать, лечь и поспать. Это, естественно, выстрелило — из-за воспаления ахиллов не мог бегать по два-три дня.

Сколько вы пробегали в день?

Летом — по 50-60 километров, бывало и по 70-80. Один раз я пробежал сто. А зимой в среднем по 30 километров. Но раз в неделю всегда давал себе отдохнуть. Ну или по ощущениям — когда чувствуешь, что сил больше нет, то даешь организму небольшой отдых. Иногда перерывы происходили сами по себе — например, ты просыпаешься, а на улице за окном льет дождь. Но если дождь заставал в процессе, то продолжаешь бежать уже под ним, не делая остановок, чтобы не остыть и не заболеть.

А где вы ночевали?

В основном в хостелах или гостиницах, которые встречались по пути. Я просто заходил и спрашивал самый дешевый вариант. Иногда меня приглашали в гости незнакомые люди, узнавшие про меня благодаря сарафанному радио. А еще бывало, что люди проезжали мимо меня на машине, знакомились и звали остановиться у них, когда буду пробегать их города. И я соглашался.

Но как вы решили финансовый вопрос?

Примерно так же, как и все в России, — брал кредиты. Мне хотелось довести дело до конца, и все упиралось лишь в недостаток финансов. Я начинал с нуля. Мне пришла SMS-ка от банка, что мне могут увеличить кредитный лимит — вот я его и поднял до ста тысяч рублей. Подумал, что для старта деньги есть, ведь главным для меня было именно начать.

В принципе, я подумал, что для такого забега сумма не такая уж и большая, вполне подъемная, был уверен, что справлюсь. Но даже если и уйду в минус на все 360 тысяч — для меня это не так страшно, можно через какое-то время довольно быстро выйти из этого. Вот так я и побежал.

Дальше закончились деньги, и началось немножко другое, что я вообще никак не предполагал и не ожидал — началась пандемия. И она подкосила всех, на кого я мог рассчитывать, — друзей, знакомых. Я был полностью сам по себе. Было абсолютно неоткуда взять деньги.

К счастью, меня не уволили с работы — благодаря этому у меня был открыт доступ к банкам. Этот трудный момент настал в Омске (примерно май 2020 года, пятый месяц забега — прим. «Ленты.ру»), я долго решался — либо уходить в минус и бежать дальше, либо заканчивать все сейчас, пока не все так страшно по деньгам. В Омске я сидел четыре дня и понял, что если все-таки побегу, то уже не буду думать о том, насколько я влезаю в долги. Буду бежать из последних сил, стараясь сделать все, чтобы дойти до конца. И тогда я взял еще одну кредитку.

С того момента мне уже не было разницы, сколько денег я потрачу. Правда, тогда и народу много обо мне узнало, мне не хотелось подводить их ожидания, что ли… Они же верили в меня, верили, что если я добегу, то и у них в жизни какая-то уверенность появится. Мне писали слова поддержки абсолютно незнакомые люди. Я даже могу сейчас сказать, что чувствую, что эти люди изменились, что я разрушил в их головах какие-то границы.

Какой был самый сложный момент забега?

Я уже говорил, что хотел пробежать маршрут за полгода, но у меня не получилось. Потом решил, что попробую за восемь месяцев, — тоже не вышло. Потом срок увеличился до девяти, десяти месяцев... Задумал сделать это хотя бы до Нового года — нет, за год — снова нет... Даты все время переносились, планы рушились — это выводило меня из настроя.

Еще один момент — в Забайкальском крае начались большие расстояния между населенными пунктами, было мало гостиниц и кафешек — особенно это почувствовалось после Читы. К тому же стукнули холода. Зима, которая была в Забайкальском крае и Амурской области, очень сильно меня тормознула. Если в европейской части я пробегал по 300 километров в неделю, то там это расстояние я пробежал за месяц. Я подумал, ну как такое вообще может быть?

Температура упала ниже 20 градусов. Это все усложнило. Теперь мне приходилось одновременно держать в голове очень много вопросов — что делать с холодом, километражем, где останавливаться, как туда добраться и где найти деньги.

Наверное, самый сложный момент произошел в городе Могоче. Местные жители говорят про него так — «бог создал Сочи, а черт — Могочу». Там я застрял из-за холодов ниже 25 градусов. Когда ты ничего не делаешь, в голове появляется много мыслей, все проблемы кажутся масштабнее, а вот когда бежишь — наоборот. Поэтому я понимал, что надо двигаться — и сразу станет легче. Через три дня погода улучшилась, и я побежал. После этого удавалось оставаться на плаву.

Случались ли ситуации, опасные для жизни?

Не сказал бы. Я был слишком самоуверенным. У меня было ощущение, что все складывается в мою пользу. Да, мне сто раз говорили про диких животных, про людей, которые бывают разные, но ничего такого не было. Единственное, из-за чего у меня поначалу вздрагивало сердце, — это когда в миллиметре от тебя пролетала фура. К этому я не сразу привык, а потом уже даже на слух мог понять, выходит машина на обгон или едет по своей полосе.

Еще немного страшно было из-за собак, которые бегут на тебя целой стаей. Сперва я агрессивно на них реагировал, а потом в одной из деревень похвалил пса — и он внезапно замолчал. Взял этот прием на вооружение. Допустим, бегут на меня семь-восемь собак, я им такой «молодцы-молодцы», присаживаюсь на корточки и зову погладить. Собаки просто в ступоре. Самый смелый пес подбегает, виляет хвостом как друг. И я спокойно бегу дальше.

Какие, по-вашему, три самых красивых места России?

Назову четыре — Урал, Красноярские леса, Байкал и Владивосток. Мне понравилось везде, летом меня впечатляли просторы полей, где-то леса, где-то сопки, но для себя выделяю эти четыре места.

Дальше Казани я раньше вообще не путешествовал. Я ездил в Адлер, Сочи. На Кавказе был в Кисловодске, Минеральных Водах, Ессентуках. В основном перемещался между Санкт-Петербургом и Казанью. А благодаря забегу я и посмотрел Россию чуть-чуть, надеюсь, это только начало. С удовольствием поехал бы куда-нибудь еще, у нас очень много красивых мест!

Цели, которые ставили перед собой в самом начале, достигнуты?

Да. Я стал проще ко всему относиться. Перестал переживать. Сейчас понимаю, что если бы пришлось повторить свой подвиг, то сделал бы все то же самое. Я ни о чем не жалею. Нужно относиться ко всем по-доброму, и тогда к тебе будут так же относиться в ответ. Все зависит от нас самих — на что мы ориентированы, то и притягивается.

Какие сейчас планы?

Вливаться в работу. У меня внутри как будто прям все распирает, мне надо обязательно что-то делать. Я не то чтобы гашу эти ощущения, но берегу силы для нового проекта. Надеюсь, все получится.

А что стало с прежней работой?

С нее я ушел. Я никогда не боялся, что меня уволят. Я был уверен, что найду работу без проблем. Сейчас я начал двигаться немного в другом направлении — пока не буду раскрывать всех карт, но все-таки планирую начать связанный с бегом проект. Думаю, когда он получится, все об этом узнают.

< Назад в рубрику