Сергей Карасев — самый успешный футбольный арбитр в России. Он постоянно судит Лигу чемпионов, в 2016 году работал на Олимпийских играх, 2018-м — на чемпионате мира. А в июле 2021-го получил назначение на матч плей-офф чемпионата Европы, после чего болельщики прозвали его лучшим русским на турнире. В интервью «Ленте.ру» Карасев рассказал об отличии российского футбола от европейского, ошибках и критике, самых дорогих покупках и «фишке» в Instagram.
У вас плотный график — постоянные перелеты, матчи. Расскажите о режиме, как находите время для тренировок?
Арбитры делают примерно то же самое, что и футболисты. Если игры идут через два дня на третий, то тут уже не до серьезных тренировок. Не нужно насиловать себя — важнее, чтобы организм восстановился. Поэтому это легкие занятия, массаж, баня... Каждый уже сам знает, что ему нужно. Если говорить о недельном цикле, то высокоинтенсивная тренировка проводится в среду или четверг, в зависимости от того, когда игра, в субботу или воскресенье.
Проблемы с нормативами были у вас хоть раз?
Не было. Наверное, правильно всегда готовился.
Я читала, что в среднем вы пробегаете за игру десять километров. А сколько максимально приходилось, знаете?
Российский футбольный союз (РФС) всем арбитрам Российской премьер-лиги (РПЛ) предоставляет профессиональные фитнес-часы, мониторы сердечного ритма, они и засекают. Если им верить, то максимально у меня было в районе 12 километров. Но моя нормальная цифра — десять. Может, от 9 700 до 10 700. Ребята, кто помоложе, пробегают и больше 12.
В 2016 году вы говорили, что «Реал» и «Барселона» поражают своими скоростями. Если брать ваш последний опыт, какую-то команду так же можете выделить? Или уже ничто не удивляет?
Удивляет, еще как! Каждая игра топ-команд в Лиге чемпионов — это всегда достаточно быстрый ритм, который не какими-то отрезками чувствуется, а почти весь матч. Какая-то аритмия у них есть, конечно, но в основном темп очень высокий.
Насколько сильно уровень российских клубов отличается?
В играх первой пятерки РПЛ бывает хороший темп. Например, «Зенит» — «Спартак», «Зенит» — ЦСКА, «Спартак» — «Краснодар» и так далее. Но раз на раз не приходится. В деле подготовки футболистов я не профессионал, но вижу, что ведущие клубы Европы играют быстрее. У нас не так все плохо, есть команды, которые задают высокую планку, но дело в том, что ее нужно держать постоянно. А так как уровень чемпионата России в сравнении с любым топ-чемпионатом, конечно, пониже, то, соответственно, наши лучшие клубы не на полную иногда выкладываются в матчах с теми, кто послабее. В Европе же команды, которые играют в еврокубках, в каждой встрече показывают максимум.
Вы как-то объясняете себе, почему так происходит: одни выкладываются, другие нет? Это вопрос менталитета?
Вряд ли, ведь у нас столько легионеров играет. Они люди другого менталитета, готовы выкладываться на полную катушку. Приезжают в Россию, и что-то случается с ними? Не знаю. Думаю, это вопрос мотивации. Если, условно, топ-клуб в России играет с кем-то ниже рангом, он может к такому матчу отнестись спокойно. Якобы все равно выиграет, можно и не стараться. Я прекрасно понимаю, что очень сложно искать мотивацию на команду, которая изначально послабее. И не надо ее искать вовсе, если ты выходишь против «Барселоны» или «Челси».
Но ведь «Барселона» и «Челси» так же играют против слабых команд в своих чемпионатах. У них, получается, нет проблем с мотивацией в этот момент?
Вероятно, нет. Чтобы играть в той же «Барселоне», нужно каждый день доказывать, что ты этого достоин. Там не будут держать в составе просто так, очень высокая конкуренция. Футболистам приходится вырывать место в основе на тренировках и играх даже с соперниками классом ниже. Ну, я так это вижу.
Арбитров редко хвалят, зато постоянно критикуют. Что самое обидное за карьеру слышали?
Сложный вопрос. Я такой человек, никогда внимания на это не обращал. Есть люди злопамятные, обидчивые, но я не из таких. Ну, допустим, сказал что-то человек сгоряча, а на следующий день он уже так не думает. Бывали случаи, когда через два дня люди звонили мне и извинялись.
Кто, например?
Не хочу говорить. Они знают, я знаю. Тренеры, футболисты, арбитры — мы будто по разные стороны баррикад, но это все равно наш чемпионат, мы в одной лодке. Все стараются отношения поддерживать нормальные. Да, это непросто, потому что у команд цели и спонсоры: нужно постоянно выигрывать, выходить в еврокубки, все на нервах... Но человек звонит спустя два дня, и я говорю: «Вообще проблем нет, живем дальше».
Вы всегда были отходчивым?
Да. Думаю, для арбитра это очень хорошее качество. Я так воспитан, такой характер. Никогда не думаю о чужих обидных словах долго. И ни дай бог задумать что-то против, отомстить...
Еще вы производите впечатление довольно самокритичного человека. А на деле?
Да, я самоед. К ошибкам со временем стал относиться только серьезнее. Когда берешь некую высоту, начинаешь требовать от себя еще больше. Наша бригада имеет особый статус, я прекрасно понимаю это. И молодые арбитры на нас смотрят, и вообще все смотрят. Если ошибаешься в простых ситуациях, люди станут говорить: «Как это так, они что, звезды, думают, что к нашему чемпионату можно безответственно относиться?»
Ваши дети смотрят матчи, на которых работаете?
Периодически, в основном это касается международных матчей. Так-то они спокойно относятся, не скажу, что с первой до последней минуты следят.
Комментируют ваши решения? Не было такого, что звонят и говорят: «Пап, ну зачем вот тут желтая карточка, тут — красная...»?
Нет-нет, такого не было. Они просто переживают, если где-то услышат критику в мой адрес. Мол, Карасев что-то там не то... Естественно, могут спросить про это. Дети чувствительны к тому, что говорят о родителях.
Кстати о карточках, помните, кому показали первую красную карточку в карьере?
Прямую красную? Не помню. Зато прекрасно помню свою первую игру в премьер-лиге и первую желтую карточку. Я ее показал Андрею Тихонову.
За что, помните?
За неспортивное поведение, но оно было выражено не в несогласии со мной. Он после свистка развернулся и ударил мячом в рекламный щит. В то время была рекомендация бороться с любыми такими моментами. Не обязательно, чтобы игрок конкретно судье что-то сказал или рукой помахал, например. Пришлось ему показать, и это запомнилось. Все-таки Андрей Тихонов — легенда футбола. Да и первый матч...
Сработали четко, не замешкались?
Я никогда не мешкаюсь. Окунаешься в игру, волнение пропадает. Вообще, молодые арбитры хотят себя зарекомендовать, сделать так, чтобы руководство осталось довольно. Нужно выполнять все, о чем говорят на сборах, что написано в рекомендациях, которые дают перед сезоном. Если это не выполнит опытный судья, это плохо, но это бывает иногда, все понимают. А если не выполнит молодой, к нему будет пристальное внимание.
В 2016 году в интервью вы говорили, что вас в социальных сетях нет и не было никогда, что это вообще не очень приветствуется. Что изменилось, почему в 2020-м завели Instagram?
Это было совместное с РФС решение. Думали, как популяризировать судейство. Мы бригада узнаваемая, серьезные матчи судим. Суть в том, чтобы показать внутреннюю кухню, жизнь арбитра.
А что сами в Instagram смотрите? Вы мало на кого подписаны.
Если честно, на это времени нет. Я в основном читаю новостные ленты — что-то о трансферах, интервью коллег... Мне это всегда интересно. А сидеть в Instagram... Я вообще считаю, что людям, которых любишь и уважаешь, надо звонить, а не в социальных сетях писать.
Как появилось «всем судейско-металлический привет», с которого вы начинаете все видео? Это теперь ваша «фишка».
Да я даже особенно не думал. Когда с Instagram все срослось, оно как-то само. Я же судья и металлист, что тут выдумывать (смеется).
А комментарии под своими постами читаете? Там много приятных слов.
После Евро было много слов поддержки, я прочитал и даже опубликовал пост, чтобы поблагодарить. Это вообще редко для судьи, чтобы столько было позитива...
Смотришь ваш профиль, и кажется, что к судьям меняется отношение в лучшую сторону. Да и внимания к арбитрам все больше. Обычно у нас о судьях вспоминают только в случае каких-то скандалов.
Это не только в России. Просто в некоторых странах запрещено открыто критиковать, плюс менталитет, а у нас каждый может высказаться. В принципе, если комментируют в рамках приличия...
Конструктивно.
Это бывает редко. Бывает, что люди выступают в порыве эмоций. Но в последнее время меньше.
В какой стране вам нравится судить особенно? Если говорить о загранице.
Италия, Испания. Тепло, веселые люди, размеренная жизнь, кухня хорошая.
Часто удается прогуляться во время командировки?
Кстати, совсем недавно между собой это обсуждали. Уже вроде все объездили, но мало что видели. Мы прилетаем во второй половине дня накануне матча, заселяемся в гостиницу и едем на стадион посмотреть все. Потом ужин, а на следующий день утром у нас есть буквально пара часов, ведь еще совещание. Если живем в центре города, можем выйти, попить кофе и что-то посмотреть быстро.
Какая поездка, пусть и такая короткая, запомнилась больше всего?
Запоминаются дальние страны, потому что международные матчи в основном мы судим в Европе, куда два-три часа лету. А вот Южная Корея, молодежный чемпионат мира-2017, или Бразилия, Олимпиада-2016... Про пляж Копакабана в Рио читал книги раньше, смотрел хронику — будто там один футбол. В голове засело и думал: вот бы съездить посмотреть, это вообще правда или нет? Так вот, правда. На протяжении стольких километров одни ворота футбольные. Не был еще в Америке и Австралии. Есть мечта посудить там что-нибудь.
По сети разошлась фраза, что лучший русский на Евро — Сергей Карасев. Как вам такой статус?
Да у меня такое отношение к статусам... Вот признать лучшим футболиста, который на протяжении сезона забил больше всех мячей, красиво играл, — это нормально. А судью оценивать по каким критериям? Мы все ошибаемся. Тут вопрос, как ошибаться. Бывают ведь и ошибки, которые не поддаются никакому описанию. У меня до сих пор рубцы на сердце от некоторых. И как определить, лучший или нет? Но для болельщиков это, наверное, важно.
Просто сборная играла плохо, а вы судили хорошо.
Ну естественно, все сравнивают. Но меня же не назначили ни на полуфинал, ни на четвертьфинал. Да, я впервые в жизни отсудил 1/8, и я очень рад, потому что на прошлом Евро у меня было два матча группы. Все-таки какой-то прогресс есть. Болельщики это видят. Кому не понравится, когда есть позитив? Пусть признают лучшим, мне приятно.
Что с Евро запомнилось больше всего? Скажете, наверное, 1/8 финала?
Да нет. Я бы взял не конкретный матч, а атмосферу. Она там была дружелюбная, спокойная. Без нервов совсем. А когда повсюду позитив, и качество судейства улучшается. Причина ошибок судьи часто кроется в психологии. Мы ведь все знаем правила, как двигаться, откуда лучше посмотреть момент... Бывает как: отсудил игру и где-то ошибся, поставили плохую оценку, наказали, посидел тур или два. Обратно вернуться психологически непросто. А на самом высоком уровне проще к ошибкам относятся — как к части игры, как к чему-то обычному. Не может судья 100 процентов моментов брать.
Вы ведь говорите о Евро и играх национального чемпионата?
Да. Ни чемпионат России, ни, скажем, Италии или любой другой страны нельзя сравнить с Евро, чемпионатом мира или Лигой чемпионов.
Все потому, что национальные чемпионаты — рутина?
Абсолютно верно. Не только наша бригада сталкивается с критикой дома. И судьи, которые отработали на финалах международных турниров, приезжают в свой чемпионат, и их начинают опускать в самый низ. Жизнь такая.
Кто из игроков вам нравится?
Люблю умных футболистов. Например, Андреа Пирло.
А из действующих?
Оригинальным не буду, Месси. Креативный игрок.
Давно смотрели футбол с трибуны?
До пандемии на протяжении лет десяти бывал на матчах Бундеслиги или второй Бундеслиги, когда ездил в Германию решать вопросы со здоровьем. Каждый раз я жил там где-то неделю и в свободное время мог сходить на стадион. За неделю на пару матчей попадал.
А в бары спортивные ходите?
Нет, конечно (смеется). Во-первых, на это время нужно. Во-вторых, люблю смотреть футбол дома — ни шума, ни гама. А в-третьих, люди ведь узнают, подходят... Как же я буду сидеть с кружкой пива? Надо планку держать всегда, лучше не показываться в людных местах в таком расслабленном состоянии.
Покупка мечты? Например, что-то хочется купить, но вы себе этого никогда не позволите?
У меня всегда в приоритете были потребности семьи. Трое детей, так что все мысли связаны с тем, чтобы улучшить условия жизни. Чуть больше квартиру, образование детям, много нюансов. Ради этого только и работаю. Да, я могу купить хорошую машину, но я не автолюбитель, поэтому спокойно езжу на Volvo 2012 года. Меня все устраивает, машина — супер. Только гитару могу себе позволить.
Если честно, я не знаю, сколько стоят хорошие гитары.
Ну, от 50 тысяч рублей и до бесконечности.
А у вас самая дорогая какая?
У меня не очень дорогие. В районе двух тысяч долларов каждая, не больше. Я любитель, не профессионал, так что мне достаточно.
А первый гонорар от судейства помните, на что потратили?
Не помню, но, наверное, что-то с музыкой связанное. Когда еще играл в футбол в третьей лиге и получил там какую-то зарплату, сразу купил себе плеер кассетный. А когда судить стал... Диски, плеер, что-то такое.
О чем вы мечтаете?
Всегда загадываю одно и то же — чтобы родные и близкие были здоровы. Когда что-то не так, это больно, мешает работе очень сильно, думаешь ведь об этом постоянно. Еще чтобы дети радовали, выросли хорошими людьми, получили образование. Мечты самые приземленные и простые, но самые правильные, как по мне.
А если говорить о карьере: на матче с какой вывеской вы бы хотели поработать?
ПСЖ — «Манчестер Сити».
Не «Юнайтед»?
В этом розыгрыше Лиги чемпионов ПСЖ и «Сити» в одну группу попали. Это можно приравнять к финалу Лиги чемпионов, почему нет.
Нет, я имела в виду гипотетический матч.
Звезды ПСЖ и Роналду на другом конце? Да я только за. Как и все судьи мира.
Три главных плюса вашей профессии?
Первое — я в футболе. Карьера футболиста, может, изначально интереснее, но она короче, травм больше. А мне 42 года, я счастливый человек, потому что я до сих пор в спорте и хочу еще остаться. Второе — я международный арбитр, могу сравнить футбол в России и за рубежом и судить хорошие команды, общаться со звездами на поле, фотографии на память останутся. Третье — то, что побывал везде. Если бы я был кем-то другим, вряд ли бы я столько налетал. Чтобы посетить столько, сколько удалось, надо было бы вообще не работать. А тут летаем везде, занимаемся любимым делом и получаем за это деньги.
А минусы?
Их можно перечислить, но плюсы перевешивают. Я никогда не жалуюсь. Очень счастлив, и ни о каких минусах говорить не хочется.